Веревкин И.А.
Елабужский государственный педагогический университет
Воспитание конкурентоспособной личности будущего учителя
Уровень развития современного общества, постоянно увеличивающийся объем информации требуют коренных изменений в системе образования. В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед обществом и школой, является создание благоприятных условий для развития творческой конкурентоспособной личности, обладающей нравственными качествами, готовой принимать ответственные решения.
Конкурентоспособная личность, по определению В.И. Андреева, - это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами [1]. Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования ученого, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: 1) высокий уровень работоспособности; 2) стремление к качественному конечному результату; 3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности; 4) творческое отношение к делу, труду; 5) стремление к профессиональному самосовершенствованию; 6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений; 7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству; 8) способность к быстрому освоению нового дела; 9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.
Г.К. Селевко считает, что молодого человека, вышедшего из стен школы XXI века, должны отличать глубокие основы профессиональных знаний по избранной специальности и широкая эрудиция, умения применять полученные знания в различных ситуациях, использовать их для анализа научной информации, умение свободно общаться, способность выдерживать большие волевые нагрузки, подготовленность к вузовским формам работы, способность к конкуренции в рыночных условиях, стремление к самосовершенствованию [2].
Так как базовой основой личностных качеств, определяющих конкурентоспособность личности, является ее способность к творческому саморазвитию и творческой самореализации, то приоритетом образования XXI века должна стать следующая парадигма: гарантированное качество образования через творческое развитие и творческую самореализацию. Другими словами, образование в том случае будет способствовать становлению человека как конкурентной личности, если образование переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие - в творческое саморазвитие и творческую самореализацию личности [1].
Проблема формирования конкурентоспособной личности является наиболее актуальной в условиях складывающихся рыночных отношений в стране в связи с тем, что на современном рынке помимо рынка товаров начинает активно действовать и рынок личностей. Персональный успех конкретного работника в рыночных отношениях все в большей мере определяется тем, насколько человек окажется подготовленным к профессиональной деятельности, компетентным в решении жизненных проблем, коммуникабельным и т. д., то есть в целом конкурентоспособной личностью.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были сформулированы следующие положения:
1.Конкурентоспособность представляет собой сочетание таких индивидуально-психологических качеств личности, которые обеспечивают в последующем успешную и эффективную профессиональную деятельность.
2.Психологическим условием формирования конкурентоспособной личности является повышение уровня самосознания, главным образом самооценки и самоэффективности.
3.Организационным условием формирования конкурентоспособной личности является специально разработанная программа.
Высшая школа призвана готовить будущих специалистов к самостоятельной творческой деятельности, к поиску решения новых задач, анализировать ситуации и решать педагогические задачи.
Успешное решение поставленной задачи возможно в условиях организации такого учебного процесса, который побуждает будущих учителей к самостоятельному поиску и творческому овладению знаниями, учит их рациональным методам и приемам самостоятельной работы с литературой, прививает потребность в самообразовании и самовоспитании, предполагает использование методов и приемов, интенсифицирующих процесс обучения.
Интенсификация профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов, формирование нового стиля педагогического мышления предполагают применение, наряду с традиционными, новых форм и методов организации обучения, таких, как: лекции-пресс-конференции, семинары-дискуссии, решение педагогических задач, деловые и организационно-деятельностные игры и др.
Среди них особое место занимает решение педагогических задач, позволяющих студенту мысленно ставить себя в ту или иную профессиональную ситуацию, приобретать навыки анализа ситуаций, совершенствовать уровень мыслительной активности, более глубже и осознаннее усваивать педагогическую теорию.
Решение учебно-воспитательных задач требует перевода знаний в различные действия. Формированию умения анализировать содержание задачи, навыков ее решения, развитию логического мышления и творческой активности учащихся и студентов способствует технология проблемно-задачного обучения, при которой содержание предмета представлено в форме задач.
Список литературы
1. Андреев В.И.Конкурентология - Казань: Центр инновационных технологий, 2004.-468с.
2. Селевко Г.К. Программы развития и образовательные программы школы // Завуч.-2006.-№7.-С.16-21.
Источник:
http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/129219457602269829/Default.aspx