Nov 03, 2015 17:04
Как юрист К.Д. Ушинский занялся педагогикой
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870). Два замечания, могущие заинтересовать читателя и пробудить к нему симпатии.
Первое, Ушинский прожил неполных 47 лет. Причиной смерти послужила гибель его сына, который случайно застрелился на охоте. Ушинский тяжело переживал трагедию, к тому же на похоронах простудился, заболел воспалением легких и сгорел буквально в несколько дней. Местом погребения Ушинского, согласно его желанию, была ограда Выдубицкого монастыря близ Киева. На могиле поставлен сохранившийся до нашего времени памятник с надписью: «Константин Дмитриевич Ушинский - автор «Детского мира», Родного слова» и «Педагогической антропологии»» Умер на 47-м году жизни». К перечисленным трудам Ушинского для полной характеристики его вклада в отечественную педагогику следует добавить статью «О народности в общественном воспитании».
Второе: на высшей награде РФ за «Заслуги в области образования» - Медали Ушинского указаны следующие даты - 1824 - 1871. Ошибки здесь нет, есть определенная некорректность, связанная с распространением на XIX век календаря, введенного в России в ХХ веке после Октябрьской революции (смерть К.Д. Ушинского наступила в 2 часа ночи с 21 на 22 декабря 1870 г., что соответствует дате 3 января 1871 г. по новому стилю).
По образованию Ушинский был юристом (окончил юридический факультет Московского университета). 22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей (один из шести элитных учебных заведений) на кафедру энциклопедии законоведения.
В 1850 г. он покинул лицей, переехал Петербург, поступил в департамент иностранных исповеданий (1850 г.) Министерства внутренних дел чиновником с окладом в 400 руб. в год (равно жалованию Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели» Н.В. Гоголя, 1842). Для подработки стал помещать статьи критического и географического содержания в журналах "Современник" и "Библиотека для Чтения". В это же время Ушинский активно изучает английский язык, что имело решающее значение для его занятия педагогикой.
В 1855 г. Ушинский поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором (соответствует должности завуча в современной школе - А.Б.) и где он обнаруживает два книжных шкафа с философской и педагогической литературой. Это было знаменательное обстоятельство, которое содействовало педагогическому самообразованию Ушинского и способствовало определению его педагогического призвания. Обратимся к словам самого Ушинского: «Помню, как поступив на службу в одно учебное заведение и осматривая его библиотеку, довольно много¬томную, нашел я целый шкаф с медицинскими книгами, хотя в этом заведении никогда не учили медицине. Их пожертвовал один купец, которому они достались по наследству. Наконец, смотрю, стоят два шкафа, запыленные, почернелые, запечатанные. Видно по всему, что их лет 20 не отпирали. Прошу отворить и нахожу очень полное собрание педагогических книг. Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим и, боже мой! от скольких бы грубых ошибок был бы избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем поступил на педагогическое поприще! Человек, заведший эту библиотеку, был необыкновенным у нас человеком. Это едва ли не первый наш педагог, который взглянул серьезно на дело воспитания и увлекся им. Но горько же и поплатился он за это увлечение. Покровительствуемый счастливыми обстоятельствами, он мог несколько лет приводить свои идеи в исполнение: но вдруг обстоятельства изменились - и бедняк-мечтатель окончил свою жизнь в сумасшедшем доме, бредя детьми, школой, педагогическими идеями. Не даром же после него закрыли и запечатали его опасное наследство. Разбирая эти книги, исписанные по краям одною и тою же мертвой рукою, я думал, лучше было бы, если бы он жил в настоящее время, когда уже научились лучше ценить педагогов и педагогические идеи». (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., Просвещение. 1968. - С. 421-422).
Это был первый шаг на пути к занятию педагогикой как наукой. Следующий шаг был сделан в 1856 г. и связан он с именем Н.И. Пирогова и английским языком. Обратимся к воспоминаниям Д.Д. Семенова, работавшего с Ушинским в Смольном институте:
«В 1856 году появляются в печати знаменитые «Вопросы жизни» Н.И. Пирогова, которые пошатнули все наши прежние понятия о воспитании. Со слов Пирогова все заговорили, что надо перевоспитать самих себя, воспитать прежде всего в каждом юноше, будь то мужчина или женщина, идею «быть человеком», а потом уже предоставить готовиться к той или другой профессиональной деятельности. «Вопросы жизни» и были первой педагогической школой для К.Д. Ушинского. Потом как-то Старчевский, редактор «Библиотеки для Чтения», в которой Ушинский продолжал сотрудничать, нашел в нескольких нумерах английского журнала «Athenaeum» интересную статью об образовании и воспитании, и тотчас-же послал его Ушинскому в Гатчину, прося поскорее перевести статью для русского журнала. Спустя несколько дней, является к нему Ушинский в каком-то необыкновенном экстазе и первыми его словами были: «Ах, Альберт Викентьевич, что вы со мной сделали! Зачем прислали ко мне статью об американском воспитании! Вращаясь постепенно в училищном кругозоре, ознакомившись поближе с детьми, которых надо развивать, учить и воспитывать, я, по прочтении «Athenaeum», не мог спать несколько ночей. Статьи произвели страшный переворот в моей голове, в моих понятиях, в моих убеждениях. Они подняли в моем уме целый рой вопросов по воспитанию и образованию, навели меня на многие совершенно новые мысли, которые, без этих статей, пожалуй, никогда не пришли бы мне в голову. Я не знаю, что я сделаю, но я решился посвятить себя с этого дня исключительно педагогическим вопросам». И действительно, с этого времени (1856) педагогические идеи так овладели всею душою Ушинского, что он стал писать статьи исключительно педагогического характера» (Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1953. - С.75).
