Оригинал взят у
olgapisaryk в
Привязанность - основа для обученияРешила прокомментировать
выступление Риты Пирсон.
Сначала о том, что заставило меня в очередной раз грустно улыбнуться. Ну почему, почему связь между самооценкой и академическими успехами настолько въелась в сознание учителей, даже учителей от Бога? Зачем? По какому праву мы вначале выдумываем систему координат, помещаем в неё ребёнка, а потом заставляем его думать, что его "успехи"/"неуспехи" в нашей системе координат - это и есть то, чего он стоит в жизни? Истинная самооценка вырастает не из "мне дали задание и я справился", а из "я сам захотел и добился", не из "я получил по тесту 5 и теперь я на доске почёта", а из "я хотел научиться запускать змея, тренировался и у меня получилось".
Но главная мысль в выступлении Риты Пирсон всё-таки о важности отношений между теми, кто учит и теми, кто учится. Дети не учатся у тех, кто им не нравится. По крайней мере, пока они не повзрослеют достаточно для того, чтобы начать интегрировать желание обучиться чему-то с необходимостью делать это у несимпатичного им человека. Рита Пирсон пришла к этому знанию через опыт и интуицию, а у Гордона Ньюфелда есть очень чёткое теоретическое обоснование, почему так и никак иначе.
И не надо быть "чудо-учителем", чтобы иметь с учениками хорошие отношения, чтобы дети чувствовали себя в присутствии учителя, как дома. Установление привязанности - не магия, а вполне себе научное знание. В рамках отдельно-взятой школы вполне возможно создать такую обстановку, что все учителя станут "чудо-".
В связи с вышесказаным вспоминается история "школы на острове Логан".
В Канаде, в провинции Британская Колумбия, в долине реки Оканаган, на озере Логан была очень проблемная школа, которая в рейтинге среди всех школ провинции занимала третее место с конца. Её директором был назначен Дэйв Уитт (Dave Witt), бывший ученик Гордона Ньюфелда. Деморализованный и доведённый до отчаяния педколлектив во главе с директором выработали план действий, состоящий из четырёх простых правил.
Первое, перед началом уроков учитель здоровается с каждым учеником в классе лично.
Второе, если ученик не пришёл в школу, его учитель лично звонит ему домой, узнать, что случилось, поговорить с родителями и ребёнком, и пожелать скорейшего выздоровления. Обычно в канадских школах такие звонки делаются секретарём и являются очень формальными.
Третее, никаких негативных разговоров об учениках в учительской!
Четвёртое, проблемным ученикам нужно признание их заслуг. Ничего особенного, никаких наград и громких обьявлений на всю школу. Просто искреннее рукопожатие учителя, его улыбка, письмо с благодарностью родителям или звонок домой.
В течении трёх лет эта отстающая школа поднялась в рейтингах с третьего места в конце и попала в 30% лучших школ провинции, включая самые престижные частные школы.
Между учителями и учениками установились отношения привязанности, школа наполнилась улыбками, радостными взглядами, интересом друг к другу, а результатом стали академические успехи учеников.
Так что никакой магии, при желании всё достижимо.