Святители и светочи

Feb 16, 2014 01:28

"На сегодняшний день существует такое мнение, что если человек ходит в Церковь, то он не должен ничем интересоваться, а должен поститься и молиться. Очень часто люди, которые слишком долго были без Бога, приходя в Церковь, отрекаются от всего культурного наследия, к которому были причастны. Они порой думают, что это невозможно совместить: быть образованным, грамотным, разбирающимся во многих вещах человеком и в тоже время очень духовным"



Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, в такой неприметный вечер, посреди недели, мы празднуем память величайших святителей. Почему величайших? Потому что трое святителей: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст - стали теми людьми, на кого вся наша Церковь ориентируется как на образцы. Это были люди очень образованные, очень культурные и в то же время очень духовные. Почему мы об этом говорим? Потому что на сегодняшний день существует такое мнение, что если человек ходит в Церковь, то он не должен ничем интересоваться, а должен поститься и молиться. Очень часто люди, которые слишком долго были без Бога, приходя в Церковь, отрекаются от всего культурного наследия, к которому были причастны. Они порой думают, что это невозможно совместить: быть образованным, грамотным, разбирающимся во многих вещах человеком и в тоже время очень духовным.

Надо сказать, что Василий Великий и Григорий Богослов были друзьями книжничества (студенчества) и учились в знаменитой Афинской Академии, основанной Платоном. Они ее заканчивали, там познакомились и уже в то время начали свою жизнь проводить в аскетике. Хотя удивительно, что пока они не достигли совершеннолетия (по тем временам это было в тридцать лет), они не были христианами, но уже считали себя христианами, потому что старались жить по-христиански. Самое удивительное, что они стали поститься, и, кстати говоря, из-за этих дерзаний у Василия Великого до самой смерти были проблемы со здоровьем, т.е. ревность по Богу дала о себе знать. Василий Великий вошел в историю Церкви как создатель монашеских правил, как идеолог монашеских общин, и до сих пор, если вы начнете интересоваться этим вопросом, монашество ориентируется на правила святителя Василия Великого.

Григорий Богослов был величайшим человеком. Богословом понятно, но, например, до его трудов, которые в основном он писал к Писанию, христиане очень мало обращались к его стихотворному творчеству, и, надо сказать, вплоть до 4 века активно начинают писаться различные гимны, которые до сих пор мы слышим в церкви. Почему так было? Потому что поэзия это была прерогативой античности, а античные люди  были язычниками, поэтому люди в Церкви очень аккуратничали и очень осторожно к этому относились. И святитель Григорий Богослов был одним из тех людей, кто писал свои труды стихами. Он писал эпиграммы, и гимны божественные (они опубликованы, и их можно прочесть, некоторые можно использовать как молитвы к Богу в стихотворной форме, и, конечно, богословские труды, которые не позволяют человеку стоять на месте. Когда человек долго ходит в Церковь, когда из года в год порой кажется все одно и то же, труды Григория Богослова очень рекомендуют читать, потому что он показывает путь к совершенству.

Иоанн Златоуст был человеком тоже образованнейшим, родом из Антиохии. Когда он обратился в христианство, его учитель Ливаний (величайший ритор того времени) сказал: христиане украли у  меня моего наследника. Потому что Златоуст очень хорошо говорил. Он говорил проповеди порой час-полтора-два. Люди его слушали, специально приезжали издалека, его труды также опубликованы и представляют собой огромную ценность.

Если еще сказать о Василии Великом (я говорил о совмещении культуры с духовностью), у святителя Василия есть интересный труд, коротенький, называется «К юношам», где он рассказывает, как использовать разную литературу. Он говорит, что христианин не должен бояться ничего, а должен брать самое лучшее, самое редчайшее и этим пользоваться.

В этом отношении, братья и сестры, эти люди навсегда останутся  в Церкви как образцы святости, как образцы культурной жизни, как образцы богословия, потому что считается, что четвертый век - это золотой век святоотеческого богословия. Многие люди, если хотят в глубине прикоснуться к богословию, то обращаются именно к этим святым отцам. Это очень важно, потому что многие из нас образованные, имеют высшее образование и порой не знают, что бы прочитать, порой довольствуются только брошюрками. Поэтому, братья и сестры, дай Бог, чтобы наше познание Церкви Божией, ее святых укреплялось, дай Бог, чтобы подвиги и пример святых горели в нашем сердце пламенем, и дай Бог, чтобы то, как они жили, было всегда нам примером для подражания. Потому что на самом деле эти трое святителей по-настоящему воплотили в своей жизни идеал Евангелия. Для нас это еще одно подтверждение того, что это возможно. Аминь.

Проповедь произнесена священником Петром Боевым 12.02.2014

«Светлый праздник», "Проповедь", «Знание дарит Добро»

Previous post Next post
Up