Захарова Н. В.
Электронные учебно-методические комплексы как средство повышения качества образования при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование»
В любой среде программирования реализуются основные алгоритмические конструкции, важность которого отмечена Н.М. Амосовым, Н.Н. Моисеевым, А.Н. Ланда и другими учеными. Ими подчеркивалась необходимость разработки алгоритмов для развития мышления школьников. Они показывали, что с помощью алгоритмов можно не только организовывать мыслительную деятельность, но и описывать процессы.
Алгоритмы возникают не только в ходе описания какого-либо процесса, но и в управлении, воспитании, во всей социальной сфере жизни человека. Именно это и доказывает необходимость их введения в обучение.
Фундаментальное понятие информатики - «алгоритмизация» имеет большое значение не только в теории информатики, но и в теории самореализации в развитии ученика. Алгоритмизация - одно из мощных средств развития логического, алгоритмического мышления учащихся, формирования умений и навыков структурировать, делать выводы, обобщать, анализировать и синтезировать данные.
В конце 60-х - начале 70-х гг. XX столетия разрабатывается дисциплина, которая получила название структурного программирования. Ее появление и развитие связано с именами Э. В. Дейкстры, Х.Д.Милса, Д. Е. Кнута и других ученых. Структурное программирование до настоящего времени остается основой технологии программирования. В его основе лежит теорема, которая была строго доказана в теории программирования. Суть ее в том, что алгоритм для решения любой логической задачи можно составить только из структур «следование, ветвление, цикл». Их называют базовыми алгоритмическими структурами. Изучать основные базовые конструкции можно по-разному: с помощью исполнителей, специально разработанных учебных алгоритмических языков, реальных языков программирования.
Рассмотрим подробнее базовую конструкцию «ветвление», изучение которой неотъемлемая часть любого курса информатики. Это видно хотя бы по тому факту, что эта тема рассматривается во всех распространенных сегодня учебниках, несмотря на различия в идейных и методических установках авторов.
Абсолютно необходима эта тема и в углубленном курсе информатики. Для построения сколько-нибудь сложных и содержательных программ необходимо уверенное владение общими принципами применения алгоритмической конструкции «ветвление», используемой в решении задач не только с ветвлениями в «чистом» виде, но и в более сложных алгоритмических структурах с циклами, таких, например, как циклы с постусловием, предусловием, вложенные циклы.
При построении обучения учащихся теме «Ветвление» каждый учитель информатики сталкивается с огромным количеством вопросов: как построить изложение материала, какие использовать методические разработки, в какой форме проводить занятия, какие составить практические задания, какой материал использовать учащимся при изучении и другие. Все эти вопросы возникают из-за отсутствия четко и в полном объеме изложенных учебно-методических материалов для изучения данной темы. На решение этих проблем можно направить новейшие компьютерные и телекоммуникационные технологии, способствующие расширению образовательного пространства, его открытости и гибкости. Одним из путей, учитывающих применение компьютерной техники и глобальных информационных сетей, на сегодняшний день является электронный учебно-методический комплекс (УМК). УМК - это путь к созданию единого образовательного пространства, необходимость которого ощущается все сильнее с расширением мировых интеграционных процессов.
Перейдем к рассмотрению конкретного электронного учебно-методического комплекса, созданного по теме « Алгоритмическая конструкция «Ветвление»». Он состоит, во-первых, из учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание данной темы. Во-вторых, методического руководства для преподавателя, содержащего: общий тематический план раздела с разбивкой на уроки; поурочные планы и рекомендации по проведению урока; учебные базы к каждому уроку; набор дидактических материалов, итоговый курс по теме; ключи для проверки правильности ответов. Электронное учебное пособие, входящее в комплекс, представляет собой набор файлов HTML, будь то либо введение, либо отдельная глава, либо глоссарий. В каждом файле существуют объекты Macromedia, которые представляют собой динамические объекты (графика, алгоритмы и др.) или статистические объекты, которые акцентируют внимание пользователя на изучение того или иного материала.
Разработка электронных УМК направлена на создание системы эффективного образовательного процесса, расширенного воспроизводства знаний как основы социально-экономического, научно-образовательного, культурного развития страны, совершенствования личности.
Список литературы
1.Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 220 с.
2.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
Источник:
http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/129219463158470256/Default.aspx