22 октября 2015 года мне удалось побывать на ежемесячной встрече руководства ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» со своими клиентами - пассажирами электричек. Какие проблемы есть сейчас в пригородных перевозках и чего нам ждать в будущем?
ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» является крупнейшим пригородным железнодорожным перевозчиком РФ. Компания изучает жалобы, которые им поступают от пассажиров, а самые интересные из них - обсуждаются здесь, на личной встрече. Всё это делается для улучшения качества перевозок.
В этом репортаже не будет большого количества фотографий, будет много текста. На вопросы пассажиров отвечают руководители различных структур «ЦППК», а также управления на транспорте МВД РФ.
- По какому критерию отбираются люди, которые приглашаются на встречу?
- Смотрим жалобы, отбираем из них самые интересные, которые носят не единичный, а комплексный характер. Специализированного отбора нет. Это совершенно случайная выборка по актуальным проблемам. Никакого списка нет. Это лишний раз подтверждает, что мы готовы общаться со всеми пассажирами, особенных у нас нет.
- О контролёрах. Я езжу каждый день из Болшево в Крёкшино. Я вашу работу наблюдаю каждый день. Крёкшино. Там ходят контролёры, каждый день, они вполне очевидно соблюдают стандарты, они одеты в форменную одежду и всё такое. Скажите, они там зачем? Смотрите, что происходит: идут контролёры, сначала в один конец состава, потом в другой. Поток гастарбайтеров бежит от них, сначала в один конец, потом в другой. И каждый день все они выходят там, где им надо, в Крёкшино. Сложилось впечатление, что контролёры там только для того, чтобы не дать проспать свою станцию. А я ведь оплачиваю их работу своими деньгами. Какой «выхлоп» от работы этих людей? Как туда безбилетно ездила сотня людей на одном составе, так они и ездят, и будут ездить.
- Вопрос комплексный. Первое. Люди с билетами могут сесть, люди без билета вынуждены бегать. Это определённое неудобство. Второе. Если бы кассиры-контролёры не ходили, то людей без билетов было бы ещё больше. Снимаешь кассира-контролёра с маршрута, возвращаешь через неделю - толпа бегающих намного больше. Третье. Кассиры-контролёры имеют право проверить билет, имеют право продать билет, но у них нет права применять физическое воздействие к человеку: выталкивать его из вагона, задерживать. Это право есть только у полиции. Соответствено, кассиры-контролёры в электропоезде только могут предложить человеку купить билет. По поводу эффективности - эффективность есть. Кассиры-контролёры продают билеты в электропоездах на сумму больше, чем компания на них тратит. То есть они не содержатся за счёт билетов в кассах и прочее. Своим наличием кассир-контролёр должен заставлять пассажира идти в билетную кассу. Падение выручки у кассиров-контролёров всегда приводит к увеличению количества билетов, продаваемых в кассах. И в этом их задача. В первую очередь - контроль.
- Правильно ли я понимаю, что эта сотня человек - это допустимая погрешность?
- Нет, мы со своей стороны проводим различные мероприятия. Это, например, сплошные проверки, когда в каждом вагоне находится кассир-контролёр. В электричке, которой Вы пользуетесь, мы проведём мероприятие.
- А почему нельзя приставить к контролёрам сотрудников полиции?
