Социальная природа общества и образование

Oct 27, 2018 12:12

(полный текст статьи см.: «Вестник МГЛУ», вып. 4 (808) за 2018г., с.34-46)
Теория трех типов социальных отношений
Сегодня, точнее - с конца ХХ в., в теоретическом наследии К. Маркса на первое место вышла его фундаментальная мысль о трех качественных типах общественных отношений в истории: "Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные) - таковы первые формы общества, при которых производительность труда развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, - такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, - такова третья ступень" [Маркс К. 1969].
Вот этот десяток строк в подготовительных материалах к «Капиталу» (в «Экономических рукописях 1857-1859 гг.») по сути своей, по значимости для научного анализа и прогнозирования общественных процессов (меня интересует в первую очередь в моей стране) представляют вершину творчества К. Маркса; они (десять строк), на мой взгляд, и есть его главное научное открытие
В СССР эта идея Маркса замалчивалась. В 90-е годы ХХ в., после распада СССР и отказа от марксизма-ленинизма, слова К. Маркса начинают проникать в гуманитарные и общественные науки и, в первую очередь, в социальную философию и социологию. Так, в социальную философию вводится понятие «трех социальных типов личности», чьи характеристики «были даны К.Марксом» [Крапивенский С.Э. 1996]. В социологии, в свою очередь, отмечается, что благодаря учению Маркса о «типах социальности общества» исследуется «взаимосвязь форм его социальной организации, одной из которых является социальное управление, с потребностями, интересами, ценностно-мотивационными устремлениями людей, которые реализуются в процессе социальной деятельности, в том числе и в производственно-технологической сфере социума. Подобный анализ возможен потому, что тип социальности определяет характер взаимоотношения индивида с обществом и создает социальное поле (материальные и духовные условия) для развития личности» [Давыдов Ю.Н. 1997].
Введение в научный оборот Марксовой теории трех типов социальных отношений осуществляется медленно и даже робко; и причины тому - не только влияние доминирующих в научной методологии социоцентристских подходов. Большую роль играет русский культурный архетип фетишизация власти и психология «холопства», что в исторической традиции выливается в неприятие значимости человека, его достоинства, отрицания человека как цели всех преобразований, человека, который, согласно И. Канту, «есть самый главный предмет в мире и для себя своя последняя цель» [Кант И. 1966].
Социальные отношения, фиксирующие все многообразие взаимосвязей людей в обществах конкретных стран и народов, все эти «совокупности структур социальной действительности» [Качанов Ю. 1999] в истории человечества (от первобытного общества, рабовладения, феодализма, капитализма времен Маркса до современных постиндустриальных обществ) К. Маркс систематизировал во времени и в пространстве, сведя все варианты существовавших, наличных и возможных «структурирующих структур» [Качанов Ю. 1999] к трем типам социальных связей на основе единого антропоцентристского знаменателя - человека, его прав и свобод, выраженных понятиями «личная зависимость», «личная независимость» и «свободная индивидуальность». В трех первых формациях доминируют отношения личной зависимости; при капитализме доминируют отношения личной независимости; в коммунистическом обществе господствуют отношения свободной индивидуальности.
Социальная природа общества РФ и образование
В целом Россия за последнее столетие внесла существенные коррективы в Марксову теорию социальности общества. Опыт России XX и XXI веков показал отсутствие прямой корреляции типа социальных отношений с типом общественно-экономической формации (рабство, феодализм, капитализм, коммунизм в советском варианте). Более того, социалистическая и государственно-капиталистическая России продемонстрировали “не формационные” основания отношений личной зависимости.
Эти “не формационные” основания лежат не в единстве производительных сил и производственных отношений и не в технологической модернизации, а в сырьевой зависимости современной России. Сырьевая экономика построена преимущественно на добыче и экспорте природных ресурсов (основная доля у нефти и газа) и характеризуется слабо развитыми перерабатывающей промышленностью и экономическими институтами. В России, как отмечает А. Эткинд, «было только два периода общей зависимости государства от моноресурса, два периода ресурсной зависимости: эра пушнины и эра нефтегаза… Мы знаем, чем кончилась первая ресурсная зависимость: Смутным временем» [Эткинд А. 2013]. Второй период относится к современной, с начала XXI столетия, РФ, хотя, согласно книге Е. Гайдара. «Гибель империи» (2006 г.), он (второй период) не только затронул Советскую Россию, но и сыграл роковую роль в ее существовании, поскольку падение цен на нефть в середине 80-х годов привело к кризису финансовой системы, экономики, и, в конечном счёте, к распаду СССР.
Сегодняшняя России существует благодаря сырьевой экономике. Так, в структуре российского экспорта в 2009 году топливно-энергетические товары составляли 69,1 %, машины и оборудование (в основном военного назначения) - 6 %, продовольствие и сельскохозяйственное сырье - 3,4 %. Экспорт топливно-энергетических товаров СССР в ценах 1970 года составил 1,92 млрд долл., или 8 долл. на душу населения. В 2008 году экспорт топливно-энергетических товаров достиг 317,4 млрд долл., что соответствует 2237 долл. на душу населения. Таким образом, зависимость страны по этой статье экспорта выросла в 280 раз! [Русская экономика. 2016].
