ПАНОПТИКУМЫ. ИЛИ НЕМНОГО О СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЯХ.

Jan 13, 2015 17:15

Оригинал взят у postavan в ПАНОПТИКУМЫ. ИЛИ НЕМНОГО О СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЯХ.
Воронеж. Уже несколько дней я пытаюсь попасть в Краеведческий музей. Каждый раз мое желание что-то корректирует. Сначала поездка в Океанариум одного из торговых центров; потом удивительно уютная атмосфера одного из новых кафе; и, наконец, мороз и солнце, заставившие меня гулять и радоваться природе.
Четыре года прошли с того времени, как я первый раз побывал в этом музее с богатейшей историей, уникальными экспонатами, удивительным историческим зданием. Срок, который в наше время - динамичная вечность - способная изменить судьбы, историю, отношение.
Но нет - в музее по-прежнему основными экспонатами являются мягкие кресла бабушек-смотрительниц, на которых можно рассмотреть рукотворные приспособления для удобства: где-то валик, сделанный из пледа конца 80-х, где-то советский гобелен с оленями, сложенный втрое-вчетверо. На таких сидалищах-лежбищах очень удобно прикорнуть или же почитать какую-нибудь газетку или роман (необязательно исторический). Я даже не удержался и выложил в соцсети фото такого кресла, которое стояло на выставке «Восемь веков оружия». Оно вполне комфортно чувствовало себя среди ружей, пистолей и прочих мортир. (Хорошее наблюдение: Кресло - главное оружие последних веков!)
У читателя может возникнуть мнение, что я предвзято отношусь к бабушкам-пенсионеркам-смотрителям. Да это так! Я их очень люблю. Люблю и уважаю. Среди них есть те, кто сам является Музеем, Концепцией, Историей! Они чутки и милы, душевны и открыты; они с любовью относятся к посетителям и готовы вести экскурсии, рассказывая об экспонатах и о музее. Они делятся неподдельными эмоциями, которые дороги в наше время, особенно в стенах новомодных выставочных комплексов.
Но есть такие бабули, жертвами которых становятся и стар, и млад. Помню в Смоленске один из наших ребят (ныне выпускник психфака МГУ) был настигнут подобной смотрительницей при попытке сфотографировать талашкинскую керамику. О! Это потрясающая картина, когда смотрители слетаются на фотоаппарат как хищные птицы. Тогда одна из стаи хищников сначала долго кричала - а потом удивилась, что разрешение то на съемку есть. (Тут надо сказать, что несмотря на право бесплатного посещения музеев - я лично всегда плачу за себя, и максимально мотивирую ребят-подопечных оставить деньги в музее нежели в ларьке с "сувенирными говнами»). Но все равно, мы были виноваты в том, что  не показали этот билетик на съемку при входе в «залу». Чуть позже - она же напала на девочку (ныне педагога), которая зашла за штору и хотела сфотографировать вид улицы из окна музея. Слова «Ходят тут такие как вы, а потом экспонаты пропадают» включили во мне «мАсквича» и… жили все долго и счастливо!
Но если серьезно, то за последний месяц, который я использовал для посещения самых разных музеев и выставочных пространств - сделал массу выводов о музеях и самое главное о музейных программах, ориентированных на детей-подростков-молодежь. Около 30 музеев посетил с ноября и везде наблюдал, смотрел, брал информационные буклеты, общался с сотрудниками, познакомился с работой музейных образовательных центров.
Один из главных выводов: не все музеи современны. И тут я пишу не о новой мебели, молодых сотрудниках и использовании гаджетов и планшетов для знакомства с информацией. Под "несовременностью» я понимаю неадекватность дел, программ музеев истинным запросам посетителей и в целом населения; отсутствие концептуальных основ в деятельности музеев. Особенно это относится к работе с детьми-подростками-молодежью - самому важному контингенту для музеев, на мой взгляд.
Как много прикладных(именно прикладных) программ для школьников младшего (в крайнем случае среднего) возраста, и как мало содержательных, ценностных программ для подростков и молодежи.
