Оригинал взят у
janemouse в
Риски в разумных пределах - это полезно!На днях в МГППУ был семинар про детские площадки и риски.
Общая идея и основной тезис, который на все лады повторяли докладчики из Германии и Англии: риск в определённой степени - полезен. Без риска нет развития. Без риска нет понимания своих возможностей. И именно поэтому нельзя сделать абсолютно безопасную детскую площадку. Если на площадке нет места, куда карабкаться, нет мест, откуда теоретически можно спрыгнуть или свалиться, то эта площадка скучная! Эту же идею вы можете прочитать и в книгах Реутского «Физкультура про другое».
Можно продумать площадку так, чтобы старшие дети скорее лазили на одной части площадки, а младшие - на другой, но мы не можем ставить жёсткие запреты и ограничения. Даже если мы напишем, что на эту пирамиду могут залезать только дети старше 7 лет или выше 120 см, это не сработает. Бывает высокий ребёнок, но не очень ловкий, а бывает мелкий четырёхлетка, ловкий и цепкий как обезьянка.
Понятно, что на каких-то плохо продуманных площадках риск свалиться больше, а на более продуманных - меньше. Но придумать площадку с лазилками, и при этом гарантировать, что никто на ней ни разу не споткнётся и не оступится, мы не можем.
Получить травму можно и не выходя из дома, и запнувшись о порог своего дома, и поскользнувшись в ванне. Но чем лучше координация у ребёнка, чем лучше он умеет оценивать своё состояние и свои возможности - тем меньше опасность.
Дети любят залезать и карабкаться на камни и деревья, и поскольку в городе им не хватает естественных источников для подобных развлечений, взрослые придумали и построили в городе детские площадки. Детям нужны не только лазилки, но и пересечённая местность, и возможность бегать по неровным поверхностям, горкам и оврагам. И надо научиться перешагивать через корни, перепрыгивать ямы, переходить по брёвнам лужи и ручьи, прыгать с камня на камень и с кочки на кочку. Пока ты не попробовал прыгать по камням и кочкам, ты не можешь знать, какое расстояние между камнями и кочками ты можешь легко перепрыгнуть, а какое - нет. Если ты умеешь ходить только по идеально ровным дорожкам, то и лестница для тебя - источник опасности, и корни на тропинке. Нельзя от всех этих рисков полностью оградить наших детей.
И даже в лесу на одном и том же поваленном дереве один малыш пяти лет бодро залезает и уверенно ходит по стволу, потом уверенно спрыгивает сам на землю - с той высоты, которая кажется ему безопасной, а другой ребёнок на том же самом бревне боится сделать три шага, садится верхом, боится спрыгнуть даже с небольшой высоты.
Дело не в возрасте, а в практике.
Домашний спорткомплекс и прогулки в лесу, интересные детские площадки, возможность ползать, кувыркаться, лазить и карабкаться - всё это развивает двигательные навыки детей.
Но родители, которые тревожатся и волнуются за малышей, зачастую сами всё портят.
Если ребёнок лезет только туда, куда может сам забраться, то риск куда меньше, чем если мы детей всё время подсаживаем на высокие снаряды и потом страхуем.
Если ребёнок привык, что он может рассчитывать только сам на себя, то он лезет куда аккуратнее.
А вот если дети привыкли, что мама и папа их всё время поддерживают и страхуют, то дети могут неожиданно отпустить руки и упасть - в надежде, что взрослый их поймает.
У нас в лесу была толстенная упавшая сосна,
через какое-то время над ней натянули страховочную верёвку.
А потом повесили объявление:
Сосна и верёвочный парк - не подсаживайте ваших детей!
Кто-то может идти по бревну, а кому-то спокойнее ползти
и то и другое - хорошо,
и не надо дразнить тех, кто не готов на бревне выпрямиться во весь рост
торчащие ветки срубили, а над бревном натянули перила
дойдя до того места, где верёвки скрещиваются, дети обнаруживают, что дальше перила идут немного в стороне от бревна.
Что делать?!
Можно спрыгнуть (но высоко, около 1.5 или 2 метров до земли)
Можно сесть на бревно верхом
А можно пролезть под бревном и теперь держаться за верёвку с другой стороны.
Но всё это - страшно, ведь до земли далеко.
А за тобой очередь...
Можно сесть и заорать - вдруг кто-то снимет?
А можно сказать: я дальше боюсь идти, пропустите меня обратно!
Дайте мне сойти обратно, пожалуйста!
на параллельных верёвках все прыгают и качаются, и надо крепко держаться, чтобы не слететь
подсаживать в этот момент туда малышей - значит самим подвергать их опасности
сами они могут только висеть и кувыркаться на самой нижней верёвке
А если смогли влезть выше - то и дальше, скорее всего, не упадут.
на высоких верёвках старшие лезут сами,
а если вы сажаете туда малышей, то им там страшно.
Дети отлично помогают друг другу
Перила идут низко, многим неудобно (выше поначалу не получилось натянуть)
надо пролезть под верёвкой, поскольку она теперь идёт у другого края сосны
А в самом конце верёвка идёт не строго над бревном, и высоковато - малыши не достают.
И вот родители провоцируют малыша, который сам шёл до этого места - и держался за верёвку:
-А теперь отпусти верёвку и пройти 2 шага до дерева сам.
Мы тут, мы тебя поймаем, если что.
Вот вы сами пробовали ходить по бревну на высоте 2 ваших роста?!
Даже три шага так идти - это ОЧЕНЬ страшно.
Сесть верхом - и держаться за бревно руками - и проползти этот метр - куда безопаснее.
И ребёнок это сможет проделать и потом, без взрослых.
А провоцировать малыша идти без страховки на такой высоте - не стоит.
Слезть и залезть можно по верёвочной лесенке.
Но многим мешает, что она крутится и качается...
Мы заметили, что перила идут слишком низко, и немного подняли их.
В целом, насколько я видела, сосна и верёвочный парк постоянно привлекали детей,
и были одной из самых многолюдных мастерских.
Многие учились сами спрыгивать - сперва с высоты в метр, потом полтора, потом - два.
Кто-то осваивал верёвочную лесенку, а кто-то - кольца и трапеции...
Дети сами понимают, где им лезть безопасно, а где им страшно.
Нельзя полностью оградить детей от любых неровностей и высоких мест, но можно дать им возможность лазить в тех местах, где они могут сами дозировать нагрузку и риск.