Методология педагогики

Mar 14, 2017 12:21

Наука «Методология педагогики» достаточно молода: первые разработки относятся к рубежу 60-70 годов XX века (см., например, Даниилов М.А. - «Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях» (1971), «Проблемы методологии педагогики и методики исследований» (1971). Как учебная дисциплина методология педагогики введена в курс подготовки студентов педагогических вузов и аспирантов по педагогическим специальностям. Аспиранты изучают методологию педагогики в общем курсе «Методология научного исследования». Наука имеет и другие наименования - «Методология педагогического исследования», «Методология педагогической науки», «Методология педагогической деятельности».
Методология педагогики представлена монографиями, научными статьями, учебниками и учебными пособиями. Так, Краевский В.В. (1926-2010) посвятил этой теме два пособия - «Методология педагогического исследования» (Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.) и «Методология педагогики» (Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.). Новиков А.М. (1941-2013) - три монографии: «Методология образования» (М., Инвест, 2006. - 488 с.), «Методологии научного исследования» и «Методология» (в соавторстве с сыном Новиков Д.А.: М.: Либроком, 2010. - 280 с. и М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.).
Инструментальное определение методологии принадлежит А.М. Новикову: «методология есть учение об организации деятельности» (Новиков А.М. Методологии образования. - М., Инвест, 2006, - С. 19). Действительно, впишите сюда тип деятельности и вы получите формулу методологии соответствующей науки. В нашем случае - «методология педагогики есть учение об организации педагогической деятельности». К сожалению, сам автор отказался от анализа специфики «методологии педагогики» и избрал путь исследования ее как науки, которая в принципе не «отличается от методологии любой отрасли человеческой деятельности» (Новиков А.М. Методологии образования. - С. 17).
Особенностей педагогики как науки несколько. Первая, ее объект (как и любой деятельности) детерминируется целью. Цель - ее центральный пункт, фокус, «мишень» всей деятельности, фактор, определяющий ее систему, ее структуру, ее содержание, ее организацию, ее функционирование. В этом пункте сама педагогическая деятельность - только средство реализации заявленной цели, способ достижения результата в процессе целевыполнения. Вторая, наличие двух видов целей: внешние, социоцентристские (субъекты - общество, государство, классы, сословия и пр.) и внутренние, антропоцентристские (субъект - человек). Третья, педагогическая деятельность имеет собственные регуляторы - педагогические законы (природосообразность, культуросообразность, самодеятельность).
Социоцентристские цели - усвоение культурных ценностей и социальных норм (сфера закона культуросообразности), исторически реализовывались несколькими типами педагогической деятельности: тип педагогики социальности (педагогика Спарты, педагогические концепции добропорядочного гражданина и слуги Отечества - Екатерина II, Радищев, Новиков и др.); тип эгалитарной педагогики (знаниевая педагогика - педагогика Я.А. Коменского, советская педагогика, современная российская педагогика); тип педагогики успешности (софисты Античности, позитивистская педагогика Г. Спенсера, педагогика утилитаризма, прагматическая педагогика Дж. Дьюи).
Антропоцентристские цели обращены к натуре человека и базируются на его активности (сферы законов природосообразности и самодеятельности), отражают становление человеческого в человеке, его интеллектуальное, моральное, эмоциональное, физическое развитие. Исторически эти цели реализовывались: в типе естественной педагогики (первобытное общество); в типе педагогики идеала, мастерства (педагогические концепции сложных и редких видов деятельности - жрецы, ученые, философы, художники, музыканты, изобретатели и пр.); в типе элитарной педагогики (педагогика воспитания джентльмена Дж. Локка, педагогика «воспитания новой породы людей» И.И. Бецкого, лицейская педагогика в России - Царскосельский и др. лицеи); в человековедческой педагогике (антропологические учения Античности - Сократ, Платон; педагогика философских школ - эпикурейцы, стоики и др.; педагогики Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Дистервега, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, педагогики развивающего обучения и личностно-ориентированного образования; Вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори, гуманистические педагогики развитых стран).
Отмечу, что в конкретной практике педагогической деятельности два вида целей как составляющие единого процесса формирования человека переплетаются. Кроме того, ни один тип педагогической деятельности не канул в Лету и в определенной мере присущ каждому обществу по сей день.
Далее: «Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления» (Новиков А.М. Методологии образования. - С. 22). В структуре каждого типа педагогической деятельности я концентрирую внимание на следующих компонентах (субъект - ученик в начале и в конце деятельности; мотивы и цели субъекта; второй субъект - учитель, его место в процессе деятельности и его ответственность; педагогическое пространство (школа); содержание). Сам процесс осуществления педагогической деятельности рассматривается в историческом контексте типа социальных отношений (отношения личной зависимости, отношения личной независимости и отношения свободной индивидуальности), а также в контексте динамики развития общества (социокультурная, цивилизационная, индустриальная, технологическая).
И как итог - мое определение: «Методология педагогики есть учение об организации педагогической деятельности в целях усвоения и воспроизводства человеком культурных ценностей и социальных норм, а также его саморазвития и самореализации в том обществе, к котором он живет».
Данная статья является введением к циклу статей по методологии семи обозначенных типов педагогической деятельности.

педагогика, Булкин

Previous post Next post
Up