Сырьевая экономика означает, что Россия живет не за счет труда и производства, а за счет торговли природными ресурсами. Сырьевая зависимость для России - это не просто зависимость экономики страны от природных ресурсов, это - зависимость всего населения РФ от государства, бесконтрольно распоряжающегося национальными богатствами. Можно сказать, что в практике современной России воссоздана Марксова гипотеза об азиатском способе производства как обществе с тотальной зависимостью человека от государства, его бюрократии и его силовых структур (напомню, что типы личной зависимости в рабском и феодальном обществах строились по линии зависимости человека от человека).
Образование в разных типах обществ занимает различные позиции, хотя и выполняет одинаковые функции. В традиционных обществах (с доминированием отношений личной зависимости) потребность в образовании имеется у отдельных, высших социальных слоев (правители, жрецы и т.п.) и обслуживающих их групп. Грамотность (умение читать и писать), по меткому замечанию В.О. Ключевского, "причислялась к техническим промыслам и рукоделиям, к "механическим хитростям"... и нужна была только на некоторых житейских поприщах, например, для духовного и при¬казного чина" [Ключевский В.О. 1990]. В индустриальных и постиндустриальных странах (с доминированием отношений личной независимости) образование занимает ведущие позиции практически во всех семьях всех слоев общества. И именно от института образования зависят благосостояние, прогресс и развитие самого общества.
Исторически школа, «оставаясь «воспитывающим и образовательным» институтом… является и частью социального механизма, который апробирует способности индивидов, просеивает их, селекционирует их и определяет их будущие социальные позиции» [Сорокин П. 1992]. В каждом социуме школа не только формирует человека (функции образования и воспитании), но и выступает в роли социального «сита» и социального лифта, через которые проходит каждый учащийся и поднимается наверх (вертикальная мобильность) или опускается вниз (нисходящая мобильность). С Нового времени, с вступления стран Европы в индустриальную стадию, школа стала самым массовым и демократичным социальным лифтом.
В современной России сложилась историческая коллизия: по типу социальных отношений (личная зависимость) страна относится к разряду традиционных обществ, а по параметрам цивилизационно-технологического развития - страна индустриальная и даже, местами, постиндустриальная. Ее смело можно отнести в когорту промышленно-развитых стран (экономика - шестая на планете по общему объему ВВП. Её доля в мировой экономике составляет около 3-3,5 %.). По индексу развития человеческого потенциала (уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия) Россия занимала в 2014 г 57 место в списке из 187 стран. И т.д., и. т.п.
Вот этот историко-цивилизационный парадокс вполне ожидаемо ударил по образованию. Образование объективно, самим фактом распространения знаний и культуры облагораживает человека: еще Сократ утверждал, что добродетель проистекает из знания, и человек знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро тоже есть знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми; формирует и развивает его интеллект, его самостоятельность и самодеятельность, вырабатывает критическое отношение к окружающему миру, словам и поступкам, ориентирует на поиски нового и т.д.
Власть боится образования и видит в нем постоянный и реальный источник угрозы существующему режиму: "Хорошее образование ведет к революции, при хорошем уровне образования образованные люди выходят на улицы и свергают власть, создавшую такую систему обучения ... Поэтому власть из инстинкта самосохранения устанавливает пониженный уровень образования" [Жириновский В. 2012].
Но образование, как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существует независимо от желания власти. Образование невозможно ни запретить, ни отменить. Но можно нейтрализовать разрушительные для российской власти последствия. Что и было сделано буквально с первых дней существования нынешнего режима (точкой отсчета я принимаю эксперименты с ЕГЭ). Началось с самого важного и массового компонента - общеобразовательной школы: изъятие у нее целей окультуривания нации (введения ребенка в отечественную и мировую культуру - закон культуросообразности); целей формирования интеллектуальных и физических способностей учащегося (закон природосообразности); целей развития активной и творческой личности (закон самодеятельности).
Школы и вузы, осмелившиеся подняться над "пониженным уровнем образования", отслеживаются и подвергаются санкциям. Если это государственные учебные заведения, то меняется руководство (как это было со «Школой Тубельского», практиковавшую, по словам родителей, «качественное образование», открытость и право на самоопределение» [Православие и мир]. Если же это частные учебные заведения, то их лишают лицензий, как это было сделано в 2017 г. с Европейским университетом в Санкт-Петербурге и в 2018 г. с Московской высшей школой социальных и экономических наук («Шанинка»).
Опираясь на статистические данные о состоянии школы в РФ, я смею утверждать, что функции нынешней школы как социального «сита» и социального лифта все более и более отмирают. По крайней мере, об этом свидетельствует количество учащихся, заканчивающих полную среднюю школу и количество поступающих в вузы. Так, в вузы поступили 2012 г. - 87.5% выпусников, в 2013 г. - 90%, в 2014 г. - 84%, в 2015 г. - 85.2%. Народному хозяйству не нужно такое количество специалистов с высшим образованием и поэтому не удивительно, что только 75% выпускников вузов 2015 года нашли работу [Статистика Выпускников]. Сейчас, при общей безработице в РФ в 4-5 %, безработица среди молодежи превышает 25 %.