- Управление на транспорте МВД России. Мы бы с радостью в каждый вагон посадили бы полицейского. Но у нас очень мало людей. Сейчас будут вводить МКЖД. Оно попадает на нашу территорию обслуживания. Мы как раз встречались с коллегами, обсуждали. В Московском метро работает 3600 патрульных постовых. А у меня по всему центральному федеральному округу - 1900. При сокращении полицейских, в Московском метро было 3629, стало 3628. У меня сократили около 200. Это так просто, цифра. Это не жалоба, это реалии нынешнего времени. Но мы свою работу стараемся организовывать. Патрульные постовые в электропоездах в основном ходят в вечерне-ночное и утреннее время. Это время, когда пассажиры наиболее подвержены преступлениям (кражи, грабежи). Мы стараемся держать полицейских в тех поездах, где могут произойти преступления. К сожалению, в дневное время охвачен всего 1% электропоездов по Московскому региону. Всего лишь. В вечернее время удаётся добиться порядка 20%. Мы бы с удовольствим закрепили бы полицейских к каждой электричке. Но мы руки не опускаем. Из областных центров мы направляем дополнительно 20 сотрудников в графике, в дневное и вечернее время. Привлекаем ОМОН. Будут страдать области, но пассажиров в Москве больше. 100 человек дополнительно привлекаем, хотя бы для профилактики. Полностью мы не можем взять поезда. Также должны быть сотрудники на станциях, в том числе на Выхино. 80-90% пассажиров выходят и пересаживаются на метро. Также стараемся действовать своими силами. Переодеваем сотрудников оперативных служб. Стараемся совместно работать с общественными организациями. Подключилась общественная палата, организация «Офицеры России». Пробуем с ними сделать пилотный проект по Горьковскому направлению - «Центр профилактики противонарушений». Стараемся привлечь как можно больше сил. Приходится крутиться. Где-то становится хуже, где-то лучше. Про торговцев прекрасно знаем. Нам удалось их выдавить с платформ. Если они есть - это единичные случаи. В электричках сложнее, они там мобильнее. Если приходят жалобы - начинаем отлавливать. Доводим дело до судов, конфискуем товар и т.д. По курильщикам: закон хороший. Порядка 10000 курильщиков оштрафовали. Выдялять вагоны для курильщиков мы точно не планируем. Пассажиру в поезде должно быть максимально комфортно. Но всё равно, основное, на что мы обращаем внимание - это профилактика преступлений. Но мы готовы к диалогу. Будет вопрос о том, как ездят болельщики. Работают по 50-60 бойцов ОМОНа. По Ленинградскому ходу у нас работа уже налажена. Повторюсь: будем работать. Но в каждый вагон посадить полицейского мы сейчас не в состоянии.
- А как проходит патрулирование электропоезда? Я езжу ежедневно от Москвы до Дмитрова. Я сажусь на вокзале, сотрудники полиции проходят один раз перед Долгопрудной, выходят в Лобне, дальше поезд идёт пустой (спасибо за будущее ужасное расписание со всеми остановками), никакой охраны и никакой полиции. А в Дмитрове садится новая бригада, до Дубны. Крайние электрички необходимо патрулировать постоянно.
- Патрулируют они не по своему выбору, разрабатывается специальный маршрут. Маршруты меняются ежемесячно, в самых криминогенных поездах продолжаем ходить. Но нехватка личного состава не даёт возможности охватить все поезда. Патрулирование осуществляется периодически, мы не заставляем их бегать туда-сюда. К сожалению, у нас есть маршруты электропоездов, где сотрудник полиции появляется один раз в два месяца. Чаще, к сожалению, не получается.
- С 4 октября на Савёловском направлении новое расписание. Я за Дмитров говорю, очень многих там знаю: новое расписание, по мнению пассажиров - оно идеальное. Оно немного не доработанное. С 26 октября направление возвращается к старому расписанию, что в корне неверно. Новое расписание нужно немного переработать.
- Я Вас официально информирую, что старое расписание не возвращается, с 26 октября будет как раз небольшая корректировка расписания. Объясню: после ввода нового расписания по определённым причинам на однопутном участке до Савёлово пошли большие задержки. Электрички не выдерживали график. Мы сильно ускорились, на определённых участках поезда стали ходить быстрее на 10-20 минут. Плюс мы убрали стоянку по Марку. Если стоянка есть - то это только за счёт задержек. Мы очень сильно ускорились на перегонах, пошли определённые задержки. У Московской железной дороги на прошлой неделе была инициатива вернуть всё как было. Но в связи с тем, что от пассажиров идёт больше положительных отзывов, чем отрицательных - было принято решение просто сделать небольшие корректировки, которые позволили бы избавиться от задержек электропоездов.
- Почему в дни массовых мероприятий расписание остаётся прежним? Например, 9 мая, когда все смотрели салют, мне пришлось бежать с Поклонной горы на последнюю электричку в 23:48 с Савёловского вокзала. И нет дополнительного поезда, который отвёз бы людей домой. Почему этой практики нет?
- Нет, эта практика есть. Когда проводился МАКС на Казанском направлении - было назначено дополнительно 35 поездов. Мы назначали дополнительные поезда во время танковых шоу в Кубинке. Как инициируется организация дополнительных рейсов? Либо организатор мероприятия нас информирует о том, что он планирует повышение пассажиропотока, либо субъект федерации (заказчик перевозок) подаёт заявку. Технически возможность назначить поезда есть. Всегда на праздники мы это делаем, особенно назначаем дальние. На Савёловском направлении 9 мая мы действительно не назначали поезда, но на Киевском направлении (рядом с Поклонной горой) последние поезда уходили около 1:30-1:45 ночи. Для вывоза с мест проведения мероприятия. В дни массовых гуляний поезда на многих направлениях смещаются на более позднее время.
