Оригинал взят у
rsa_4ever в
Про рассекреченный протокол Совет национальной безопасности и обороны Украины рассекретил
протокол заседания СНБО от 28 февраля 2014 года. Заседание ключевое в том плане, что, во-первых, на нём присутствовал новый, майданный, состав, во-вторых, оно проходило в условиях глубокого кризиса государственной системы, вызванного победой майдана, а, в-третьих, было посвящено ответу на два ключевых вызова момента: (1) "расползание" украинского государства, региональный сепаратизм и (2) осуществлявшиеся на этом фоне действия РФ по перехвату контроля над Крымом и по раскачке общеукраинского политического кризиса.
Хотел бы вот что отметить, не погружаясь в детали.
Все информированные члены СНБО -- главы СБУ, МО и МВД, председатель правительства -- констатировали наличие реальной угрозы ввода российских войск на территорию Украины для защиты русского и/или русскоязычного населения. При этом речь идёт не только о Крыме, но и, в т.ч., о материковой Украине. Так, министр обороны Тенюх констатирует факт концентрации войск РФ на всём протяжении российско-украинской границы. По его данным, войска сосредоточены на киевском, харьковском и донецком направлениях. Тенюх утверждает, что целью является не просто демонстрация, а вторжение: "переход [границы] и выполнение боевых задач". Ему вторит премьер Яценюк, заявляющий, что россияне настроены серьёзно в части ввода войск и переформатирования Украины, а также, что в российском сценарии будет использоваться Янукович. В целом, ознакомление с текстом протокола не оставляет сомнений в том, что новая украинская власть рассматривала перспективу прямого российского вмешательства, предполагающего применение сил на материковой Украине, практически, как данность.
В ответ на этот вызов, члены СНБО приняли стратегическое решение, легшее в основу последующей политики Киева: уйти от прямого противостояния с Россией, отступить (и, фактически, временно отказаться от Крыма), максимально затягивая время для возобновления технической возможности противодействия РФ путём восстановления контроля над страной и наращивания боеспособности армии, при этом максимально интернационализируя конфликт. В этой связи, любопытно, в частности, то, что западные партнёры (или, если угодно, кураторы), до этого помогавшие своим протеже организовать и провести майдан, призывали своих украинских собеседников к тому же самому -- проявить осторожность и "не делать резких движений". Можно констатировать, что эта стратегия сработала хотя бы в части срыва планов по вводу российских войск на материковую территорию Украины: майданное правительство, до поры, успешно уклонялось от создания поводов для вооружённого вмешательства, мобилизуя и готовя армию и добровольческие формирования; а вот далее, когда Западу удалось достичь рамочного антироссийского консенсуса и "помочь" РФ поменять свою линию поведения в украинских делах, совершенно спокойно принялось, не разбирая методов, устанавливать свою власть по всей стране и проецировать силу в отношении мятежных регионов.
Итак, по состоянию на конец февраля 2014 года, политическое руководство Украины оценивало угрозу ввода войск РФ на территорию Украины (в т.ч. материковую) как абсолютно реальную. В целях противодействия предполагаемым российским планам, при поддержке Запада была выработана стратегия затягивания времени путём уклонения от прямого столкновения в целях мобилизации сил и обеспечения максимального вовлечения в конфликт западных государств. Данная стратегия оправдала себя, содействовав слому российского сценария.