Многонациональное царство всеобщего благоденствия и свободы, созданное Курушем Великим, ожидаемо просуществовало недолго. Его законные наследники из рода Ахеменидов были устранены при туманных обстоятельствах, и на престол в результате заговора вельмож был поставлен
Дарий, по-видимому полностью зависимый от заговорщиков человек, служивший до того копьеносцем у сына Кира и не имевший отношения к роду Ахеменидов - его родословная считается сфабрикованной.
Народы империи немедленно восстали, но были последовательно подавлены с помощью армии наёмников, для оплаты которых деньги имелись. Это позволяет предположить, что Дарий был поставлен людьми, связанными с торговлей вдоль проходивших по иранскому нагорью торговых путей. Эта гипотеза подтверждается и дальнейшими реформами Дария: введение единой золотой монеты, обустройство охраняемых дорог через всю империю, централизация власти, реформа налоговой системы, создание единой системы мер и весов, законодательное утверждение единого государственного языка - арамейского, на котором говорили торговцы и писались официальные документы и письма. Да и поход против скифов был организован с целью взять под контроль древний степной торговый путь, передвижение товаров по которому издревле осуществляли именно кочевники.
Есть два способа осуществления власти: на основе добровольного единства всего народа и на основе принуждения и террора. Первый путь был естественным для Куруша, второй - для Дария. Кир не стремился к личному богатству, и от его столицы Пасаргады почти ничего материального не осталось, кроме мавзолея, к которому идут паломники, чтобы почтить его память.
Дарий построил новую столицу,
Персеполь, от которой остались грандиозные развалины. Помпезные дворцы новой столицы были призваны показать завоёванным народам мощь и богатство власти, а за укреплениями с охраной находилась сокровищница с золотыми запасами. Не факт, что богатства принадлежали только имперской казне - возможно, здесь держали золото торговцы, что-то типа банка, по крайней мере сохранились глиняные таблички с договорами, которым пожар, устроенный Александром Македонским, пошёл только на пользу.
Столица была построена по последнему слову техники на платформе, под которой проходила передовая по тем временам система канализации.
Есть много хороших
описаний с фотографиями этих руин, и дублировать их здесь нет смысла. Приведу только несколько фотографий, на которые хотелось бы обратить внимание.
На барельефах показаны делегации покорённых народов с дарами, символизирующими производимую этими народами продукцию. Каждую такую делегацию ведёт вооружённый кинжалом человек с посохом, и отделены они друг от друга деревьями с кроной в форме «сердечка» . В такой заострённой кверху форме до сих пор подстригают кусты в парках Ирана, она напоминает древнейший символ, связанный с рождением.
Посох - это символ власти, а ведущие одеты в одежды персов и мидян. Ожерелья (гривны) и браслеты также носили только высшие слои общества.
Над строительством столицы трудились лучшие мастера со всей империи, и барельефы выполнены настолько тщательно, что можно разглядеть мельчайшие детали.
На браслетах изображены грифоны - мифические птицы.
Барельефы на лестницах выполнены очень живо, представляя идущую процессию, они были ещё и раскрашены. Известно, что на изображения браслетов, ожерелий сановников и корон царей крепились золотые накладки, всё это убеждало входящих в мощи правителей и подавляло великолепием.
Царь всячески подчёркивал божественность своей власти, хотя методы правления и придворные интриги и заговоры учению справедливости не соответствовали.
Дария называют великим. Хотя, как личность, вряд ли он достоин такого названия. Богатство и сила его империи держались на хорошо организованной торговле, и, следовательно, были от неё критически зависимы. Хорошие дороги, как выяснилось, служили не только для продвижения товаров, но и для продвижения войск, чем и воспользовался Александр Великий, по «царской дороге» покоряя «империю Ахеменидов».
В каком-то смысле Александр повторил деяния Куруша Великого и остался в благодарной памяти многих народов, за что и получил имя «последний из Ахеменидов».
После разгрома Персеполя были вывезены не только сокровища, но и учёные, инженеры, мастеровые, а также книги, древние тексты, изобретения, что и предопределило «неожиданный и необъяснимый» расцвет греческой науки и культуры.