Ксения Веринчук - рецензия на пьесу Юрия Лугина "Практикантка из Салема"

Nov 22, 2010 20:57


Ксения Веринчук (16 лет) - Литературная студия "19 октября" им. графа Хвостова.

"Практикантка из Салема".
"...пьеса ПРО подростков, ДЛЯ подростков и ИГРАТЬ ее должны подростки." Экспрессивный авторский капслок в предисловии говорит о главной особенности - эта вещь не для профессиональной сцены, а для увеселения юных актеров и всего школьного сообщества. Увеселения, ведь перед нами комедия.

Место действия: закрытая школа в штате Массачусетс.

Три слова: насмешки, колдовство, музыка. Все оттенки: от простенького юмора до сарказма, от Pink Floyd до "Вот кто-то с горочки спустился". Обсмеяны все - учителя и ученики, каждая характерная черточка. Но американские тинейджеры, о которых идет речь, тут совершенно не при чем - иначе пропадает вся прелесть их речи, полной американизмов и веселого жаргона.

Каждый персонаж типичный и гротескный одновременно, с ними не соскучишься. Сценическое действо же из разряда "это надо видеть". Сюжет крутится вокруг новой учительницы и состоит из сюрпризов, буффонады и каламбуров, и в целом все довольно безобидно. Комедия не кажется мне "черной-пречерной", как ее охарактеризовал автор (впрочем, ничьей вины здесь нет, просто среди пьес, представленных на конкурс, попадается и настоящая чернуха).

"Практикантка" вызывает массу приятных воспоминаний. Вот, к примеру, директор школы, который в гневе палит из пистолета и всегда промазывает, напомнил мне Пьетро из шварцовской "Тени", делающего ровно то же самое. А главная героиня не может не ассоциироваться с Мери Поппинс. Одна разница: там леди, а здесь - ведьма. Впрочем, эти сравнения отнюдь не призваны бросить тень на честное имя автора, напротив, идеи очень удачны.

Почему мне нравится эта пьеса? Я все еще этого не сказала? Проблема любой рецензии: можно сказать два предложения, а надо две страницы. Краткость вовсе не моя сестра, но зачем долго рассказывать о том, что хочется показать?

Именно показать. Немного было на конкурс представлено пьес, которые мне хотелось бы поставить на родной школьной сцене. Что-то все время не так - либо дети играют в зайчиков и изображают конфликты в стиле "злая ведьма уходи - не уйду", либо сюжет состоит из насилия и амбиций (то ли авторов, то ли персонажей) в стиле сериалов нтв. И хотя в указанных направлениях встречаются очень удачные эксперименты, я наивно продолжаю искать золотую середину.

"Практикантка", конечно, не золотая середина, но хорошо уже то, что это не чистая сказка, совершенно оторванная от реальности, и не претензия на исключительный реализм. Ее хочется поставить, чтобы повеселиться, чтобы посмотреть, как Ванька из девятого бэ будет играть на банджо, а Шура - изображать Фредди Крюгера. Например.Конечно, стоит учитывать, что пьеса скорее для младших подростков (старшеклассникам не то что Фредди Крюгер, им и Ганнибал Лектор не страшен - такие они, старшеклассники). Но, как мне кажется, поучаствовать в создании такого спектакля захотят все. А как приятно в конце встать дружным ученическим строем на авансцену и запеть, чтобы пробрало всех: "we don't need no education, we don't need no thought control!". И гаркнуть: "hey, teacher, leave us kids alone!!"...

И засмеяться.

"Премьера-2010", "Премьера": рецензии, мнение жюри, пьеса для подростков, Маленькая премьера

Previous post Next post
Up