МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ-И

Dec 02, 2013 15:56

Оригинал взят у papa888 в МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ-И
Свиридова А.Ю., О.Ю. Латышев.
КОУ Воронежской области «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова
Воронеж
Москва

Вопрос введения медиаобразования в практику работы начальной школы обусловлен действием СанПинов и других документов, регламентирующих использование информационных средств и технологий на уроках и во внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста. Однако есть возможность внедрения медиаобразовательных технологий в образовательный процесс начальной школы посредством краеведения. Поскольку изучение родного края предполагает использование обширного иллюстративного материала, медиаобразование может выступать в качестве ипостаси, способной пробуждать в ребёнке познавательную инициативу. Так, Е.А. Байер говорит о необходимости «постоянно расширять спектр таких средств, которые позволили бы нам сделать решение поставленной проблемы наиболее ярким и убедительным. Педагогический поиск увенчался нахождением таких средств в области детского туризма и краеведения. Наши воспитанники много лет подряд развивают свои навыки в экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности. Здесь в тесном переплетении выступают аспекты надлежащей физической подготовки, умения взаимодействовать в команде сверстников под руководством опытных наставников, а также возможности постоянно получать новые знания об интересующих юных туристов и краеведов предметах и объектах» [4]. Выполнив эту функцию с применением электронных образовательных ресурсов в течение короткого (допустимого санитарными нормами и правилами) промежутка времени, медиаобразовательная деятельность входит в стадию, ознаменованную более широким пониманием медиаобразования. А именно - как образовательного процесса, задействующего наряду с электронными учебниками, энциклопедиями, целостными образовательными средами и традиционные, веками использовавшиеся в работе школы средствами. Книги, печатные репродукции, открытки, почтовые марки и др. - всё, что только может находиться в данном случае в распоряжении учителя и педагога дополнительного образования, должно служить целям краеведческой практики. Это тоже медиаобразовательные средства, причём изначальные. Если сейчас забыть о них, то вскоре подобным образом придётся забыть и обо всех тех новых средствах, которые столь инициативно пропагандируются сейчас. Как указывает О.Е. Крюкова, одобряя работу ребёнка с коллекционными материалами, следует сделать всё для поддержки «стремления ребёнка к познанию мира, развитию его навыков коммуникации через экскурсионно-туристическую и краеведческую деятельность, бережливости, систематизации, упорядочению постепенно всех сфер собственной жизнедеятельности и помощи сверстникам в осуществлении выше перечисленного» [11].
Впрочем, в современной образовательной практике существует попытка со стороны некоторых чрезмерно инициативных представителей органов управления образования изъять традиционные печатные учебники и учебно-методические пособия, уничтожить их, и, невзирая на санитарные нормы, ограничить процесс обучения лишь электронными ресурсами. И тем самым свести «на нет» и без того достаточно слабое здоровье подавляющего большинства современных учеников. Но инициаторы подобных перегибов обязаны понести в дальнейшем не только административную, но и уголовную ответственность. Главное, что для этого необходимо делать руководителям образовательных учреждений - обязательно ксерокопировать подобные предписания об изъятии, прилагать к ним СанПины и незамедлительно обращаться в прокуратуру. Судя по нашумевшему «делу Поносова» [25], соответствующий резонанс имеет шанс состояться. И пусть создаются прецеденты защиты как жизни и здоровья учеников, так и права учителя и кружковода сочетать использование традиционных и электронных медиаобразовательных ресурсов. К необходимости деликатного, взвешенного подхода к вопросам информатизации взывает, в частности, А.В. Снегуров [20]. Не далее как десять лет назад мы с коллегами начинали экспериментальную деятельность по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс интернатных учреждений для детей-сирот. Что уже тогда являлось одним из весомых мотивационных компонентов нашей деятельности? Это был, конечно же, подход к изучению новыми средствами историко-культурного наследия родного края, создания базы данных памятников архитектуры и скульптуры, живописи, графики, литературы и т.д., наиболее полно и многосторонне характеризующих всё богатство палитры неповторимости культуры и искусства родного города или села, области, республики или края. Мы настаивали именно на необходимости сочетать традиционные педагогические и информационные технологии в любом направлении образовательной деятельности, используя их в разумной пропорции, а отнюдь не заменять одни другими. В течение прошедшего десятилетия формы и методы краеведческой деятельности пришли в значительно более тесное соприкосновение с формами и методами медиаобразования, нежели это прослеживалось ранее. Вряд ли при этом будет слишком смелым сказать, что те и другие чрезвычайно стремительно движутся навстречу друг другу. И в конечном итоге могут начать друг друга порождать. Краеведческая деятельность может вызывать к жизни новые информационные средства и технологии, которые, в свою очередь, изначально будут занимать своё органичное место в системе медиаобразования. И, встречно, постоянно обновляющийся арсенал медиаобразования будет искать всё новые сферы наиболее яркого и убедительного контента как сферы своей максимальной самореализации. И, среди прочего, находить их в практике краеведения. И ученики начальной школы, для которых в условиях использования на уроке медиаобразовательных технологий окончательно размывается граница между игровой и учебной деятельностью, могут захотеть инициативно использовать информационные средства в сфере краеведения, даже будучи мотивированы традиционно более к игровой, нежели учебной деятельности. Более того, со временем ребятами захочется экспериментировать с сочетанием средств различного профиля. Это может вылиться в новые формы их изобретательской и рационализаторской деятельности. И совершенно невозможно исключать такого хода развитии событий: привыкнув в младших классах средней школы пользователься интерактивной доской, эти дети станут «прародителями» интерактивной школы, интерактивного дома, где даже каждый квадратный сантиметр площади стен может стать активной зоной и служить решению самых различных задач, в том числе - сферы краеведения.
С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании детей, обучающихся на ступени начального образования. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития детей, получающих образование в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе сотрудников образовательного учреждения.
Важным элементом содержания регионального компонента образования, формируемого участниками образовательного процесса, является краеведение. В основе реализации программы изучения краеведения лежит системно-деятельностный подход. Он осуществляется посредством организации систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО (Второго поколения) и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это - самый массовый вид науки» [1]. Изучение краеведения продолжается во внеурочной деятельности. Одна из активных форм изучения исторического краеведения - экскурсии. Большое значение имеют совместные экскурсии в музей, и как продолжение - организация выставок, конкурсов рисунков, фотографий и поделок, совместный доклад, презентация.
Начальная школа - начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы должны прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, и делать это посредством изучения краеведения на уроках и вне уроков.
Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план. Недаром в качестве одной из важнейших Е.В, Пилюгина рассматривает «задачу последовательного вовлечения всё более широких слоёв детей и юношества в экскурсионно-туристическую и краеведческую деятельность» [14].
Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта. Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе - формирование у детей общеучебных навыков. Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.
А помочь ребенку сделать свои открытия должны мы - учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственное и эстетическое отношение к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.
Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. «Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное». [2].
Дети по природе своей исследователи, и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.
При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Для повышения их заинтересованности можно использовать и игровые приемы: «Кто первый увидит?», «Кто быстрей найдет?». А какие животные и растения в нашей Воронежской области находятся на грани исчезновения или уже исчезли?
Термин же "краеведение", возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.
На самом деле, краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Так, А.В. Снегуров в в числе рядоположенных видит такие задачи, как «патриотическое и гражданское воспитание, краеведческое просвещение, формирование эстетического вкуса и тяги к прекрасному, зримая встреча с категорией гармоничного, актуализация родового группового и индивидуального начала, развитие сферы духовного и душевного на благодатном архитектурно-природном и литературно-историческом материалах, формирование многомерного взгляда на человеческую судьбу» [21]. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, а также в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика до адекватного уровня поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель краеведения - способствовать духовно-ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации. Как говорит В.Н. Ильин, «мы видим своей задачей своевременно откликнуться на ожидания наших воспитанников, и поставить на службу их социализации средства экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности. Организация любого инновационного начинания требует от его авторов щепетильного похода, рассмотрения всех встречающихся на пути нюансов в организации деятельности по изучению избранного объекта. И это особенно важно, когда в роли такого объекта выступает социализация детей-сирот - категория исключительно не умозрительная, а безотлагательно необходимая в существующих реалиях Российского (и не только) современного общества» [7].
Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучше, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны исторического развития своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины. В этой связи Л.Н. Макарова указывает, что «одним из самых логичных и вполне ожидаемых путей в процессе социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности нам представляется обращение к предметным областям «География» и «Краеведение». Мы апеллируем к этим учебным предметам и как к источнику принципиально необходимых знаний для погружения воспитанников интерната в тему туризма, и как к способу создания соответствующей атмосферы детской увлечённости романтическими настроениями путешествий по родной стране, привития любви к малой родине» [12].

