Оригинал взят у
partizan_1812 в
Летающий цирк (в хорошем смысле) В городе Вашингтон находится не только правительство США, включая такие всенародно любимые учреждениями, как налоговая служба, но и замечательные национальные музеи. О
Национальной галерее речь зашла совсем недавно, но кроме нее есть немало и других, один из которых - Авиакосмический. Хотя выставленная коллекция не является исчерпывающей по причине недостатка места в центре города, совсем недалеко от Капитолия, музейщики сумели выстроить из своих экспонатов краткий, но очень насыщенный рассказ об истории усилий человека оторваться от земной поверхности. Справедливости ради следует заметить, что у частью музея является филиал в Вирджинии, где в больших ангарах сосредоточена крупная техника, но я не удосужился туда добраться.
По понятным причинам такие музеи могут быть организованы только в Америке и в России; одним этим он уже интересен. Повествование, естественно, ведется от лица американцев, что тоже интересно.
У главного входа сейчас ведутся работы по переоформлению и обновлению, поэтому вдоль стен вперемешку с важными экспонатами лежат аккуратно сложенные инструменты. Первые космические корабли США поэтому не просто стоят в витрине, а закутаны в пластик. Справа в витрине - одноместная капсула «Меркурий» (первые пилотируемые полеты в США), а слева капсула из серии «Джеминай» (она двухместная и полеты на таких последовали за программой «Меркурий»). Совсем справа стоит спускаемый аппарат «Викинга», совершивший посадку на Марс в 1976 году.
Все эти экспонаты висят над тем, что изображено на предыдущей фотографии. Первый советский спутник (шар с четырьмя антеннами) всем знаком. Слева/вверху от него похожий на карандаш первый американский спутник («Эксплорер»), который весил очень мало, всего 13 кило против 83 кило первого спутника. Но забросили его американцы высоко, так что он сошел с орбиты только через 12 лет (правда, батарейки для передатчика сели через 4 месяца). Прямо над «Эксплорером» дублер «Пионера-10», который увез послание дружбы в галактическую глушь к столь любезным сердцам всех людей доброй воли зеленым человечкам. Еще один аппарат я не распознаю, а вот дирижаблеобразное тело это SpaceShipOne («Космический Корабль Один»).
Вот он тут поближе. Я думаю, что вы помните, как этот аппарат в 2004 году три раза поднялся на высоту более 100км, за которой по определению Международной Федерации Воздухоплавания начинается космос. После совершения трех полетов компания, построившая его, выиграла премию за создание первого коммерческого летательного аппарата, способного совершить два полета в космос в течение двух недель, аппарат под названием SpaceShipOne был отправлен в музей, где он сейчас и находится.
На этом фото справа ракетный самолет (черного цвета) X-15, который выполнял суборбитальные полеты, подобные тому, что совершал SpaceShipOne, но еще в 1960е годы.
Большой пропеллер на стене - из большой аэродинамической трубы НАСА.
А у стены стоят экспонаты, напоминающие о годах перестройки и разоружения. Слева стоит РСД-10 «Пионер» (SS-20 Saber по классификации НАТО), а справа «Першинг-2», т.е. ракеты, которые ликвидировали по договору о сокращении ракет средней и меньшей дальности. Снизу они обмотаны какими-то одеялами по причине реконструкции.
В целом, музей уделяет большое внимание боевым ракетам и показывает их место в развитии космической программы. Вот ракета Фау-2, которая была разработана и изготовляллась в больших количествах в Германии во время Второй Мировой войны. Оборудование и персонал КБ и завода были вывезены по большей части в США, где в 1946 году была запущена сделанная в Америке копия Фау-2. В СССР этого добились в 1947 году (о чем рассказывают фотографии и текст у подножия ракеты).
Небольшая ракета, которая стоит между стабилизаторами Фау-2, называется WAC Corporal (Капрал Женского Вспомогательного Корпуса). Это оригинальная американская конструкция, первый полет которой состояля в сентябре 1945 года.
А это немецкий самолет-снаряд Фау-1. Кажется удивительным, но немцы запустили свыше 8 тыс. Фау-1 и почти 5 тыс. Фау-2, не добившись при этом существенных результатов.
За самолетом-снарядом справа стоят различные боевые ракеты США, многие из которых использовалось и для запуска космических аппаратов, как это делалось и в СССР.
Слева у самого края снимка - орбитальный телескоп «Хаббл».
Кроме боевых ракет здесь находится и спускаемый аппарат «Аполлона-11»...
а также «Союз» и «Аполлон» в стыкованном состоянии.
Вообще, в музее довольно много советских космических экспонатов, учитывая, что музей американский. Это спускаемый аппарат «Союза». Сверху находится не открытый люк, а зеркало, которое позволяет посетителю посмотреть на то, что находится внутри.
А это возвращаемый аппарат «Транспортного корабля снабжения» (
ТКС) орбитальной станции «Алмаз». Несколько станций, разработанных по этой программе были выведены на орбиту под разными именами (несколько «Салютов» были пилотируемыми, «Алмаз-1» и «Космосномеркакойто» - автоматическими). ТКС совершил несколько полетов к станциям «Салют», построенным по программе «Салют» (не к «Алмазам»), в автоматическом режиме. Космонавтов он никогда не возил, хотя в его возвращаемом аппарате могло разместиться три космонавта.