- Приходится в 0:40 садиться в электричку до Икши и дальше ехать автостопом. Автобусов в это время уже нет.
- Наверное, таких обращений было немного. Если бы они были - мы бы их рассмотрели.
- Неприятная ситуация с отменами возникла в этом году, когда крайняя электричка на Дмитров уходила в 22:14, все люди ехали до Икши, а там на такси. А на такси резко взлетели цены, поскольку они собирали людей со всего поезда. И не было никаких компенсационных автобусов.
- У компании есть практика компенсационных автобусов, но это делается во время различных сбоев движения. В этом случае у нас есть договор с «Мострансавто» и мы этих пассажиров вывозим. В случае организации технологических окон, компенсационные маршруты не назначаются. При проведении плановых работ, мы всегда информируем людей и размещаем информацию за 20 суток до начала этого периода, чтобы люди это учитывали.
- Большинство работающих не могут уходить с работы на 2,5 часа раньше. Я сейчас езжу в 23:48 (электричка до Дубны), её нет в новом расписании. Приходится выкручиваться Икшинской электричкой в 23:12. У меня очень много знакомых в Дубне, у них последняя в 20:45 уходит, а раньше на Дубну в 23:48 была.
- Мы сейчас этот вопрос прорабатываем, думаю, в ближайшее время решим. А вот такой вопрос: альтернативный перевозчик - в 23:00 идёт автобус на Дубну, альтернатива-то есть, по большому счёту.
- Альтернатива-то есть, но многие выберут железнодорожный транспорт, чем автобусное сообщение.
- Здесь как раз вопрос альтернативы, потому что мы тоже оценивали электричку в 23:48. По нашему анализу, в электричке 1200 мест, а на участке Дмитров-Дубна в это время едет максимум 100 человек. В автобусе 50 мест. То есть можно гнать электропоезд или два автобуса. Сотрудничаем с Министерством транспорта, проблема нам известна, будем решать.
- Много курильщиков на платформе Выхино. Никто их не контролирует.
- Полицейские, которые гоняют торговцев в тоннеле, могут выходить на платформу и гонять курильщиков, мы это рассмотрим.
- Хочется услышать обоснование «обеденного перерыва».
- Это не «обеденный перерыв», это технологическое окно - это регламент, утверждённый внутренним нормативным документом РЖД, который говорит о том, что во время технического окна (дневного или ночного) проводятся разные виды ремонтов. Это требует выхода ремонтников на пути, а, следовательно, прекращения движения поездов.
- О вновь открываемом «Рампорте» (аэропорт Раменское). Какие мероприятия будут проводиться?
- В конце 2016 года планируется открытие первого пассажирского терминала. Полный плановый выход - 2018 год. Ожидается рост пассажиропотока в данном направлении. Мероприятия очень простые: будет строительство дополнительной пассажирской платформы между 3-м и 4-м путями на станции Отдых. На Отдыхе будут останавливаться все «Спутники», а от Отдыха до аэропорта будут ходить автобусные шаттлы. В связи с тем, что пассажиры аэропорта будут идти против потока (утром в область, вечером в центр) - дополнительного увеличения размеров движения пока не планируется. Платформу планируется построить до конца 2016 года. Перевозчиком останется «ЦППК», «Аэроэкспресса» не будет. Изначально планировалось построить прямую ветку от Москвы до аэропорта, через Кратово. Но финансирования пока нет. Финансовые затраты очень большие: как минимум, надо переносить детскую железную дорогу и сносить гаражи. Это история 2025 года.
- Прилегающая территория к станциям относится к «ЦППК»?
- Нет, мы арендуем платформы и вокзалы. Наша зона ответственности - это привокзальные площади (15 метров от вокзала), а платформы - это 2 метра сбоку платформы и 15 метров от торца платформы. Всё остальное - Московская железная дорога.
- Касательно освещения на платформах. Где чья зона ответственности? На Выхино была проблема с освещением на островной платформе в сторону области.
- Если освещение под навесом - светильники наши. Если навеса нет - светильники не наши. Мы безусловно разберёмся с ситуацией. Навесы переданы нам в аренду, поскольку это часть платформы, т.е. это зона ответственности «ЦППК». Есть станции, где освещение включается вручную, а есть станции, где освещение включается с помощью датчика освещённости. Может что-то здесь было не в порядке. Будем разбираться. Ситуация такая: если зона ответственности наша - мы исправляем проблему, если не наша - мы передаём жалобу по принадлежности и оповещаем Вас о том, что жалоба передана.