В младших классах школы обязательно должна быть эмоциональная подача краеведческого материала. А учителю желательно быть «теплым»: добрым, положительно принимающим ребенка таким, какой он есть, акцентирующим свое внимание на хорошем, а не дурном жизненном опыте .
Школьное краеведение - это всестороннее освоение учащимися под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного края.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов, и в первую очередь, в Законе Российской Федерации «Об образовании» [3]. Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.
Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляя собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе . Практически нельзя представить одно направление работы без другого.
Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа . Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края .
Быстро проходят годы, на смену одному поколению учеников приходит другое, а то, ушедшее в большую жизнь, - это уже история. И то, каким будет будущее нашей страны, зависит только от нас. Нам, гражданам России, выпало строить свою жизнь в неординарных условиях переходного периода. Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился.
Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по краеведению ?
На собственном опыте работы у нас сложилась небольшая система:
- открытые уроки: «Наш край, поверхность нашего края», «Водоёмы нашего края», «Растительный и животный мир» и т. д.
- внеклассные мероприятия: «Что мы знаем о своём городе», «Ты мира не узнаешь, не зная края своего» и т. д.
- проектно-поисковая деятельность «Имя твоё», «Сказки земли Воронежской».
- работа с энциклопедической литературой.
Моя школа - мой дом. Беседа о школе, история школы, символика.
Экскурсии: в краеведческий музей, Песчаный Лог. На южной окраине Воронеже по дороге в село Малышево расположен мемориальный комплекс «Песчаный Лог». Он создан на месте массового расстрела 27 августа 1942 года мирных жителей Воронежа во время Великой Отечественной войны. Расстреливали тех, кто находился на лечении в больнице, располагавшейся в школе № 19 (в настоящее время - школа № 12 по ул. 20 лет Октября). Воронежцев привозили сюда под предлогом перевоза в другую больницу. Общее число расстрелянных - 452 человека, среди которых старики и матери с грудными детьми. Попова Анна Федотовна, единственная случайно спасшаяся от расстрела, указала место трагедии.
В 1975 году в Песчаном Логе был воздвигнут мемориальный комплекс, выполненный по проекту скульптора Б.А. Каткова и архитектора П.П. Даниленко.
При отборе краеведческих сведений для урока мы придерживаемся следующих правил:
- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;
- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по избранной ими теме или знакомому объекту, например, улице, где находится школа;
- формировать умение наблюдать за явлениями окружающей действительности, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- пробуждать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.
Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем информации.
Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем будут углублять и расширять свои знания по мере взросления.
Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:
- Умение применять свои знания в решении практических задач.
- Умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.
- Познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.
Краеведение - самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Нам представляется, что краеведение как предмет обязательно должно присутствовать в школьной программе. Эта дисциплина учит ребёнка знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков ученик может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество.
Уроки краеведения необходимы в школе, так как одновременно это и уроки граждановедения. В свою очередь, помогающие ученику выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, начинающийся с любви к своей малой Родине.
Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств у молодых граждан России.
История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков - важная область знаний, которую учителя начальных классов доносят до своих воспитанников через разнообразие форм и методов в изучении краеведения, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота.

