ud0d in predu

Язык родной, дружи со мной!

Feb 02, 2017 15:20

Оригинал взят у janemouse в Язык родной, дружи со мной!
Я сама научилась читать задолго до школы. Кажется, отдельные слова и короткие фразы я читала лет с 3.5 или 4, а в пять я уже точно читала толстые книжки. И охотно перечитывала толстую стопку тоненьких книжек.
К первому классу я знала наизусть кучу стихов, обожала книги.
И мне от мамы в наследство досталась если не абсолютная грамотность, то уж языковое чутьё точно.

Казалось бы, с уроком "русский язык" при таком раскладе должен был бы для меня быть лёгким и интересным.
Но - что-то в нашей школьной традиции в корне не так устроено с преподаванием родного языка.

Вот какие бы вы задачи ставили перед учеником, который уже неплохо владеет устной речью на каком-то языке, и умеет читать?
По идее - научиться грамотно и внятно излагать свои мысли письменно,
то есть овладеть письменной речью.

А что происходит в школе обычно?
Совсем другое, увы...

Много-много правил, которые надо заучивать наизусть.
Много прописей, списывания скучных текстов,
ошибок,
работы над ошибками.
Ужасно нудно и скучно,
никакого удовольствия, никакой изюминки.

Неужели же нельзя учить язык интересно?!

Пока дети только учатся читать - хорошо бы ввести какие-то бонусы для тех, кто уже хорошо читает. И какие-то интересные задания для них же. И возможность придумывать свои задания - для учителя, для родителей, для ровесников.
Обмен заданиями - всегда интереснее, чем необходимость делать всё как у всех.

Можно составлять свои кроссворды, загадки, анаграммы и ребусы.
А можно попробовать смешные сочинять фразы и целые абсурдные истории, в которых все слова начинаются на одну букву.

Пока дети только учатся писать от руки - хорошо бы разделять навык письма как навык выведения именно этих буковок, отдельно - грамотность - и отдельно содержание.
Если надо непременно всё оценивать, то пусть это будет 3 разные оценки:
-за каллиграфию
-за орфографию
-за смысл

Многие дети любят что-то придумывать и сочинять,
но им сложно самим записать то, что они придумали.
Для таких детей очень важна помощь взрослых, пусть дети сочиняют историю, а взрослый поможет её записать.
Детям важно видеть, как произнесённый ими звук становится буковками, и его можно потом перечитывать сколько хочешь.
(Некоторые дети любят сами рисовать картинки к своим историям, а другие любят устраивать из своей истории спектакль).
Есть прекрасная книжка Вивиан Пейли "Мальчик, который хотел быть вертолётом", так вот, там была традиция, что все дети в группе могут подойти к воспитательнице и рассказать ей свою историю. А потом было время, когда все эти истории зачитываются вслух - и разыгрываются по ролям.

Некоторые дети любят сами рисовать свои книжки,
при этом сами пишут и текст, и картинки.
Пусть в этих текстах половина букв пропущена, остальные написаны зеркально - не беда!
Зато в них есть сюжет, и иллюстрации - и на данном этапе это важнее.
Иногда для того, чтобы спровоцировать создание таких вот самодельных книжек, бывает достаточно сложить вдвое 3 листочка обычной бумаги, и сшить или сколоть степплером...

Некоторым детям нравится записывать смешные истории, сочинённые по кубикам story cubes

На уроках русского языка можно было бы вместе с детьми сочинять и записывать свои загадки.
Не народные загадки типа "сидит девица в темнице, а коса на улице", смысл которых городским детям, увы, мало понятен.
Нет, загадки, скажем, состоящие из нескольких прилагательных (как в игре "мягкий знак"),
например,
жёлтый, кислый, овальный?
жёлтый, сладкий, длинный?
серый, огромный, с большими ушами?
серая, маленькая, с длинным хвостиком?

И пусть ребёнок напишет "СХВОСТИКАМ", если мы его поняли, и смогли разгадать его загадку, то он молодец!
Не обязательно сразу исправлять все ошибки и опечатки, хотя можно подсказать, что "взрослые договорились это слово писать вот так".

Когда дети только учатся писать, то им нужны игровые задания, и чем больше они пишут (пусть с ошибками), тем лучше.
Сперва - только своё имя, когда подписываешь свою работу.
Потом - название рисунка.
А потом можно, скажем, играть в Доббль или Spot it Jr, каждому выдавать по две карточки, и просить выписать - какой зверь есть на обеих карточках.
Пусть он напишет МДВЕТ, но мы же поняли, про какого зверя идёт речь, да?

Потом можно попросить детей написать у себя в тетрадке три самые смешные - лично для него - фразы, которые у него получились при перелистывании страничек книжки-разрезалки.

Можно придумывать рифмы (например, по карточкам от игры "пакля-рвакля"), и потом сочинять нелепые стишки, и их записывать.

Жил-был тюлень,
его бодал олень,
Он сел на пень
и пел весь день.

Уверяю вас, сочинённую на уроке чепуху подобного рода дети запоминают куда быстрее, чем любые стихи из учебника...

Если вы хотите, чтобы дети списывали грамотный текст, то почему бы не предложить им выбор?
Кто-то будет списывать текст любимой детской песенки, а кто-то - выберет взрослые стихи.
Дети разные, но в большинстве своём они любят сами выбирать, а не только выполнять директивные указания.

Даже возможность выбора типа "спиши любые 8 строчек стихов из любой книжки дома, или из любого места учебника" куда лучше, чем "спиши упражнение № НН".

Для тех, кто уже умеет читать, есть забавные игры на сайте "Верные слова".

А потом надо постепенно научиться писать тексты - на самые разные темы.
Важнее ведь не умение грамотно списать текст,
и тем более - не умение наизусть рассказать правила орфографии.
Куда важнее уметь
-подбирать синонимы и антонимы
-понимать, что у разных текстов свой стиль
-уметь сочинить тексты в разном жанре

Многие ли взрослые могут этим похвастаться?
А ведь школу они все закончили, и на уроках родного языка просидели не час и не два...
Да только не учат этому в школе, увы.

Есть отличная книжка Маши Лукашиной, самоучитель юного поэта, "Книга моих стихов"

Пока дети маленькие, им очень важно видеть свой прогресс, и любые игровые методики работают лучше, чем скучные и нудные задания "спиши текст и вставь пропущенные буквы"...

Можно вместе с детьми играть с буквами в мемори, используя азбуку "где ёж" или игру "Зверобуквы"
Можно сочинять смешные истории по карточкам от игры "Читай-хватай"

Для читающих детей есть олимпиада "Русский медвежонок", и на ней выложены задания прошлых лет, многие - очень симпатичные.

Есть книжки издательства МИФ "642 идеи, о чём написать", и там есть начала историй,


А какие ещё есть интересные ресурсы - для изучения русского языка?
Удачные игры, книжки, учебники?
Какие задания, связанные с изучением языка, нравятся вашим детям?

началка, дошкольники, русский, школа

Previous post Next post
Up