- Участились случаи сбоев движения на Ярославском направлении. Предлагаю использовать средства оповещения пассажиров о задержках движения не только на вокзале, а через приложения, по типу SMS от МЧС. У вас же есть приложение «Народный контроль». На сайт каждый человек заходить не будет.
- Чтобы мы персонально Вас оповестили, мы должны обработать Ваши персональные данные. Мы должны Вас знать, мы должны знать, каким направлением Вы пользуетесь. Приведу интересный пример: когда пассажир пользуется Wi-Fi в метро, он проходит идентификацию. Система его идентифицирует - и она знает, где он ездит, когда, на какие сайты он заходит. Есть даже статистика, как часто Вы пользуетесь метро, на какой станции заходите, выходите и т.д. У нашей компании тоже есть планы по развитию Wi-Fi в электропоездах, в следующем году планирует 65 поездов оснастить бесплатным Wi-Fi, причём не экспрессы, а обычные электрички. В метро это сделать проще, там связь через кабель, широкополосный доступ. Нам же приходится пользоваться услугами мобильных операторов. В нашей новой системе 3 канала, работаем над тем, чтобы сервис был качественным. При таком сервисе Вы сможете получать информацию через push-уведомления. Сейчас мы максимум можем проработать отображение информации на сайте компании, на страничке «Народного контроля», на Яндексе, Туту. И их сервисах с расписаниями. Будем отрабатывать.
- Можно же реализовать это на базе приложения «Народный контроль», сделать в нём push-уведомления и подписки на определённые направления. Можно сделать в виде паблик-чата.
- Мы сейчас делаем собственное приложение для iOS и Android, которое позволит покупать билеты. Мы развиваем систему PayPass и в следующем году мы планируем это запускать, чтобы вы могли прикладывать телефон к турникету, оплачивать через интернет разовые билеты, абонементы. Развиваем систему электронных кошельков (не только «Тройка» и «Стрелка», но и другие). И когда мы своё приложение запустим - думаю, эта опция там будет реализована.
- Про активацию карт на количество поездок. Я езжу с платформы Болшево Фрязинского направления, там нет турникетов. Не проще ли поставить валидатор возле кассы, если нет возможности поставить турникеты? Я буду подходить и активировать.
- У нас на Ярославском направлении проводится пилотный проект. Установлено новое программное обеспечение. Теперь поездки могут гасить контролёры (прикладывая карты к своим считывающим устройствам). К сожалению, имеющиеся уже старые валидаторы, установленные в турникетных павильонах, аппаратно не могут выполнять новые функции. Мы разработали новый валидатор, с понедельника (26 октября) мы будем тестировать его на платформе Карачарово, в течение 2-х недель. Если результаты оправдают ожидания - мы начнём эти ставить эти валидаторы массово. Они не только смогут гасить абонементы, они смогут с банковской карты пополнять электронный кошелёк, покупать абонемент и, в перспективе, даже разовые билеты. Он будет похож на банкомат, но без приёма наличных. По пилотному проекту - это будет в течение ноября, по Болшево - пока сказать не могу, всё будет зависеть от результатов. Обязательно опубликуем всё на сайте. По кассирам-контролёрам - если всё будет в порядке, то до конца этого года и на других направлениях кассиры-контролёры смогут гасить поездки.
- Есть карты «Тройка» и «Стрелка», но на них до сих пор нельзя записать абонемент на количество поездок.
- К сожалению, карты «Тройка» (Москва) и «Стрелка» (МО) изначально создавались для автобусного транспорта (и метро). Мы подключились к этой системе только для удобства пассажиров, чтобы была единая система. Функционал этих карт не позволяет это делать. При реализации функционала считывания на турникете, который сейчас находится в проработке с картой «Тройка», у Вас будет фактически тот же абонемент на количество поездок. Вы сможете использовать карту как электронный кошелёк. Это будет реализовано в начале 2016 года. В декабре будет пилотный проект. Вы будете прикладывать карту на одной станции, система будет блокировать максимальную сумму поездки, а при выходе эта сумма будет возвращаться. Алгоритм примерно такой.