ЛИТЕРАТУРА
1. Лихачев Д.С. Земля родная. М. - 1983. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.pskovedu.ru/?project_id=1473&pagenum=1952
2. Система образования г. Дивногорск // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.divedu.ru/index.php/novosti/246-shag-v-neizvedannoe-i-nepoznannoe
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Кодексы и законы РФ. Правовая навигационная система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
4. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 144-154. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/5A839BAB821DED49.html
1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб.: Библиополис, 1994. - 208с.
2. Бутов А.Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII - XIX века): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: специальность 13.00.01 <Общ. педагогика, история педагогики и образования> / Бутов Александр Юрьевич; [Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - М.: 2005. - 41 c.; 21 см. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/174965.html
3. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. - СПб.: КАРО, 2007. - 384с.
4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2008. - 160с.
5. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Роль образовательной области «Технология» в социальной адаптации социально незащищённых детей // Материалы научно-практической конференции молодых учёных «Оценка качества образования-2007». - М., 2007.
6. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Становление информационно-образовательной среды интернатного учреждения в условиях дистанционной поддержки // Материалы XIV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2007.- Нижний Новгород, 2007.
7. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С.390-399. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/3C9E723F898E1D29.html
8. Капустина Е. Н., Латышев О. Ю. Работа социальной службы детского дома // Социальная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 88-95.
9. Ковтонюк В.А., Левина Л.Б., Латышев О.Ю. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. - Барнаул, 2006. - С.230-236.
10. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. - М.: Новая школа, 1994. - 320с.
11. Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 400-411. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/A1A927AB1847244.html
12. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 417-428. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/11B4C826EBE82394.html
13. Максимова С.В., Латышев О.Ю. Аудио-визуальные средства повышения мотивации// Эхолот 2005 - conf.cpic.ru/echolot2005/rus/reports/theme_677.html - 20k
14. Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 199-208. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/61E654C737C402F.html
15. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400с.
16. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция / Коллектив авторов под рук. Е.Н. Шиянова. -Ставрополь 1993.-16с.
17. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Гуманитарный издательский дом ВЛАДОС, 1994. - 334.
18. Снегуров А.В., Пятецкий Л.М. и др. Краткий справочник по истории России с древнейших времён до наших дней. Учебно-методическое пособие. М., 1992.
19. Снегуров А.В. ХХ квантов судьбы. М., 2002.
20. Снегуров А.В. До и после информатизации. // «ИКТ в образовании», 2008, № 3.
21. Снегуров А.В. Технология оптимизации жизнедеятельности личности как способ психолого-педагогического освоения бытия и опыт целостного присутствия в нём. Шуя, 2009. Электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://retro-polis.narod.ru/
22. Цебулевская А. Г. Образование воспитанников Медведовского детского дома в контексте их социальной адаптации / Социальная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 72-77.
23. Черненок Т.Д., Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Экспериментальная работа в школе-интернате №1 г. Воронежа в 2007-2008 учебном году // Образовательные технологии ХХI века. ОТ'09. Материалы девятой городской научно-практической конференции / Под ред. Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т. - М. 2009. - С.46-51.
24. Черняк М.А., Латышев О.Ю. Моделирование информационного пространства интернатного учреждения // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. - Барнаул, 2006. - С.241-252. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/E36C1DB1F982E00.html
25. Дело Поносова // Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EB%EE_%CF%EE%ED%EE%F1%EE%E2%E0

