Sep 21, 2017 18:12
(Целевая установка - организация процесса профессионализации)
В традиционном обществе дилемма «свой-чужой» порождает две группы потребностей (социальные и культурные), соответствующее педагогическое обеспечение которых возлагается на два типа деятельности - «педагогику социализации и воспитания гражданина» и «педагогику идеала (мастерства)».
Культура разграничила социумы цивилизованные и нецивилизованные, культурные и дикие, эллинов и варваров (термины Геродота, 484-425 до н.э.). Географической точкой отсчета европейской культуры и цивилизации принято считать Средиземноморье, исторической - Древнюю Грецию, временной - VIII в. до н.э., первыми авторскими художественными произведениями - поэмы «Илиада» и «Одиссея». Культура и цивилизация поставили перед обществом такие задачи, которые не могут быть решены деятельностью масс; их взвалили на свои плечи отдельные творцы - гераклиты и демокриты, пифагоры и архимеды, гомеры и эсхилы. Они же взяли на себя заботы по подготовке преемников и воспитанию «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» в своих профессиональных сообществах - философских школах, научных лабораториях, творческих мастерских. Возник новый тип педагогической деятельности - формирование людей мастерства, специалистов высшей квалификации в науках, в искусствах, в культуре в целом.
Однако, разнообразие и разнородность сфер приложения их деятельности не позволяет нам говорить о каком-либо общем содержании педагогики идеала и о его едином теоретическом оформлении. Специфика этой педагогики - в ее технологии: в передаче способов мышления и деятельности по принципу "из рук в руки", через личное общение учителя (мастера) и ученика (подмастерья). Это непосредственность контактов «позволяет, - и в чем, собственно, ее преимущество, и почему она жива до сих пор, - она позволяет передавать от учителя к ученику самые сложнейшие виды деятельности и мышления и ученику достигать очень высокого уровня мастерства… Технология идеала годится только для передачи очень сложных видов мышления и деятельности, и передача происходит практически в неизменном виде уже много, много лет» (Владимир Мацкевич. Полемические этюды об образовании. «Издательство О. Аугустовской», Лиепая, 1993. - С. 88).
Идеал учителя можно представить словами М. Оссовской - «реальное или вымышленное лицо, которое побуждает или должно побуждать к подражанию» (М. Оссовская. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс. 1987. - С.29). Как объект подражания, идеал учителя выражает то состояние совершенства, к которому надо стремиться и достичь которого (по мнению ученика) он не в состоянии.
Отношения учителя и ученика регулируются тремя пунктами:
1. Учитель всегда прав.
2. Если учитель не прав, смотри пункт первый.
3. Если первый и второй пункты невыполнимы, сам становись учителем, ты уже не можешь быть учеником.
Ученики, ставшие самостоятельными учителями, не отказываются от установки «учитель всегда прав», они сохраняют ее, представляя собой школу и мастерство своего учителя, и пришедших к ним учеников учат именем основателя-учителя. Классическим примером школы, построенной по такой педагогике, выступает академия Платона (около 387 г. до н. э. - 529 г.), просуществовала почти 1000 лет, закрыта императором Юстинианом как рассадник языческой ложной мудрости.
Педагогика идеала базируется на идее человека в многообразии его проявлений: человек как мудрец, как ритор, как политический деятель, как добродетельный человек, как мыслитель-философ, как ученый и как оратор, как подобие Бога и как религиозное существо. Со времен Античности педагогика идеала представлена софистами (Протагор, Горгий и др.), Сократом, философскими школами - академией Платона, ликеем Аристотеля, стоиков (Зенон), эпикурейцев (Эпикур) и т.д. В педагогической и философской литературе все они достаточно подробно описаны и проанализированы.
Мотивы и цели ученика в этом типе педагогики очень сильные, возможно, наиболее сильные. Ученик на входе - это носитель какой-то осознанной им способности, влечения, страсти, ради удовлетворения которой он бросает прежнюю жизнь и ищет своего учителя. В художественной форме этот тип педагогики представлен в книге братьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Визит к Минотавру» (и в кинофильме по этой книге «Скрипка Страдивари»), в которой описывается судьба мальчика Страдивари, пришедшего к скрипичному мастеру Амати и ставшим его учеником.
Мотивация и цели ученика в педагогике мастерства настолько сильны, что девушка из сибирской деревни Фрося Бурлакова отваживается поехать в далекую Москву «учиться на певицу» (кинофильм «Приходите завтра»). См. также книгу Патрика Зюскинда «Парфюмер» (и одноименный кинофильм). Данная педагогика довольно широко представлена в художественных произведениях, в мемуарной литературе, в воспоминаниях деятелей искусства, кинофильмах и пр.
В педагогике идеала очень трудно выделить тот аспект, который мы обозначает как педагогический процесс, поскольку она не всегда институционально оформлена в виде учебного заведения.
В современном обществе эту педагогику мы находим в творческих мастерских (например, МХАТ, ВГИК и др.), в научных коллективах (Павловские среды, школа Ландау), в конструкторском коллективе С. Королева, в авиационных конструкторских бюро (Туполев, Ильюшин) и др.
Ученик здесь всегда ученик, независимо от возраста и социального статуса, а учитель всегда мастер, чье мастерство и квалификация не подлежит сомнению. В комедийной форме этот тип взаимоотношений учителя и ученика, мотивы и цели ученика, педагогическое пространство мастерской, ответственность учителя и фактор содержания образования представлены в кинофильме «Берегись автомобиля», где в ролях учеников «народного драмы» выступают - похититель автомобилей Юрий Деточкин (актер Иннокентий Смоктуновский), милиционер Максим Подберезовиков (актер Олег Ефремов) и учитель - бывший футбольный судья, а ныне режиссер - Евгений Александрович (актер Евгений Евстигнеев).
Педагогика идеала - это индивидуальная, личностно-ориентированная деятельность. Ее цели - внутренние, антропоцентрированные, ведущий педагогический закон - самодеятельность. Ученик в начале деятельности - подмастерье, в конце - мастер. Мотивация ученика очень сильная, профессиональная. Учитель - мастер, он отвечает за профессионализм, мастерство ученика. Педагогическим пространством, школой являются творческие мастерские, научные лаборатории, философские школы.
история,
педагогика,
культура,
Булкин