- По Ярославскому направлению. Пошла тенденция старые электрички, которые ранее были экспрессами, переоборудовать в обычные и отправлять 10-вагонные составы на линию. Это очень неудобно. В Болшево просто приходится влезать. Есть электричка в 7:28 из Фрязево, без остановок до Ярославского - это просто «мясо». Можно ли укомплектовать составы 11-м вагоном? Например, можно было бы взять вагоны в других регионах.
- К сожалению, есть проблема: Москва и область - постоянный ток, остальные регионы - это переменный ток. Регионов, в которых тоже постоянный ток и чьи вагоны можно было бы использовать - их не так уж и много по всей России. В большинстве случаев вообще по России дизельный подвижной состав. По поводу дополнительного вагона - есть такая проблема. Отрабатываем проблему с РЖД. Есть определённый парк вагонов, стоящих под забором, которые по разным причинам не эксплуатируются. Планируем реанимировать 17 электропоездов. На следующий год рассматриваем возможность покупки на ДМЗ не полносоставных поездов, а отдельных вагонов. Также есть проблема обточки колёсных пар, она больше касается Белорусского, Савёловского направлений - выцепляют вагоны, ходит 10-вагонный состав. Будем прорабатывать с РЖД возможность вцеплять дополнительные резервные секции. Работа по этому направлению у нас ведётся, проблему знаем. Будем стараться решить вопрос в 2016 году. Во многих депо есть составы, срок работы которых подходит к концу и, соответственно, приоритетным направлением у нас идёт замена подвижного состава. В Лобне заменяем, сейчас Апрелевку (Киевское направление) начали заменять, рассматриваем Павелецкое направление. Но пока действительно переоборудуем подвижной состав. В краткосрочной перспективе - встретимся с депо Москва-II на предмет ежемесячного составления графика оборотов (там указано, какие машины на каких маршрутах), мы постараемся поставить эти машины на дневные маршруты с минимальным количеством пассажиров. В долгосрочной перспективе - до конца 2016 года постараемся решить проблему дополнительных вагонов. У нас, кстати говоря, есть ещё на Ярославском вокзале одна короткая платформа (6-я), переговариваем с РЖД по вопросам её удлиннения. Проект приготовили, пытаемся активно решить проблему.
- Я до сегодняшнего дня был уверен, что компания только приносит убытки. На Савёловском направлении вижу огромное количество поездов, возраст которых, наверное, такой же, как у моей бабушки. Но при этом, смотрю, компания по отчётности неплохо себя чувствует. Но подвижной состав обновляется слабо. На Савёловском направлении я видел только 2 новых поезда. Хотелось бы больше.
- У вас молодая бабушка, скажу я Вам. Старше 28 лет у нас электричек нет. На самом деле на Савёловском направлении таких поездов 12. У нас в аренде около 500 единиц подвижного состава, компания за последнее время купила 34 поезда. В ноябре ожидаем 35-й. Это составляет примерно 12% парка поездов. Вообще электропоезд по паспорту служит 28 лет. После этого срока поезд списывается и разрезается. Последние поезда серии ЭР2 будут списаны, насколько я помню, в 2018 году. Такие машины поступали на Московскую железную дорогу в 1989-1990 годах. Мы не сбавляем темпы, ту прибыль, что у нас есть, мы тратим на покупку нового подвижного состава. За 2 года было куплено 34 электрички. Такими темпами парк ещё не обновлялся. Мы будем продолжать обновлять. Единственное, у нас 4 проблемных направления: Киевское, Савёловское, Белорусское и Рижское. Есть ещё и Павелецкое, но там другая проблема, там модернизированные ЭМ2 ходят. Их мы будем обновлять в первую очередь. Сейчас мы переключились на Киевское направление. Там сейчас 2 новых поезда: 0484 и 0485 (за исключением Калужских экспрессов). Так что пока мы будем обновлять парк депо Апрелевка, но потом обязательно вернёмся к Савёловскому направлению. В долгосрочной перспективе - в 2017 году у нас больше не будет деревянных скамеек.
- Есть некоторые новые вагоны, в которых очень часто не открываются прислонно-сдвижные двери (автоматические). Эти вагоны относительно новые, появились несколько лет назад и уже всех достали. Когда вы планируете избавляться от этого ужаса? Через 28 лет?