Аннотация. Краеведческая деятельность в начальной школе приобретает особую значимость при медиаобразовательной поддержке. Подход к этой теме требует высокой ответственности и профессионализма, как со стороны учителя, так и со стороны представителей органов управления образования, стремящихся контролировать ход данного процесса. Необходимость осознания учащимися начальной школы себя как части общества наряду с собственной уникальностью определяется, прежде всего, их внутренней потребностью чувствовать себя частицей великого народа, гордиться принадлежностью к мощным духовным и культурно-историческим традициям, и быть достойными их продолжателями.
Ключевые слова: СМИ, этнография, интервью, гид, туризм, краеведение, история, типы, методы социализации детей-сирот, воспитанники школы-интерната.

MEDIA EDUCATION IN THE REGIONAL PRACTICE PRIMARY SCHOOL OF THE BOARDING SCHOOL FOR ORPHANS

Sviridova Angelica, a teacher of grade school of "Boarding school № 1 for orphans and children left without parental care" of the Voronezh region , a member of the International Academy of children and youth tourism and study of local region named after Alexander Ostapets-Sveshnikov, an honorary member of the team TEP IPO ADYUTK "Mariinsky Gallery named after Maria Shapovalenko", a member of the Russian orphanage’s family.. 8-910-746-54-43. bratansergey@mail.ru http://my.mail.ru/list/papa888/32768/35170
Latyshev Oleg, real member (an academician) of the International Academy of children and youth tourism and study of local region named after Alexander Ostapets-Sveshnikov, scientific director of the Federal Experiment Russian Academy of Education, PhD, founder and director of TEP IPO ADYUTK "Mariinsky Gallery named after Maria Shapovalenko", head of the Russian orphanage’s family. www.my.mail.ru/list/papa888 8-919-246-87-58, 8-918-443-00-43, papa888@list.ru
Abstract. Local history activities for primary school is particularly significant in media education support. Approach to this subject requires high responsibility and professionalism, both by teachers and by representatives of the Department of Education, seeking to control the course of the process. Awareness of the need for primary school pupils themselves as part of the society along with its own uniqueness is determined, above all, their inner need to feel herself a part of a great nation, proud of belonging to a powerful spiritual, cultural and historical traditions, and be worthy of their successors.
Keywords: Media, ethnography, interviews, tour guide, tourism and natural history activities, types, methods, socialization of orphans, boarding school, course.
Свиридова Анжелика Юрьевна, учитель начальных классов КОУ Воронежской области «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», член экспериментальной группы Федеральной экспериментальной площадки ИСМО РАО, почётный член коллектива ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», член сообщества интернатных учреждений РФ «Детдомовская общая семья». anzhelika007@mail.ru
Латышев Олег Юрьевич, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, научный руководитель Федерального эксперимента Российской Академии образования от интернатных учреждений РФ, кандидат филологических наук, основатель и директор ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», глава сообщества интернатных учреждений РФ «Детдомовская общая семья».
. 8-919-246-87-58, 8-918-443-00-43, papa888@list.ru http://my.mail.ru/list/papa888

Глубокоуважаемые коллеги!
Посмотрите, пожалуйста, насколько корректно мы перевели эту статью на английский http://papa888.livejournal.com/12508.html и немецкий http://papa888.livejournal.com/12732.html языки. Выскажите, пожалуйста, свои замечания. Нам известны многочисленные отзывы о погрешностях при переводе автоматом http://translate.google.com . Если вы сочтёте возможным предложить нам переработку этой статьи, мы готовы указать на это в предпочтительной для вас форме при международных публикациях перевода. Всех благ вам!

технология, краеведение, школа, Латышев

Previous post Next post
Up