Лицо книги

Jan 12, 2015 20:42

Оригинал взят у nekrasovka_lib в Лицо книги
В Третьяковской галерее на Крымском валу проходит выставка "Обложка - лицо книги". Обложки книг здесь представлены как самостоятельные художественные произведения (необычный взгляд, согласитесь, мы привыкли воспринимать всю книгу целиком). Эти произведения - синтез авторского текста и интерпретации его художником. Обложка открывает читателю характер книги и определяет ее адресата - ученый, студент, ребенок... В ХХ веке в связи с курсом на всеобщую грамотность книга наряду с кинематографом получила самое широкое распространение. При этом одни художники создавали новаторские приемы и формы, другие бережно сохраняли уже сложившиеся традиции книжного оформления.



На выставке представлены книжные обложки 1920-1930 годов. В это время возник Агитпроп (Отдел агитации и пропаганды при ЦК ВКП (б)), ассимилировавший стиль плакатов и лубков Первой мировой войны, но добавивший в свои издания и новые краски. Просвещение народа - самая важная задача этого времени. Одним из путей ее решения стало создание книжной серии "Народная библиотека", публиковавшей произведения русской классики и фольклора. К работе над книгами привлекались лучшие художники.



Ярко заявили о себе в те годы молодые мастера авангарда. Их безоглядное стремление к обновлению жизни выливалось в дерзкий эксперимент с нетрадиционными композициями, плакатными формами, смелым монтажом элементов, включением фото в пространство графического листа (А. Экстер, Э. Лисицкий, Л. Попова, Н. Альтман). Но не прерывалась и изысканная традиция книжного оформления, возникшая в кругу "Мира искусства". В этом ключе создавались многие книги для издательства "Всемирная литература", созданного в 1919 году по инициативе М. Горького.



В 1930-е годы общая картина постепенно менялась. Советская художественная культура этого десятилетия парадоксальным образом соединяла в себе тенденцию к упрощению формального языка, отказ от утонченной, порой причудливой сложности искусства начала века и в то же время демонстрировала настойчивый интерес к высотам мирового культурного наследия, решительно отодвинутого, а то и отвергнутого в 1920-е годы. Под влиянием издательских требований постепенно формировался единый стиль советской книги, преодолеть который удавалось лишь самым ярким талантам.



Выставка широко и разнообразно представляет мастеров графики 1920-1930-х годов: экспонируются и прославленные шедевры книжного оформления, такие как "Книга Руфь" В. Фаворского, и неизвестные публике эскизы Г. Якулова, М. Соколова. Здесь можно увидеть все разнообразие оформления книжных обложек: шрифтовых, орнаментальных, сюжетных.
Давайте посмотрим книге в лицо!

чтение, музей, изо

Previous post Next post
Up