Война против Украины и угроза зарождения путинского тоталитаризма (Часть 2)

Apr 16, 2022 15:43


Продолжение статьи. Начало см. здесь
3. Иррационализм и культ действия ради действия, а также презрение к размышлениям и враждебность к интеллигенции. И действительно, думать вредно: вождь и партия за нас думают, а наше дело - исполнять с видом лихим и придурковатым. Наличие чётких и измеримых целей - угроза для диктаторов, ведь можно проверить успехи в их достижении. То ли дело соревноваться в уровне духовности: проиграть тут невозможно. По влиянию на уровень жизни людей и экономическое развитие в целом демократии эффективнее диктатур. Поэтому куда приятнее меряться духовными скрепами. Кроме того, все тоталитарные режимы рано или поздно, убив многих и испортив жизнь всем, неизбежно приходят в тупик. Все их образы будущего неосуществимы. Поэтому диктаторам ничего не остаётся, кроме как оттягивать неизбежный конец режима. Для этого они забивают общественное сознание пропагандой и насаждают этот самый культ действия, когда некогда думать - делать надо, работать надо, а главное - не думать о результате этой работы, о её нужности и эффективности. Иррациональная сплочённость в общем действии, каким бы бредовым оно ни было, объединяет людей, да так, как надо режиму. Она даёт людям то чувство общности и принадлежности к единому целому, которое составляет основу привлекательности тоталитаризма. Эксперимент «Третья волна» Рона Джонса наглядно показывает силу бездумного единения. Рационализм же, опора на достоверные факты и измеримые результаты, способность к рефлексии - сильные интеллектуальные враги тоталитаризма, рассеивающие светом разума пропагандистский туман. Проливающая этот свет интеллигенция, естественно, становится врагом. Да и свою «гениальность» на её фоне как-то не получается показывать. Что ни диктатор, то великий философ, политик и учёный. Удобно было Ленину считаться и философом, и политическим теоретиком, и даже социологом на фоне однопартийцев. Только вот рядом с А.Ф. Лосевым, П.А. Кропоткиным и П.А. Сорокиным как-то не получается большим учёным да философом быть - только графоманом, запутавшимся даже в родном марксизме. Как тут было в письме Горькому не написать, что «на деле это [интеллигенция] не мозг нации, а говно»? [Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 51, с. 48]. А Путин разве отстоял бы свой псевдоисторический бред в окружении не своих холуёв, а нормальных историков? В каком журнале его статьи прошли бы рецензирование и одобрение к публикации? Но не властны рецензенты над диктаторами, поэтому мы все теперь живём в воплощённых войнами фантазиях увлечённого историей пенсионера.
Поэтому интеллигенция в России - это враги государства. У двух лучших по социальным наукам вузов страны (Шанинки и Европейского университета в Санкт-Петербурге) отзывали лицензии, ректор Шанинки сейчас в СИЗО по ложному обвинению, у преподавателей прошли обыски, лучших преподавателей ВШЭ уволили из вуза за поддержку московских протестов 2019 года, иностранные школы объявляют нежелательными организациями, редакция студенческого журнала DOXA оказалась под следствием за свою журналистскую деятельность, профессор Шанинки Григорий Юдин после задержания на антивоенной акции попал в больницу, принят репрессивный закон «О просветительской деятельности», представителей технических наук по сталинской традиции сажают за госизмену, ликвидирован «Международный Мемориал» - это только пришедшие на память московские случаи, а сколько их остаётся без огласки да в регионах? «В России за последние 20 лет уголовному преследованию и арестам подверглись свыше 30 ученых - некогда международно признанных и уникальных специалистов. География - вся страна. Статьи - 275 УК «Госизмена», 283 УК «Разглашение гостайны» и 283.1 УК «Получение незаконного доступа к гостайне», реже «Контрабанда» и «Растрата» - написано ещё в 2020 году. По таким статьям и по 7, и по 20 лет получают. Пресловутая «двушечка за Болотную» уже не кажется нам столь большой бедой, как 10 лет назад… Про отдельные увольнения преподавателей, отчисления неугодных студентов, уничтоженную автономию университетов, давление на неугодных сотрудников и участие вузов в пропаганде войны против Украины здесь и писать излишне - про это вы и без меня знаете.

