Apr 08, 2018 14:18
(Целевая установка - организация процесса развития способностей)
В индустриальном обществе в XIX в. возникает массовый тип антропоцентрической педагогической деятельности - педагогика способностей (второе ее название легко спутать с «элитарной педагогикой»).
Можно сказать, что элитная педагогика, ориентируемая на дифференцированный подход и отбор учащихся по способностям, есть наиболее древний и распространенный тип педагогической деятельности. Сам факт получения образования означал выделение индивида, приобретшего определенные знания, из числа прочих членов племени, определенное возвышение над ними. Сами образовательные институты носили практически полностью элитный характер и лишь много позже расширили круг принимаемых учащихся (это относится, прежде всего, к Древней Греции).
Неформальной элитной школой был знаменитый кружок Сократа. Ученики Сократа прославили его методы: обогащение человека знанием, умение мыслить диалектически; он выделял людей, быстро усваивающих науку, умеющих, как писал его ученик Ксенофонт, использовать знание для руководства людьми, чтобы сделать их счастливыми.
Как тип педагогики и теоретическая установка педагогика способностей восходит к «Государству» Платона, в котором приводится легенда о способностях человека. Платон воспроизводит древний восточный миф о том, что при сотворении людей Бог примешал к каждому человеку определенный металл: людям, достойным стать правителями, - золото, стражам - серебро, ремесленникам и земледельцам - медь и железо. Однако «все же бывает, что от золота рождается серебряное потомство, а от серебра - золотое; то же - и в остальных случаях» (Платон. Сочинения. В 3-х т. - Т. 3. Ч. 1 - М.: Мысль, 1971. - С. 202).
Элитная педагогика, вероятно, самый сложный тип педагогики в силу неопределенности того, что называется способностью. К сожалению, многочисленные методики выявления способностей не всегда действенны.
Однако практика и повседневная кропотливая работа с учениками обеспечивает демократическому обществу отбор учащихся с реальными способностями. История образования и элитной педагогики - свидетельство тому. Приведу два примера. Первый связан с Дж. Р. Р. Толкином (автор «Властелина колец») который, несмотря на нищенское положение его семьи, смог в 8 лет поступить в престижную бирмингемскую школу: «Я учился в школе короля Эдуарда и большую часть времени тратил на изучение латыни и греческого. Но я также выучил англосаксонский, а заодно и готский. Последнее приключилось по чистой случайности, потому что в расписании готского не было». Потом Толкин окончил Оксфордский университет. Второй взят из фильма «Найти Форестера», где показана американская система образования, в которой ученика современной государственной школы 16-летнего Джамала Уоллеса приглашают, по результатам тестирования, бесплатно учиться в частную щколу, «одну из лучших средних школ на Восточном побережье - Mailor Callow».
Цель элитного образования состоит в разворачивании и реализации способностей. Трудности же в реализации этого типа педагогической деятельности возникают на стадии выявления способностей. Учитель в этой педагогике становится диагностом и его ответственность определяется правильностью диагноза.
Школа в этой концепции - диагностическая лаборатория, а класс - место для проведения селекции и диагностики. Учитель так и действует в классе - приходит, «бросает» ученикам задачи, учебники, контрольные и т.д. и смотрит, кто способен и кто не способен, т.е. справился или не справился.
Содержанием в педагогике способностей выступают сами способности, тот индивидуальный стиль деятельности, который обычно называют творчеством, креативной деятельностью.
Элитное и элитарное образования соотносятся как два пересекающихся круга, у которых часть площади общая. В практике педагогической деятельности элитная педагогика может пересекаться с элитарной педагогикой, но в теоретической плоскости их различия существенны. Элитарное образование может быть одновременно элитным и не элитным. Собственно, элитарное образование в определенной мере почти всегда является элитным (хотя бы с точки зрения его качества). Более того, элитное образование исторически возникло и развивалось в рамках элитарного (иначе и быть не может в условиях социально дифференцированного общества). Постепенно круг детей, получающих элитное образование, расширяется и изменяется структурно: все большую роль при этом играют способности, и все меньшую - знатность, богатство, связи родителей. Дифференциация обучения вообще и элитное образование как ее момент соответствуют важнейшей тенденции современной цивилизации - процессу индивидуализации.
К сегодняшнему дню можно зафиксировать общемировую тенденцию - движение к демократизации образования, т.е. от элитарного образования, ставящего людей в неравные условия конкуренции за получение доступа к образованию высшего качества и означающего дискриминацию по социальным, национальным и иным критериям, к элитному, где образование высокого уровня дополняется его большей открытостью. Вместе с тем следует признать, что до сих пор открытость элитного образования никогда не была полной, это именно тенденция, один из векторов всемирного образовательного процесса.
Педагогика способностей диагностирует и развивает ту или иную способность человека. Структурные компоненты: учащийся - носитель способностей в начале и реализующий способности в конце деятельности; мотивы и цели учащегося - особая способность, внутренние - к саморазвитию; учитель - диагност, тьютор, наставник, ответственность учителя - в пределах диагноза, в пределах поддержки; школа - диагностическая лаборатория, пространство поддержки; содержание - способности, саморазвитие. Ведущие регуляторы деятельности - законы самодеятельности и природосообразности.
образование,
педагогика,
Булкин