Современная К.Д. Ушинскому педагогика находилась, как это отмечал он сам, в зачаточном состоянии. Приступая к теоретической разработке педагогических проблем, К.Д. Ушинский увидел, что педагогическая литера¬тура в России была крайне бедна и бессодержательна: «...две-три слабые попытки педагогических курсов, мало кому известные, ни одного сколько-нибудь замечательно¬го сочинения, не только оригинального, но даже переводного, десятка два педагогических статей, из которых большая часть принадлежит к числу речей, сказанных ех officio*, ни одного педагогического журнала» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., Просвещение. 1968. - С. 233).
Сфера образования и педагогическая мысль Российской империи с XVIII века ориентировались не только на опыт стран Европы (Англии, Франции, Австрии, Германии), их философию и педагогику, но и культуру. Но, к сожалению, не столько ориентировались, сколько копировали. Даже более того - происходило некритическое заимствование, безоговорочное перенесение социального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России. Масштабы заимствования в 60-х годах позапрошлого века охарактеризовал Каптерев: "Каждый русский педагог тащил от немца все, что ему нравилось. Заимствовались не только частные приемы и методы преподавания, заимствовались не только общие руководящие идеи и целые педагогические миросозерцания, заимствовались даже люди, выполнители начал немецкой педагогии. Министерство просвещения при министре Толстом выписывало немцев и чехов в учителя русских гимназий и даже в инспектора и директора, хотя эти иностранцы и не умели говорить по-русски; у немцев была открыта русская семинария для подготовки учителей в русские средние учебные заведения; разные планы, программы и системы, предполагавшиеся к введению в русские школы, были посылаемы на просмотр и одобрения заграничных ученых и педагогов. Дальше такого раболепства пред заграницей идти было невозможно, оче¬видно, должна была наступить реакция" (Цит. по: Демков М.И. История русской педагогии. Часть III. Новая русская педагогия (XIX век). М., 1909. - С. 494-495).
Российские университеты, гимназии и уездные училища, а также лицеи, специализированные институты по подготовке преподавателей - учительские и педагогические, входившие в состав Министерства народного просвещения, а также учебные заведения министерств военного, государственных имуществ, путей сообщения, земледелия, горного дела и других ведомств - все не имели учебников по педагогике, отражавших национальную культуру. Единственным отечественным учебником педагогики до середины 1830-х годов был учебник А.Г. Ободовского - "Руководство к педагогике, или науки воспитания, составленное по Нимейеру Александром Ободовским, инспектором классов императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома" (1835), да и тот, как видно из названия, был составлен по книге немецкого педагога А.Н. Нимейера (1754-1828) "Воспитание и обучение" переведенной на русский язык.
В этой обстановке в 1857 г. Ушинский выступает в печати с педагогическими статьями, и сразу же ставит и решает центральный вопрос о культуросообразности образования, то есть о роли национальной культуры в воспитании (статья «О народности в общественном воспитании»).
К.Д. Ушинский не только теоретически обосновал необходимость переориентации содержания отечественного образования на национальную культуру, но и осуществил эту переориентацию в учебнике русского языка и книге для чтения для младших классов, по которым учились все последующие поколения россиян. Эти книги Ушинского были в каждой, в том числе сельской, школе. Поражает количество осуществленных изданий: "Родное Слово" за 50 лет (с 1864 г.по 1913 г.) издавалось 146 раз, "Детский Мир" за период 1861 - 1913 г. издавался 64 раза. Смело можно утверждать, что несколько поколений российских мальчишек и девчонок учились родному языку по Ушинскому. И не есть ли это самый большой вклад в отечественное образование?
Отметим также то, что сегодня считается естественным (обучение в рамках отечественной культуры) в ту пору было противоестественным, даже диким. Здесь можно привести примеры неприятия родителями и учителями самого тезиса и практики ориентации учебного материала на русскую культуру, введения ее реалий в тексты. Приведем один из примеров: в 1915 году (то есть через 50 лет после выхода в свет "Родного слова") П.Ф. Каптерев писал, что его «все еще читают в народных школах, хотя на первых порах родители и жаловались, что их детей в школах учат побасенкам про козлика, про дедку с репкой и т.п. Но эти побасенки, сказочки, стишки и статейки были родными русскому дитяти, в них говорилось про русскую природу, про русскую жизнь, в них Русью пахло» (П.Ф. Каптерев. История русской педагогии. М., 1915 - С. 576).
Ушинский не только основал отечественную педагогику, он создал новое направление в педагогической мысли - педагогическую антропологию ("Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии". Тома 1 и 2., 1868 и 1869 годы издания. К 1913 г. переиздавалось 13 раз.
Из рецензий того времени. «Опыт антропологии с воспитательной целью, - отмечалось в рецензии, опубликованной в газете «Голос» (1868, № 296) на «Педагогическую антропологию» К. Д. Ушинского, «так, чтобы эта наука была как бы введением в педагогию, другими словами, опыт педагогической антропологии, какой является книга Ушинского, есть положительно первый опыт не только в нашей отечественной, но и во всей европейской литературе».
Таков путь выпускника юридического факультета Московского университета К.Д. Ушинского в педагогику и занятие в ней достойного места.
Ключевые слова: история русской педагогики, педагогическая антропология, культуросообразность образования
Ушинский,
Булкин,
школа,
учитель