Младшие школьники таковы, что им нужен быстрый результат и быстрый продукт - поэтому им предлагают тут же нарисовать, слепить, склеить что-нибудь. Это важно! И наверно ключи к младшим многие музейщики нашли. Тут все технологично, менее затратно и наверно эффективно.
А вот, что касается подростков - дела обстоят хуже. Подростками в современных музеях практически не занимаются. Есть примеры, как правило негосударственных музеев, в которых есть интересные программы - современные и востребованные молодыми горожанами, которые идут не только на программы, но и на среду, которая сформирована в музейном или околомузейном пространстве. Не используется естественные потребности подростка в этом возрасте - желание общаться, желание быть причастным к чему-либо, желание быть услышанным, желание демонстрировать свои знания и мнения, желание спорить и желание что-то делать важное для других.
В среднестатистических государственных музеях ориентир на подростка заключается (в лучшем случае) в наличии более содержательной экскурсии и более профессионального экскурсовода.
Каждый раз, когда мы с ребятами ходим в музеи на экскурсии - в конце спрашиваю - Как вам экскурсовод? Как вам экскурсия? Редкие случаи, когда ребята в восторге от совершенно потрясающего чувства единения с историей, созданным экскурсоводом.
Вспоминаю удивительную экскурсию по машинным отделениям Крейсера «Аврора», подаренную нам руководством военно-морского музея в знак уважения о переданных нами документах по истории Советско-финляндской войны. Помню как ребята тянули здоровенную цепь, помню как сильно было желание вымазаться в машинном масле этих чудо механизмов начала двадцатого века.
Экскурсовод-педагог может включить ребят в исторический контекст. Таких экскурсоводов немного. В последнее время мы сталкиваемся с достаточно формальной и технологичной (в плане преподнесения материала) экскурсией. Посмотрите налево-посмотрите направо. Беда обостряется в музеях - где поток туристов велик. И индивидуально подойти к группе - практически нереально. Экскурсоводы тоже не роботы. Хотя, после проведенных пару сотен экскурсий наверно ими становятся - механизмами, машинами - транслирующими информацию. Иногда даже ловишь на мысли, что и эмоции у подобных экскурсоводов также технологичны: у этого экспоната поднимается бровь, у того экскурсовод улыбается, там разводит руками и говорит «Вау!». За этим интересно наблюдать, это интересно анализировать.
Проблема наших музеев еще и в отсутствии интерактивности экспозиции. Причем многими музеями интерактивность воспринимается как наличие пары приемов вовлечения экскурсантов в игру или спор. Удали из зала экскурсовода и интерактивности больше не будет.
Человек, приходящий в музей, должен самостоятельно "участвовать" в экспозиции. И дело не только в возможности трогать, нюхать, крутить, слушать. Дело в восприятии контекста. Дело в возможности выбрать свой экскурсионный маршрут и идти по нему, обогащаясь знаниями, эмоциями, а может и навыками.
Человек, прошедший через экспозицию как через приключение, детектив, роман или же драму выходит с вопросами. Эти вопросы он задает себе, окружающим; на эти вопросы он отвечает здесь и сейчас или же потом. Ради этих вопросов музеи и существуют. Сиюминутными эмоциями, которые дарит экспозиция - конечно заниматься надо, но заниматься последействием для современных музеев намного важнее.
Надо закончить как-то попозитивней наверно?! Вот. Придумал.
У Воронежского краеведческого музея есть филиал - дом известного дрессировщика Анатолия Дурова.  В начале прошлого века он создал в Воронеже один из немногих частных музеев России - Музей-паноптикум. Он лично вел по нему экскурсии и знакомил горожан с диковинами, привезенными из разных стран. А по территории этого музея ползали три огромных черепахи и на каждой из них была надпись: «Наша экономика», «Наша наука», «Наше образование». Вор так вот!
 #музеи #дети #музей #культура #образование #педагогика #музейнаяпедагогика #экскурсия #путешествия #музеимосквы #история #воронеж #врн #россия

музей, допобразование

Previous post Next post
Up