- Электрички нормальные, мы от них избавляться не собираемся. Это проблема всё-таки привода дверей. Зачем менять электричку целиком, если можно поменять узел, который работает неисправно? Ваша критика имеет место, это факт, Это не секрет. Компания за год провела большую работу по доработке дверей прислонно-сдвижного типа. Было вскрыто несколько серьёзных нареканий во время их работы. Эти нарекания устранены на новом подвижном составе. На тех поездах, на которые Вы попадаете, установлены двери прислонно-сдвижного типа с электроприводом, который показал себя крайне неудовлетворительно. К сожалению, у нас ещё достаточно людей, которые держат двери. Электродвигатель горит и выходит из строя. В наших планах - когда подвижной состав с такими дверями будет проходить плановый заводской ремонт (уже есть разработанный проект), мы будем заменять электропривод на пневмопривод. Мы эту проблему прекрасно понимаем и движемся в нужном направлении. Теперь по срокам: на заводской ремонт машины попадают раз в 6 лет. Машины с Ярославского направления с 2016-2017 года пойдут под капитальный ремонт 1-го объёма. И наше требование - чтобы механизм дверей был заменён. На сегодняшний день выход только один - ремонтируем электропривод. Но если у нас что-то сейчас не получается - в целях безопасности, мы блокируем двери, чтобы их нельзя было открыть. В краткосрочной перспективе - ужесточим выходной контроль после ремонта в депо и будем ремонтировать приводы. В долгосрочной перспективе - будем менять приводы, 2016-2017 год.
- Кто является основным производителем подвижного состава? Видел сюжет про чудесные электрички, которые ходят по тестовому полигону, чуть ли не люкс. Это только для сюжета?
- Производителем является Демиховский машиностроительный завод, Орехово-Зуево. У действующей серии элеткропоездов заканчивается сертификат в следующем году. Соответственно, сейчас Трансмашхолдинг занимается разработкой современного подвижного состава, отвечающего нашим внутренним требованиям и требованиям технического регламента СНГ. Грубо говоря, который не уступает европейским требованиям. Разработано 3 концепта: от Демиховского завода (ДМЗ), от Тверского завода (ТВЗ). Соответственно, сейчас все эти электропоезда будут проходить обкатку, сертификацию и т.д. И мы в 2017 году планируем увидеть концептуально новый поезд, который станет базовым. Будут как технические отличия (разгон, например), так и другой тип кресел, пола, панелей, кабины. Беззазорные сцепные устройства, герметичные межвагонные переходы и прочее. В наших новых поездах, в принципе, это уже всё реализовано. В головных вагонах - уже есть места для велосипедов, туалет для инвалидов, пандусы.
- Что планируется сделать для разгрузки Ярославского направления?
- Есть концепция развития радиальных направлений, утверждённая Правительством Москвы, до 2020-2025 года. У нас по Ярославскому, Горьковскому, Белорусскому, Курскому направлениям планируется строительство дополнительных главных путей. Что же касается Ярославского - это участки Мытищи-Пушкино, Мытищи-Ярославский вокзал, Мытищи-Болшево. Эта работа ведётся и, насколько я помню, Ярославское направление является приоритетным со сроком реализации до 2018 года. Это 5-й путь от Москвы до Мытищ, от Мытищ до Пушкино - 4-й путь, от Мытищ до Болшево - 3-й путь. 5-6 пути будут на Казанском направлении, но это отложено. Сейчас финансируются только Ярославское и Горьковское, Белорусское тоже отложим, до появления финансирования.
- Фили. Откроете 30 октября? И для чего это всё делается?
- Это как раз строительство новых путей. Откроем или нет - платформа готова к открытию, проблема другая: к сожалению, пока платформа не сделана полностью, этот путь вообще планируется к закрытию и его будут демонтировать, т.е. эта сторона нерабочей будет. Там с середины платформы не видно машинисту, он не может проконтролировать посадку-высадку пассажиров. Сегодня РЖД должны были запустить систему видеоконтроля посадки, т.е. это камеры, картинка с которых выводится на монитор перед кабиной, для того, чтобы машинист видел наблюдение. Плюс РЖД пересматривает технологию, там в хвостовом вагоне будет помощник машиниста, чтобы с той стороны контролировать, плюс, я так понимаю, подрядная организация, которая занимается реконструкцией, там будет в середине платформы стоять их человек, который по рации будет информировать машиниста. Пока этот вопрос не будет решён и пока не будет 100%-ной гарантии обеспечения безопасности пассажиров - двери не будут открывать. Но пока утверждена дата 30 октября и РЖД проводит все необходимые мероприятия, мы тоже на это очень сильно надеемся.
- Где можно ждать турникеты в ближайшее время?
- 18 станций до 1 апреля 2016 года.
- С платформы Северянин будет пересадка на МКЖД?
