Исфахан стоял на пересечении основных торговых путей, идущих по направлениям север-юг и запад-восток, это был крупнейший торговый центр мира. Странным для меня оказалось то, что торговцы времён ахеменидов использовали для общения и документов вовсе не персидский язык, как можно было ожидать, а арамейский. Поиски причин этого привели к неожиданным выводам. Вот что удалось выяснить из публикаций в интернете.
Слово арамеи, которое буквально звучало как арим, можно перевести как «кочевники». Их родиной был Аравийский полуостров. Арамеи относились к кочевым семитским племенам. В XIV в. до н. э. арамеи проникли в Сирийскую пустыню и на средний Евфрат, на рубеже XII-XI вв. до н. э. наводнили почти всю Переднюю Азию благодаря упадку в этот период Ассирийской империи.
На востоке арамейские племена вторглись в Северную Месопотамию и основали там ряд маленьких княжеств, главными из которых были Бит-Адини со столицей в Борсиппе и Бит-Бахиани со столицей в Гузане (Тель-Халаф). Южнее несколько групп проникли в Центральную и Южную Месопотамию. Здесь арамейский узурпатор Ададаплайдин захватил в XI веке до н. э. трон Вавилонии, а на берегах Персидского залива халдейские племена, родственные арамеям, тоже основали маленькие государства. В ряде мест (например, к востоку от реки Иордан) арамеи превратились в оседлое население.
На другом фронте арамейской экспансии, западном, в Киликии, выросло государство Самаль. В Сирии вокруг Арпада и Алеппо было создано государство, получившее название Бит-Агуши. Южнее, на границе еврейского царства, было основано ещё несколько государств. Главные из них - Арам-Совба и Арам-Дамаск.
Распространившись по «Плодородному полумесяцу» (страны Передней Азии) в течение последней четверти 2-го тысячелетия до н. э., арамеи так никогда и не создали чего-либо более масштабного, чем отдельные мелкие царства.
Как и другие семитские народы, арамеи впервые появились в истории как кочевники, которые промышляли грабежом. Свидетельства о волне семитских странников и кочевников различного происхождения в 13 веке до нашей эры на Ближнем Востоке, Аравийском полуострове, в Малой Азии и Египте относятся к временам Среднеассирийской империи (1365-1020 гг. до н.э.). Эти высокомобильные племена своими внезапными набегами постоянно угрожали торговле на дальние расстояния и мешали сбору дани.
События тех времён историки назовут катастрофой бронзового века. Увеличение засушливости привело к ослаблению осёдлых народов, их массовому перемещению и возникновению новых государств. Городские поселения (в основном амореи, ханаанеи, хетты, угариты) в Леванте уменьшались в размерах, пока в конечном итоге полностью кочевой образ жизни скотоводов не стал доминировать в большей части региона.
Ассирийцы писали, что образ жизни арамейских кочевников похож на тот, который характерен для бедуинов. Среди них было много воинственных племен, которые успешно захватывали все новые территории. Однако они были не способны к государственному строительству. Захватив земли, они не создавали новые структуры, не вводили регулирование. Им также с трудом удавалось держать контроль в собственных малых царствах.
Арамеи не были организованной политической общностью, и их разделение на мелкие царства, усугублявшееся из-за разнородности элементов, с которыми они вступали в контакт, являлось основной причиной их слабости.
В конце X века до н. э. вновь набрала силу Ассирия и начала возвращать себе утраченные владения, обеспечивая безопасность своих торговых путей. Этим и занимались в первой половине IX века до н. э. Ададнерари II, Ашшурбанипал II и Салманасар III. Затем в 841 году до н. э. в Сирии Салманасар нанёс решающее поражение коалиции арамейских государств, союзником которых был также израильский царь. Политическая жизнь арамеев продолжалась ещё некоторое время в Вавилонии, но все они к концу VIII века до н. э. были подавлены Ассирией.
Библейские рассказы дают основание полагать, что патриархи, то есть праотцы евреев, состояли в близком родстве с арамеями. Согласно Библии, предком арамеев является третий сын Нахора, брата Авраама. «Милка родила Нахору <...> Кемуила, отца Арамова» (Быт.22:20,21).
В области религии арамеи перенимали местные культы. Их главным божеством в Сирии был Хадад, древний западносемитский бог бури.
Арамейский язык принадлежит к группе северо-западной части семитской языковой семьи, которая включает в себя также иврит и финикийский язык. Арамейский алфавит произошел от финикийского, но со временем приобрёл свой характерный «квадратный» стиль. Древние израильтяне и другие народы Ханаана использовали этот алфавит в своих языках, и сегодня он более известен как еврейский алфавит.
Арамейский язык и его письмо в древние времена, являлся тем языком, на котором говорили и общались между собой почти все народы Передней Азии. Уже Библия указывает на международный характер этого языка (II кн. Царей, 18, 26); то же подтверждается и целым рядом ассирийских памятников - до нас дошли не только разные меры веса, снабженные как клинообразными, так и арамейскими надписями на арамейском же языке, но и целый ряд глиняных таблиц (торгового и иного характера), на которых рядом с ассирийскими надписями встречаются арамейские, написанные арамейским шрифтом.
