Почти четыре недели назад Верховный Суд США слушал дело Golan v. Holder. Событие отнюдь не из ряда вон выходящее; в год наш Верховный Суд рассматривает примерно полторы сотни дел. И тем не менее...
Дело Golan v. Holder для меня, в некотором роде, примечательное. К самому делу я, конечно, никакого отношения не имею. Но касается оно вопросов, которыми я занимался в самый первый год своей адвокатской деятельности: в частности, закона, называемого URAA. Я тогда для своего первого клиента изучал "пересечения" этого закона с российским законодательством об авторском праве. На тот момент, думаю, я был одним из всего лишь двух или трех русскоязычных адвокатов в США, вплотную занимавшихся этой проблемой. И в итоге эти занятия сыграли весьма серьезную роль в моей судьбе.
Все это было связано с довольно громким скандалом, жалобами, длительной судебной тяжбой и многими другими не самыми приятными для меня передрягами... Кое-что нашло отражение в большой статье Олега Сулькина в крупнейшей русскоязычной газете США "Новое русское слово". Но именно кое-что - далеко не все... Впрочем, закончилась эта свистопляска достаточно благополучно: дело свое я выиграл, а виновник всех этих событий, решивший разбогатеть на ниве видеопиратства, получил срок и судебный вердикт против себя в несколько миллионов...
"Но я сейчас не об этом. Сущность закона URAA состоит вот в чем. Законодательство об авторских правах США исторически значительно более строго подходило к вопросам оформления авторства, чем законы стран континентальной Европы. Именно это в течение нескольких десятилетий являлось основным препятствием для присоединения Соединенных Штатов к Бернскому союзу. Поскольку далеко не все зарубежные правообладатели следовали требованиям американского закона, то с течением времени их авторские права на территории США были утрачены. Эта печальная участь постигла, например, многие советские киностудии, владевшие правами на выпущенные ими кинофильмы.
При вступлении в Бернский союз Соединенные Штаты обязались гармонизировать свое законодательство с требованиями Бернской конвенции. Итогом этого обязательства и явился закон URAA, являвшийся поправкой к существующему Закону об авторском праве США от 1976 г. Он говорил, что в течение определенного периода произведение изымается из общественного достояния и на него восстанавливаются авторские права, утраченные зарубежным правообладателем, при следующих двух условиях:
1. Если эти авторские права все еще подлежат охране закона в стране правообладателя; и
2. Если эти авторские права в США были утрачены из-за "технической ошибки".
(Окончание следует)."