Показательно также сравнение количества студентов вузов в СССР (с населением 290 млн. чел. и развитой экономикой) и в РФ (население 147 млн. чел. и наличной экономикой): в СССР в 1970/71 гг. было 204 студента вузов на 10 000 чел. населения, в 1980/81 гг - 219 студентов, 1990/91 гг. - 190 студента. В РФ 1995/96 гг. - 188 студента, в 2000/01 гг - 324 студента, в 2005/06 гг. - 493 студента, 2008/09 гг. - 529 студента на 10 000 чел. населения [Костюченко А. П. 2017].
В итоге государственной кампании по массовому привлечению молодежи в высшие учебные заведения сложилась ситуация, при которой «в России людей с высшим образованием слишком много…. Сегодня в стране у 54% граждан РФ в возрасте от 25 до 64 лет есть диплом вуза. Это один из самых высоких показателей в мире». [Мел. 2018].
Именно поэтому я могу сказать, что государственная кампании по омассовлению высшего образования лишила нашу школу функций механизма вертикальной циркуляции. К такому печальному выводу пришла также Общественная палата РФ: в докладе «Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» она констатировала, что «самая главная опасность в образовании - социальное неравенство. Школы и вузы перестали играть роль "лифтов", поднимающих талантливых, но бедных ребят из низов общества к его вершинам, как было в СССР и как происходит на Западе. Учебные заведения, в том числе государственные, расслоились на элитные (для богатых) и массовые (для бедных)» [Московский комсомолец. 2007]. И, как ни печально, школа неуклонно утрачивает позиции по культурному, интеллектуальному и нравственному формированию человека и переориентируется на профессиональное обучение и кадровую подготовку. К настоящему моменту «у нас школьное образование - индустрия услуг официально, высшее образование - откровенный бизнес. В 2013 году эта тенденция была распространена и на фундаментальную науку де-юре…» [Независимая газета]. В молодежной среде набирает силу разрушительная тенденция потери социальной мотивации к образованию.
Заключение
Марксова теория социальной природы общества (трех типов социальных отношений) в методологическом плане представляет универсальный инструмент выявления реальных взаимосвязей человека и общества, человека и конкретной социальной структуры, человека и социальной группы, места человека среди других людей.
Использование этой методологии для изучения социальных процессов в современной России позволило мне выявить наличные, а не декларируемые тенденции и перспективы развития образования как сферы, как социального института и как системы. Общий вывод представленного исследования сводится к тому, что мы присутствуем и участвуем в процессе отлучения сферы образования от культуры, школы - от формирования и воспитания человека и гражданина, а также от выполнения ею функций социального «сита» и социального лифта. Историческая миссия образования как стратегического ресурса развития общества утрачивается. За образованием закрепляются задачи профессионального обучения и подготовки работников для народного хозяйства (что в перспективе потребует применения адекватной терминологии - «сфера подготовки», «институт подготовки», «система подготовки»).
Список литературы
- Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. В 5 томах. Том 2. Социология XIX века. М: Магистр, 1997. Режим доступа: http://ru.b-ok.org/book/3174015/533d30
- Жириновский В., из выступления в Госдуме при обсуждении в октябре 2012 г. проекта Закона РФ «Об образовании». Режим доступа: https://ria.ru/education/20121017/903400666.html.
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в шести томах, Т. VI - М.: Мысль, 1966. С. 351.
- Качанов Ю. Начало социологии. - "Институт экспериментальной социологии", Москва Издательство "Алетейя", Санкт-Петербург. 1999. Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek_ Buks/ Sociolog/Kachan/index.php
- Ключевский В.О. Соч. в девяти томах. - Т.IХ., М., 1990. с. 14
- Костюченко А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России // Молодой ученый. - 2017.- №22. - С. 172-176. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/156/43762.
- Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное и дополненное. Волгоград: Комитет по печати, 1996. С. 249-254.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Собрания сочинений», т. 46, ч. I., С. 100-101.
- Мел. 2018. Режим доступа: https://mel.fm/blog/mariya-kucherova/91702-kakoy-konkurs-pri-postuplenii-v-vuzy-byl-v-2017-godu-i-chto-nas-zhdet-v-2018-m
- Московский комсомолец, 24.09.2007.
- Независимая газета, Наука, 27.06.2018.
-- Православие и мир от 17.01.2018. Режим доступа:: https://www.pravmir.ru
-- Русская экономика. Режим доступа: http://russiaeconomic.blogspot.ru/2016/08/blog-post_699.html
- Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Республика, 1992. - С. 409.
-- Статистика и выпусники - Режим доступа: http://vawilon.ru/statistika-vypusknikov/
- Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. Автор из. пер. с англ. В. Макарова. М.: НЛО, 2013. Режим доступа: https://vk.com/doc704697_303086612?hash=8b024bc24aae813c3c&dl=f308a1ab921b69ce82

образование, Булкин, школа

Previous post Next post
Up