Широкое распространение арамейского языка объяснялось, видимо, двумя обстоятельствами: во-первых, арамеи выступали посредниками в торговле и вели обширную торговую деятельность. Во-вторых, в то время начал входить в обиход папирус, более удобный для записи торговых операций, дипломатической переписки и юридических документов, чем глиняные таблички, а писать клинопись на папирусе невозможно. Повлияли также масштабное переселение народов и служба арамеев в ассирийской и вавилонской администрациях. Кроме того, буквенная арамейская письменность была значительно более простой чем клинопись, вследствие чего арамейский язык постепенно стал языком международного общения для всего ближневосточного региона и использовался в этой роли несколько веков, вплоть до времен Иисуса Христа. Арамейский язык полностью вытеснил финикийский в первом веке до нашей эры и иврит на рубеже IV века нашей эры.
Когда Неоассирийская империя завоевала арамейские земли к западу от Евфрата, Тиглат-Пилесар III сделал арамейский вторым официальным языком Империи, и он в конечном итоге полностью вытеснил аккадский. С 700 г. до н.э. этот язык начал распространяться во всех направлениях, но во многом утратил свое единство. Различные диалекты появились в Ассирии, Вавилонии, Леванте и Египте
Конец арамейской независимости стал началом лингвистической экспансии. Арамейский язык, представленный лишь несколькими надписями в период политической независимости, теперь распространился далеко за границы территорий, населённых арамейским народом. Множество контрактов, расписок и других документов показывает, как широко использовался арамейский язык у вавилонян и ассирийцев. Арамейским стали пользоваться даже финикийцы и египтяне. Маленькие доисламские государства Петра и Пальмира приняли арамейскую культуру и язык. Единая империя требовала использования единого языка.
После распадения ассирийской монархии и ее перехода в царство нововавилонское, арамеи были завоеваны Империей Ахеменидов (539-332 гг. до н.э.). Однако мало что изменилось по сравнению с неоассирийскими и нововавилонскими временами, поскольку персы, считая себя преемниками предыдущих империй, сохранили имперский арамейский язык в качестве основного языка общественной жизни, торговли и управления. Провинциальные административные структуры также остались прежними. Высокостандартизированный письменный арамейский (названный учеными имперским арамейским) стал основным средством общения в дипломатии и торговле по всей Месопотамии, Леванту и Египту. Одна из крупнейших коллекций императорских арамейских текстов - это крепостные таблички Персеполя, которых насчитывается около пятисот.
На пике своего развития арамейский язык использовался в нескольких вариантах на территории современных Ирака, Сирии, Ливана, Палестины, Израиля, Иордании, Кувейта, Восточной Аравии, Бахрейна, Синая, некоторых частей юго-востока и юга центральной части Турции и на северо-западе Ирана. Многие из дошедших до нас документов на этом языке происходят из Египта (Элефантинские папирусы). Из них наиболее известна «История Ахикара» - книга поучительных афоризмов, очень похожая по стилю на библейскую Книгу Притч.
Завоевания Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.) ознаменовали начало новой эры в истории всего Ближнего Востока, включая регионы, населенные арамейцами. Хотя в эллинистический период арамейский язык был подавлен греческим, он оставался общим языком всех семитских народов региона до арабского исламского завоевания Месопотамии в 7 веке нашей эры, когда был постепенно вытеснен арабским.
Отсутствие единства, характерное для арамейской истории, нашло отражение и в арамейском языке, который состоял из множества диалектов.
Набатейский арамейский был письменным языком арабского царства Набатея, столицей которого была Петра. Это царство ( ок. 200 г. до н.э. - 106 г. н.э.) контролировало регион к востоку от реки Иордан, Синайский полуостров и северную Аравию и поддерживало широкую торговую сеть. Видимо, из-за важности караванной торговли набатейцы начали использовать арамейский язык, а не древний северноаравийский.
В I веке н.э. евреи в римской Иудее в основном говорили на арамейском языке (помимо греческого языка койне как международного языка римской администрации и торговли). Арамейские слова вошли в иврит, например, арамейское слово māmmôn «богатство».
На период эллинизма (от смерти Александра Македонского и до становления Римской империи) арамейский язык утрачивает позиции. Однако объединение Ближнего Востока под властью Римской империи и последующее распространение христианства стали причинами его нового возрождения. Известно, что в западном мире были люди, говорившие на арамейском языке. К их числу относились купцы, солдаты и рабы. На нем вели общение арабы, а христиане воспринимали арамейский как язык Иисуса Христа. Поэтому сирийская церковь признала его официальным, утвердив на долгие века.
Арамеи оставили следы своего проникновения в Месопотамию в культуре Тель-Халафа (бывшая Гузана, столица царства Бит-Бахиани, X-IX век до нашей эры). Этот древний город, возникший еще до арамеев, находился рядом с притоком Евфрата, по которому можно было доплыть до Индийского океана. Главным источником богатства города являлась торговля, в частности резными изделиями из слоновой кости. Его
нашёл и раскопал археолог-любитель, принадлежавший банкирской династии, Макс фон Оппенгейм.
Раскопки в Тель-Халафе. Крылатый сфинкс
Похоже на месопотамские творения
https://present5.com/presentation/-58881159_259746723/image-35.jpg То же в Персеполе:
Персеполь. Пропилеи Ксеркса
Перед портиком святилища находился навес, под которым стоял алтарь, облицованный глазурованными кирпичами и двухметровое изваяние грифа - птицы, ассоциировавшейся у арамеев с Солнцем.
Раскопки в Тель-Халафе. Гриф
А это уже персепольские грифоны:
Персеполь
И ещё:
Эмблема ФРС
Искусство может многое рассказать...