Весна на Заречной улице

Oct 25, 2020 08:43

Недавно снова посмотрел фильм «Весна на Заречной улице». Колоризованную версию. В принципе, я не против раскрашивания старых фильмов. Например, «Фанфан тюльпан» в цвете выглядит замечательно и органично. Но военные фильмы раскрашивать не следует. Мы привыкли к черно-белой военной хронике. Цвет приближает события, осовременивает.
Но и лишает экранной достоверности. Для данного фильма, впрочем, это значения не имеет. Действие фильма происходит осенью и зимой, цвета там блеклые и на восприятие происходящего не влияют.
Как известно, фильм этот - о чувствах, романтической любви сталевара-передовика Саши Савченко (герой Н.Рыбникова) к учительнице русского языка и литературы в школе рабочей молодежи (героиня Н.Ивановой). Не об «отношениях», как сейчас принято говорить, поскольку никаких «отношений» в пределах фильма так и не завязалось. А именно о любви, скорее детской, романтических чувствах, которые часто возникают у ученика-подростка к своей учительнице. Чувствах, не разделяемых по понятным причинам. Но здесь совсем другой случай. Герой Рыбникова принадлежит к поколению подростков, которые не успели попасть на войну. Вероятно, ему 25-26, лет и он на год-два старше Учительницы.
Н.Иванова здесь играет Недоступность, Неприступность. У её роли совсем немного слов. Где-то когда-то в институте героиня усвоила кодекс поведения учителя, который предусматривает дистанцию между учителем и учеником и вполне успешно этому кодексу следует. Напор Савченко раздражает и обескураживает её. Поначалу притязания героя кажутся ей чем-то вообще противоестественным. У неё нет вообще никакого любовного опыта, и ей все это не нужно. Но время идет. Героине уже 24 года. Хочется семьи и детей. А вокруг глубоко женатые коллеги. И мало свободного времени. И нет романтического героя поблизости. Кроме…Саши Савченко.
В принципе, с самого начала было понятно, что герои подходят друг другу.
По возрасту, социальному положению. Некоторая разница в образовании и  культурному багажу легко преодолевается при помощи умной женщины.
Более того, умные жёны в то время часто «воспитывали» своих мужей их простых семей, помогали получить высшее образование и даже продвигали по карьерной лестнице до членов ЦК.
Героиня Ивановой была умной. И даже по голому расчету, познакомившись поближе с биографией Савченко, неизбежно должна была смягчиться и прийти к выводу, что лучшей партии ей здесь не найти. А позволять себя любить и на этом строить брак - очень частая ситуация для женщин. И хорошая основа для брака. Нужно не забывать, что главная цель женщины в жизни - рождение детей. И для Учительницы к концу фильма всё уже было решено: она ответит на чувства Савченко и выйдет за него замуж.
Несколько иная ситуация сложилась у героев второго плана: водителя самосвала Юры (В.Гуляев) и его знакомой Али (Р.Шорохова).
Надо сказать, что роль Юры не однозначна. Мы привыкли к тому, что кастинг в кино более-менее однозначно определяет отрицательного героя. Вот этот всегда играет положительных, а этот - отрицательных. Про В.Гуляева такое не скажешь. Фильм начинается со встречи Учительницы Юрой на вокзале. Он подвозит её на своем самосвале. И беседуя с ней, проявляет немало проницательности и обаяния. И такта: как ненавязчиво он предлагает ей зеркальце, чтобы она могла привести себя в порядок.
Юра не учится в школе, как его друг Савченко. То ли он школу уже закончил, то ли ему образование вообще не нужно. В СССР было много профессий, где образование и диплом не давали никаких преимуществ.
Но основным обстоятельством, определяющим роль и поведение Юры, была его любовь-страсть к девушке Але. Здесь проводится параллель-противопоставление с любовью Саши к Учительнице. Здесь эта любовь поднимает Сашу до Учительницы. А неразделенная любовь Юры к Але озлобляет Юру и заставляет делать глупости.
Аля, судя по всему, питает чувства к Инженеру (Г.Юхтин). Но за полгода их отношения не продвинулись. Возможно, Инженера вообще женщины не интересуют. И у Юры оставались хорошие шансы. Кстати, и не факт, что они потом не будут вместе. Но Юра, вместо того, чтобы винить себя, озлобился и стал говорить гадости про Учительницу, что привело к ссоре с Сашей.
Интересно, что Алю играет бывшая супруга В.Гуляева. В советском и российском кинематографе не раз бывшие и настоящие семейные пары играли любовные отношения. Кто ещё лучше подходит для таких отношений, чем люди, которые и в жизни такие отношения имели?
Мне хочется верить, что за пределами экранного времени Саша помирится с Юрой, а Аля обратит внимание на Юру. В жизни всякое бывает, люди совершают хорошие и плохие поступки, но выход чаще всего находится там, где был вход.

кино

Previous post Next post
Up