Оригинал взят у
janemouse в
Математический кружок, мат класс, математическая олимпиада - кому это надо и зачем?Когда я училась в школе, математических классов в Москве было не так уж и много.
Я сама выбрала школу, в которую хочу поступать, год ходила на кружок, потом поступила - в 8 класс (из 10),
причём я отлично понимала, что иду в маткласс в первую очередь за хорошей компанией,
не столько за математикой.
В обычной школе я была почти отличницей, а в матклассе была отнюдь не самой умной, а скорее наоборот - из самых слабых учеников или в лучшем случае из серёдки.
Сейчас я регулярно слышу вопросы от родителей дошколят: "А как вы думаете, у него достаточно способностей, чтобы идти в маткласс с первого класса?"
Так вот, моё мнение весьма и весьма категорично.
Мне вообще не кажется правильной идея математических классов в начальной школе!
Кружок - пожалуйста! А обязательные уроки - это лишнее.
Я проводила обязательные дополнительные уроки математики во втором классе, и я вижу огромную разницу в мотивации между теми второклашками, у которых это обязательный урок из расписания, и теми, кто сам пришёл на кружок.
Ещё меньше мне нравится, когда родители соревнуются между собой, натаскивая детей на определённые типы "олимпиадных задач", и дети запоминают, что это тип задач, которые нам велели решать вот так.
Математический кружок - для тех, кому нравится думать, искать решение, рассуждать, ошибаться, искать ошибку в рассуждениях, а не для тех, кто непременно хочет быть победителем.
Кружок по математике - это повод пообщаться с другими детьми, которым тоже интересно,
повод познакомиться с интересным взрослым, который этот кружок ведёт,
и отличный повод размять свои мозги.
То, чем мы с моими учениками занимаемся на кружке,
редко встречается в школьной программе.
Альбом:
кружок_цдомы рисуем фракталы
разбираемся с проекциями фигур
придумываем развёртки,
играем в чёрный ящик,
Альбом:
кружок_цдо15измеряем дверь карандашами,
а удава в слонах и попугаях
обсуждаем координаты
играем с пентаминошками
играем в симметрию с ножницами.
Мне нравится придумывать разные практические задачки,
а не листочки с текстовыми "задачами повышенной сложности"
но при этом мы не разбираем заранее задач из
Олимпиады ПЛЮС А с дошкольниками, скажем, мы не занимаемся по моим
тетрадкам "мышематика",
а я для каждого урока рисую новые листочки.
При этом на вопрос родителей, готовлю ли я своих учеников к олимпиадам, я могу смело ответить "нет".
Я их никогда не натаскиваю на решение определённых задач.
Скорее показываю им, что можно рассуждать так и эдак,
можно рисовать схемы,
можно попробовать решить задачу перебором.
Мне нравится придумывать интересные задачи и обсуждать их с детьми,
но меня ужасно огорчает соревновательность, которую накручивают вокруг этих олимпиад.
В пробном туре олимпиады ПЛЮС есть игра "быки-коровы",
по-моему, она учит думать и рассуждать ничуть не меньше, чем подробный разбор каких-то тем и задач...
Но мне очень грустно, когда родители садятся и вместо ребёнка решают олимпиаду.
Я рада, что родители могут решить задачки для 1-2 класса,
но мне жаль тех детей, которые при этом не решают сами, а только записывают мамино или папино решение.
Обсудить задачи потом - очень полезно,
но пока идёт олимпиада, лучше дать детям самим поискать решение.