- Да, там будет транспортно-пересадочный узел с пешеходной доступностью между станциями. В принципе, планируется перенос платформы Северянин ближе к МКЖД. Это немного спорное решение, поскольку платформа сейчас находится в хорошей точке: проспект Мира, торговые центры и прочее. Но в целом, видимо, будет перенос ближе к МКЖД. А завод, который там находится, будет снесён и выведен оттуда.
- Горьковское направление. Просьба усилить контроль за курением на платформах в районе тупиков Курского вокзала и станции Железнодорожная.
- Согласен, будем обязательно это делать, транспортная полиция будет подключаться. Будем смотреть по этим станциям, проведём рейд. По инструкции, сотрудники ЦППК должны делать замечание курящему человеку. Но привлекать к ответственности они не могут. На законодательном уровне рассматривался вопрос, чтобы разрешить курить на платформах. Второе, либо не разрешать курить на платформах, а организовать специальные места для курения. В этом плане закон ещё живой и курильщики однозначно ещё не проиграли.
- По станции Железнодорожная. Увеличивается население города, увеличивается пассажиропоток. Поезда, у которых станция Железнодорожная является конечной - прибывают и отправляются с островной платформы. И здесь основной поток преодолевает мост, постоянно создаётся толкучка. По времени выходит 5-10 минут на преодоление моста. Есть крайняя платформа с выходом в город. Когда туда прибывает электропоезд - все сразу могут выйти. Затор образуется на мосту.
- ЦППК делает проектирование. Станция Железнодорожная находится в плане на реконструкцию - это снос платформ и строительство новых. Все следующем году будет экспертиза и в 2017-2018 годах будем делать реконструкцию. К сожалению, мост нам в аренду не передан. Его пропускная способность не соответствует пассажиропотоку и он не приспособлен для маломобильных групп граждан. Зимой это самый проблемный мост, потому что очень большой пассажиропоток. Мы отправили письмо в РЖД с предложением включить проектирование моста. У РЖД есть планы по строительству там транспортно-пересадочного узла, со строительством конкорса (как в Мытищах). Мы очень надеемся, что эта проблема в ближайшие годы будет решена.
- Есть предложение скорректировать движение поездов по станции таким образом, чтобы транзитные поезда прибывали на островную платформу, а поезда до Железнодорожной останавливались на 1-й платформе.
- Проблема в том, что есть пути, по которым может быть отстой и оборот поезда (для оборота нужно минимум 15 минут), а есть главные пути, по которым осуществляется проезд поездов дальше. Возле 1-й платформы - транзитный путь. Соответственно, если мы поставим поезд под оборот на транзитный путь, то интервалы движения поездов (а сейчас это порядка 5 минут) в сторону Орехово-Зуево будут сильно увеличены. Что мы можем Вам сказать: сейчас строятся дополнительные пути до станции Железнодорожная, будет реконструкция станции (2016-2018 год), мы в любом случае это учтём.
- Как новый путь повлияет на график движения?
- Новый путь позволит дополнительно к существующим 200 парам электричек пропускать порядка 30 пар поездов в день: это 30 электричек в одну сторону и 30 электричек в другую.
- Ускоренные поезда, которые есть на Киевском направлении (6000-й нумерации), имеют старый подвижной состав. Просьба направить новый подвижной состав в первую очередь на ускоренные маршруты. Это реально сделать, поскольку эти маршруты обычно обслуживаются одними и теми же 14-вагонными поездами.
- По ускоренным - мы рассмотрим и учтём Ваше предложение при поставке нового подвижного состава. Это по поездам в 12-вагонном исполнении. По поводу 14-вагонных - к сожалению, здесь мы пока ничего не можем сделать, потому что в 14-вагонном исполнении может ходить только узкая серия электропоездов, они все старые. Производители нам, конечно, обещают принципиально новый подвижной состав, о котором мы сегодня говорили, что он может ходить в 14-вагонном исполнении, но пока это, скажем так, слова.
- По поводу Наро-Фоминска. Наш город не имеет прямого экспрессного сообщения с Москвой утром и вечером. Есть новый подвижной состав, это экспрессы «Москва - Калуга», которые не останавливаются в Наре. Да, вечером есть электричка в 18:12, но это слишком рано для работающих людей. Мы спрашивали, можно ли ввести остановку в Наре Калужским экспрессам (19:12 из Москвы и около 8 утра мимо Нары), нам ответили, что это технологически сделать невозможно, так как сзади идут пассажирские поезда, и они идут на минимальном удалении.
