Оригинал взят у
janemouse в
Игры в математику на уроках. Игры на состав числаПроводили мы вчера семинар для учителей одной из школ.
Сидит 20 человек учителей началки, слушают, кивают,
но видно, что минут через 10-15 их внимание потихонечку "уплывает".
Ага, даём им в руки кубики от конструктора, и просим составить как можно больше разных плоских фигур из этих 5 кубиков (по сути просим придумать полный набор пентаминошек)
Увлеклись, прицепляют кубики, рисуют на клеточках - интересно же!
-А у нас уже 8, мы всё нашли. Как, их больше? А у нас больше не получается... Хотя нет, вот ещё придумали!
Улыбаются, обсуждают - прямо приятно посмотреть.
Потом точно так же показываем
геодоски, обсуждаем задачи, у которых несколько правильных решений...
Берём кубики
СЛОЖИ УЗОР и показываем несколько уровней сложности - разные задания с этими кубиками.
Цветные схемы, схемы с буквами, схемы "пустые" - сложи как сам хочешь и раскрась, схемы в изометрии, вид спереди, сбоку и сверху.
Предлагаем сложить из кубиков башенки и раскрасить - некоторые так увлеклись, что потом ещё полчаса красили схемы с изометрией.
Дали другие кирпичики, предложили свои схемы на
бумаге в треугольную клеточку нарисовать.
-Ой, говорят - сложно как!
Но в итоге справились, тоже увлеклись...
Но потом снова поскучнели: "У нас, - говорят, - программа, мы отчитываемся перед родителями - и надо, чтобы дети успели за урок много сделать заданий в тетрадях на печатной основе. Иначе родители решат, что мы весь урок играли! И завуч нам не позволит играть..."
Завуч сидит здесь же, и говорит, что пусть играют, и пусть детям будет интересно на уроках.
Рассказали мы в конце про разные логические игры -
сет,
барабашка,
котосовы,
фруктаж Пора бы уже заканчивать, и тут пара учителей нам говорит: но вы же нам не рассказали никаких игр на состав числа!
-Да как же - не рассказали?! А счёт на пальцах, покажи 6 пальцев разными способами, это же состав числа! И игры со счётными кубиками - тоже на состав числа. И со счётными палочками - сколько палочек мы спрятали - тоже.
-Ой, точно. А ещё можно?
Ну, во-первых, мой любимый
турбосчёт - точно на состав числа
Click to view
Можно в него играть с правилами про больше-меньше, а можно - ровно столько-то на столе среди всех открытых карт,
скажем, ровно 8 - это может быть 2 и 6, а может быть 2, 2 и 4, или 2, 3 и 3...
и можно не на скорость играть, а каждому из детей дать своё задание, свою карточку с правилом,
кому-то 5, а кому-то 8, и надо на 2 или 3 карточках подобрать нужное число зверей.
а можно попросить закрасить 2 цветами в мешке - ровно столько, или ёжиков больше, чем птичек - как в турбосчёте...
а можно не одного цвета использовать наклейки для каждого цветка, а двух
и попросить придумать разные цветочки, у которых ровно 6 лепестков-наклеек
Ещё можно складывать картинки из счётных палочек - и потом отгадывать, сколько из них дети спрятали.
Можно играть с магнитами в "раз-два-три, смотри", и учиться запоминать группами.
Прячем за ширму (или за листок бумаги), к примеру, 2 красных магнита и 2 синих,
потом приоткрываем ненадолго,
а дети должны запомнить, сколько там было магнитов, и ответ тихо записать - или тихо показать на пальцах.
Потом дети закрывают глаза, а мы добавляем 2 жёлтых магнита к примеру...
Или делаем 4 жёлтых и 4 синих и 1 зелёный...
и можно выкладывать 4 не только квадратиком...
Ещё можно сделать карточки "десяточка", 10 белых окошек, часть из них закрашена черным, если закрашено 3, то и в уголке карты пишем "3", если закрашено 7, то и пишем "7".
И просим набрать 10 чёрных окошек при помощи двух карт,
или при помощи трёх карт.
Можно просить одну и ту же фигуру набрать из разных деталей нумикона,
или просто из 2-3 деталей нумикона сложить картинку, в корой ровно 7 окошек
В общем, есть масса способов по-разному отрабатывать идею состава числа - не заучивая наизусть, а каждый раз опираясь на разные наглядные штуки, которые дети смогут потыкать пальчиком.
А ваши дети учили наизусть состав числа ("текст типа "восемь равно семь плюс один или шесть плюс два или пять плюс три"?
И какие ещё арифметические игры вы любите?