"На сегодняшний день существует такое мнение, что если человек ходит в Церковь, то он не должен ничем интересоваться, а должен поститься и молиться. Очень часто люди, которые слишком долго были без Бога, приходя в Церковь, отрекаются от всего культурного наследия, к которому были причастны. Они порой думают, что это невозможно совместить: быть образованным, грамотным, разбирающимся во многих вещах человеком и в тоже время очень духовным"
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, братья и сестры, в такой неприметный вечер, посреди недели, мы празднуем память величайших святителей. Почему величайших? Потому что трое святителей: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст - стали теми людьми, на кого вся наша Церковь ориентируется как на образцы. Это были люди очень образованные, очень культурные и в то же время очень духовные. Почему мы об этом говорим? Потому что на сегодняшний день существует такое мнение, что если человек ходит в Церковь, то он не должен ничем интересоваться, а должен поститься и молиться. Очень часто люди, которые слишком долго были без Бога, приходя в Церковь, отрекаются от всего культурного наследия, к которому были причастны. Они порой думают, что это невозможно совместить: быть образованным, грамотным, разбирающимся во многих вещах человеком и в тоже время очень духовным.
Надо сказать, что Василий Великий и Григорий Богослов были друзьями книжничества (студенчества) и учились в знаменитой Афинской Академии, основанной Платоном. Они ее заканчивали, там познакомились и уже в то время начали свою жизнь проводить в аскетике. Хотя удивительно, что пока они не достигли совершеннолетия (по тем временам это было в тридцать лет), они не были христианами, но уже считали себя христианами, потому что старались жить по-христиански. Самое удивительное, что они стали поститься, и, кстати говоря, из-за этих дерзаний у Василия Великого до самой смерти были проблемы со здоровьем, т.е. ревность по Богу дала о себе знать. Василий Великий вошел в историю Церкви как создатель монашеских правил, как идеолог монашеских общин, и до сих пор, если вы начнете интересоваться этим вопросом, монашество ориентируется на правила святителя Василия Великого.
Григорий Богослов был величайшим человеком. Богословом понятно, но, например, до его трудов, которые в основном он писал к Писанию, христиане очень мало обращались к его стихотворному творчеству, и, надо сказать, вплоть до 4 века активно начинают писаться различные гимны, которые до сих пор мы слышим в церкви. Почему так было? Потому что поэзия это была прерогативой античности, а античные люди были язычниками, поэтому люди в Церкви очень аккуратничали и очень осторожно к этому относились. И святитель Григорий Богослов был одним из тех людей, кто писал свои труды стихами. Он писал эпиграммы, и гимны божественные (они опубликованы, и их можно прочесть, некоторые можно использовать как молитвы к Богу в стихотворной форме, и, конечно, богословские труды, которые не позволяют человеку стоять на месте. Когда человек долго ходит в Церковь, когда из года в год порой кажется все одно и то же, труды Григория Богослова очень рекомендуют читать, потому что он показывает путь к совершенству.
Иоанн Златоуст был человеком тоже образованнейшим, родом из Антиохии. Когда он обратился в христианство, его учитель Ливаний (величайший ритор того времени) сказал: христиане украли у меня моего наследника. Потому что Златоуст очень хорошо говорил. Он говорил проповеди порой час-полтора-два. Люди его слушали, специально приезжали издалека, его труды также опубликованы и представляют собой огромную ценность.
Если еще сказать о Василии Великом (я говорил о совмещении культуры с духовностью), у святителя Василия есть интересный труд, коротенький, называется «К юношам», где он рассказывает, как использовать разную литературу. Он говорит, что христианин не должен бояться ничего, а должен брать самое лучшее, самое редчайшее и этим пользоваться.
В этом отношении, братья и сестры, эти люди навсегда останутся в Церкви как образцы святости, как образцы культурной жизни, как образцы богословия, потому что считается, что четвертый век - это золотой век святоотеческого богословия. Многие люди, если хотят в глубине прикоснуться к богословию, то обращаются именно к этим святым отцам. Это очень важно, потому что многие из нас образованные, имеют высшее образование и порой не знают, что бы прочитать, порой довольствуются только брошюрками. Поэтому, братья и сестры, дай Бог, чтобы наше познание Церкви Божией, ее святых укреплялось, дай Бог, чтобы подвиги и пример святых горели в нашем сердце пламенем, и дай Бог, чтобы то, как они жили, было всегда нам примером для подражания. Потому что на самом деле эти трое святителей по-настоящему воплотили в своей жизни идеал Евангелия. Для нас это еще одно подтверждение того, что это возможно. Аминь.
Проповедь произнесена священником Петром Боевым 12.02.2014