- Скажите, а если будет остановка у экспрессов - Вы готовы покупать на них билеты как на дальние поезда, с местами?
- Да. Многие будут готовы. Объясню: наступает зима, Киевское шоссе - трасса достаточно аварийная. Зимой проблема стоит довольно остро: либо мы идём на автобусы и маршрутки и встаём на Киевке в пробку, либо мы садимся в электричку (тёплую или холодную) и едем без предоставления мест. Опять же, вопрос в том, что если прийти не раньше, чем за 15 минут до отправления - мы будем стоять как минимум до станции Апрелевка.
- Я вопрос понял, мы его проработаем. Раньше ходило много поездов до Киева, сейчас некоторые отменили, появились определённые резервы. Да, мы этот вопрос проработаем.
- Казанское направление. Очень грязные электрички. Даже модернизированные электрички выглядят ужасно. Воняет бомжатиной. Сиденья грязные. Мне ответили, что это недочёт аутсорсинговой компании, которая чистит эти электрички.
- Да, у нас есть такая проблема. Там причины две. Во-первых, это из-за технического состояния (там бывает с потолка капает). Казанское направление было первым, которое получало тогда ещё новые поезда взамен ЭР2. Сейчас этим электричкам 12 лет и пришло время проводить КР-2. Там это всё устраняется. Вторая причина - даже если электропоезд вышел с отстоя, ему должны сделать влажную уборку. И в этом проблема: инфраструктура того же Казанского вокзала не подразумевает наличие воды, наличие канализации, куда это можно сливать, потому что для таких вод нужна отдельная канализация, её нельзя просто так вылить на путь и т.д. Это комплексная проблема, особенно зимой. Потому что колонки, которые есть - они замерзают. Мы стараемся бороться с этой проблемой. Насчёт уборки: аутсорсинг-компания несёт за это ответственность, она одна на всех направлениях. Но, к сожалению, нам не хватает инфраструктуры. Боремся, решаем. Например, на рынке сейчас есть средства уборки без воды, хотя эффект от них как от влажной уборки. Мы активно их пробуем. А Вас мы, в свою очередь, просим продолжать нас информировать, всё-таки это определённый контроль качества оказываемых услуг.
- У вас же есть экспрессы на различных направлениях. Почему убрали зону «экспресс» на Казанском вокзале? Почему на Ярославском направлении электрички прибывают в зону «экспресс»? Из этих электричек идут огромные толпы, это неудобно.
- На Казанском вокзале проводилась реконструкция 6-й платформы, и из-за этого много обычных электричек прибывало в зону «экспресс». Тогда было принято решение объединить зону «экспресс» с обычными пригородными поездами. Сейчас реконструкция закончилась и на Казанском вокзале в ближайшее время (приблизительно до конца этого года) снова появится зона «экспресс». На Ярославском направлении ситуация с прибытием электричек в зону «экспресс» бывает, мы её регулируем технически, открытием ворот. Мы постоянно работаем с вокзалами и с диспетчерами, чтобы поезда принимались в ту зону, куда они должны приниматься. Надеюсь, при вводе дополнительных путей эта проблема будет решена, сейчас её технически решить очень сложно. От зоны «экспресс» на Ярославском и Казанском вокзалах мы отказываться не планируем. Это именно те направления, где у нас тактовое движение «Спутников».
- Строится второй путь в сторону аэропорта Домодедово. Не планируется ли такого, что обычные электрички будут идти только до остановки Космос?
- Нет, такого не планируется.
- Когда откроется МКЖД? Электрички будут идти только по кольцу или будут съезжать на радиальные направления?
- Открытие 1 сентября 2016 года. Электрички будут ходить только по кольцу, потому что для этого потребуется строительство и электрификация съездов. А в программе строительства МКЖД этот пункт не заложен.
- К кому относится табло электричек Казанского вокзала? Просьба настроить отображение текущего времени на информационных табло в тупиках.
- Все информационные табло на вокзалах принадлежат РЖД. Нам принадлежат только мониторы у турникетов. Мы подготовим письмо начальнику Казанского вокзала с просьбой настроить отображение текущего времени на табло в тупиках.
На этом встреча закончилась. Хочу ещё раз отметить, что такие дискуссии между руководством «ЦППК» и пассажирами проводятся каждый месяц. Это отличный способ напрямую окунуться в проблемы пригородных перевозок и совместно найти пути их решения.
Выражаю благодарность пресс-службе
central_ppk за приглашение на мероприятие.
Спасибо за внимание!