Интересные особенности этого возвращаемого аппарата (ВА) следующие:
1) обычно эта часть космического корабля называется спускаемым аппаратом, а здесь он именно возвращаемый :)
2) ВА конструировался для многоразового использования (два ВА были действительно использованы по два раза)
3) в днище ВА, там где находится теплозащита необходимая, чтобы не сгореть при входе в атмосферу, есть люк для того, чтобы проникнуть в функционально-грузовой блок. Несмотря на наличие люка, теплозащита оставалась совершенно надежной.
Это скафандр «
Кречет» для лунной высадки - замечательная конструкция. Есть там еще скафандр для корабля «Восток», а также скафандр для выхода в космос из корабля «Восход» вместе с надувной шлюзокамерой и всеми причитающимися шлангами и соединениями.
Но не только ракеты и космонавтика там представлены. Большая часть музея посвящена авиации. Заслуженно целый зал посвящен братьям Райт и истории создания и испытаний их «Летуна».
Любопытно (я как-то писал уже об этом) - братья были детьми протестантского «епископа» (ставлю в кавычки по экклезиологическим причинам, а так-то он вполне настоящий был, если посмотреть с протестантской точки зрения). Как-то в их общине произошла распря, и отец Уилбура и Орвилла в течение нескольких лет был полностью поглощен церковно-политической борьбой. Уилбур был его главным помощником в этой борьбе; он даже написал довольно толстую книгу в защиту взглядов отца, и эта книга представлена на витрине в этом зале.
Кстати, вот вам вопрос: кто из братьев пилотировал «Летуна» во время совершения первого «зачетного» полета?
Есть и интереснейший зал, посвященный воздушым сражениям 1й Мировой войны. Это французский истребитель SPAD XIII. Он был передан американцам и получил от своего пилота имя «Смит 4».
Это французский бомбардировщик «Вуазен-8».
Это немецкий истребитель «Альбатрос D.Va».
Это немецкий истребитель Fokker D.VII, возможно лучший истребитель 1МВ. Рядом с ним стоят манекены, представляющие пилота и механика. Выглядит юмористически для «лучшего истребителя»? Заметим, что весит этот Фоккер в полтора раза меньше По-2, а двигатель у него в полтора раза мощнее того, что у По-2. Были там и другие самолеты, которые я здесь не показываю.
Гражданская авиация межвоенного периода. На переднем плане «Форд-тримотор», который был одним из основных пассажирских самолетов второй половины 20х/первой половины 30х годов (возил полтора десятка пассажиров на расстояние до 900 км со скоростью 150 км/час). Сзади показан самолет, который вытеснил трехмоторника, DC-3, который в СССР называли просто «дугласом». Выпускался он и по лицензии под названием Ли-2, имея при этом не столь высокое качество, за что его иногда ласково называли «дугласенок».
Разумеется, есть и зал, посвященный 2 Мировой войне. В нем есть вот этот японский «Зеро»...
итальянский «Макки C202» и американский «Мустанг» P-51D...
... «Мессершмитт» Bf-109G6 и «Спитфайр» Mk. VII (не показан,
можно увидеть вот здесь).
Советского самолета там нет, а есть только зимний летный костюм ВВС СССР в ряду витрин с летными костюмами и униформами. Маленькая справка о воздушной войне на советско-германском фронте написана довольно доброжелательно без обычных для таких случаев ужастиков и преувеличений.
Есть там еще много всего, что я не показываю, чтобы не утомить читателей - и самолет, совершивший первый перелет вокруг света, и самолет, совершивший первое беспосадочное кругосветное путешествие, и самолет, на котором Амелия Эрхарт в одиночку перелетела Атлантику (первая женщина, которая это сделала), или вот еще гражданин один любил очень арбузы...
Если вы добрались до этого места, то вот вам интересный снимок, на котором самолет «Дух Сант-Луиса» (он знаменит тем, что на нем Чарльз Линдберг впервые в одиночку пересек Атлантику в 1927 году) нависает над лунной кабиной корабля «Аполлон».
Этот экспонат помимо всего прочего дает посетителям повод для улыбки, хотя я не уверен, что люди реагируют на увиденное так же, как и я. Обратим внимание на бумажку прикрепленную липкой лентой к лестнице, предназначенной для спуска и подъема астронавтов.
На ней написано «Не наступать» («No step!»), что игриво сочетается со словами Нила Армстронга «That's one small step for а man, one giant leap for mankind» («Это маленький шаг для одного человека, но гигантский прыжок для человечества»).
Повесили ее, конечно, рабочие, но получилось все равно хорошо. «That's one small step...» , а в ответ «No step!»
В общем, здесь есть что посмотреть. Если будете в Вашингтоне, не тратьте все время на монументы, выглядящие, как языческие храмы, посередине которых находится не идолище, а статуя покойного президента. Не верите? Да вот же оно.
Вот и храм (мемориал Линкольна)
Вот он же; можно разглядеть статую в самом центре.
Так что, лучше потратьте пару часов на Авиакосмический музей, не пожалеете.