4. Трактовка сомнений и критики как предательства. Причина этому в механизме работы пропаганды, которая не может быть фрагментарной, но только целостной. Ключевая цель пропаганды - не поднятие рейтингов и обеспечение поддержки диктатору и его окружению: это цели лишь отдельных пропагандистских кампаний, проводимых обычно перед выборами или принятием требующих массовой поддержки решений, да и политические рейтинги - весьма хрупкий показатель. Ключевая цель пропаганды - формирование мировоззрения. Люди должны воспринимать жизнь так, как выгодно режиму. Создаваемая пропагандой картина мира должна быть целостной и несомненной: усомнятся люди в одном кирпичике - всё пропагандистское здание может рухнуть. Усомнившиеся в гитлеровском бреде о превосходстве арийской расы с трудом верили НСДАП, не поверившие в глупости Ленина о классовой борьбе не верили и советской власти, не воодушевившимся «большим скачком» открывался идиотизм политики Мао Цзедуна, не принявшим путинское враньё про «нацистский режим и созданную Ленином Украину» трудно оправдывать войну против неё. Пропаганда - это не просто ложь, искажение фактов или подмена понятий. Пропаганда - это подмена мировоззрения, это иллюзия реальности, заменяющая её в сознании людей. Но иллюзия не столь прочна, как реальность, «холодильник» вмешивается в жизнь больнее «телевизора». Поэтому борьба с разрушающими пропагандистские конструкты сомнениями жизненно важна для тоталитарных режимов. Хрупкость иллюзии заставляет диктаторов бороться с независимыми источниками информации, поскольку информационную конкуренцию с правдой они выиграть не могут, сколько денег в свои СМИ ни вкладывай. Если твои идеи тупиковые, твоя теория - набор нежизнеспособных глупостей, а созданная тобой модель мира рушится при первой же проверке реальностью, что остаётся, кроме репрессий? Подмена мировоззрения прочнее всего держит человека в зависимости от режима. Даже если жизненные обстоятельства заставили его разочароваться в российской власти или лично в Путине, далеко не факт, что конструкты пропаганды на самом глубоком её уровне выпустят несчастного из цепких объятий. Базовое недоверие к людям, понимание мира как шахматной доски, на которой самые сильные делят зоны влияния, трактовка экономики и политики как игр с нулевой суммой, имперское мышление и приоритет количества выплавляемого чугуна над качеством жизни не дадут даже разочаровавшейся в Путине жертве пропаганды освободиться от путинизма в своём мышлении. Отсюда и получаются суждения, дескать «во власти много мудаков, да и Путин надоел хуже горькой редьки, но зато внешняя политика… Нас все боятся… А иначе бы НАТО…» и т.д. Такой человек, и отрёкшись от Путина, будет частью его системы. Он даже парламентскую «оппозицию» поддержать может, только из системы ему не вырваться - на то она и системная оппозиция. Сомнения же в основах путинизма: традиционализме, империализме, милитаризме, изоляционизме, подконтрольном коллективизме, вождизме и этатизме трактуются режимом как предательство. Поэтому сторонников СССР, антиваксеров и радикальных консерваторов даже за самые резкие высказывания и действия почти не преследуют - они не подрывают основ путинизма. В то же время репрессии против усомнившихся в истинности основ путинизма идут нескончаемым потоком. Не соглашаться с духовными скрепами режима или даже проводить исследования «запрещённых» тем (мне как социологу вспоминаются, например, массовые закрытия центров гендерных исследований) куда опаснее, чем призывать к повторению большевистской революции. Да и для какой возможности сомнений осталось место в России, если за сравнение тоталитарных режимов Сталина и Гитлера введена уголовная ответственность (а как же упорно отрицавшийся в СССР Секретный дополнительный протокол к Договору о ненападении между Германией и СССР? За его упоминание тоже сажать будут?), историки боятся изучать Вторую Мировую войну, за открытие новых фактов сталинских репрессий можно получить 15 лет строгого режима, закрывают иностранные научные фонды, социологов преследуют за независимые исследования, а технари и естественники вынуждены согласовывать свои статьи и выступления на конференциях с ФСБ?
5. Неприятие к разнообразию. Можно считать прямым следствием искусственно создаваемого единообразия, необходимого диктаторам для укрепления собственной власти, ведь управлять связанной круговой порукой единой народной массой куда проще, чем сложным современным обществом. Со времён советской пропаганды мы помним, как её язык именовал группы людей метафорами некоего единообразного целого, стирающего индивидуальные различия: «рабочая гуща», «народные массы», «монолитное единство советского народа» и т.п. А кто выделяется из массы, тот враг, который должен быть уничтожен. Слова из всё той же речи Путина от 16 марта продолжают эту традицию: «многие из таких людей … не с нашим народом», «расколоть российское общество», «российский народ всегда сможет отличить истинных патриотов от подонков и предателей и просто выплюнет их как случайно залетевшую в рот мошку, выплюнет на панель. Убеждён, такое естественное и необходимое самоочищение общества только укрепит нашу страну, нашу солидарность, сплочённость и готовность ответить на любые вызовы». Умберто Эко, говоря о неприятии к разнообразию, имел в виду неприятие к различиям, данным от природы. Но об отношении к непохожим на большинство и различным меньшинствам в России вы и без меня знаете. Мне хотелось бы поставить акцент на повсеместно распространяющемся в нашей стране, особенно после 2014 года, лицемерном морализме. Петербургский социолог Олег Хархордин ещё в 2002 году написал книгу с очень точным названием: «Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности», где исследовал истоки лицемерного морализма в советском коллективизме. Теперь у этого явления есть и новый источник - насаждаемые пропагандой имперская исключительность и чувство морального превосходства. Мы лучше всех знаем, какие и с кем международные отношения должны иметь страны бывшего СССР и какие и с кем отношения должны иметь наши соседи по лестничной клетке.
6. Эксплуатация индивидуальной или социальной фрустрации людей. Этот приём используется не только тоталитаризмом и авторитаризмом, но даже популизмом. В России эксплуатировать социальное поражение людей оказалось очень легко из-за того, что переход к рыночной экономике для нашей страны оказался весьма болезненным. О причинах этого я здесь рассуждать не буду, поскольку это займёт много места в объёмном и без того тексте. Об этих причинах читайте книгу Е.Т. Гайдара «Гибель империи» и посмотрите цикл передач про 90-е на канале Владимира Милова. Исследования Сергея Гуриева и его коллег подтверждают тот факт, что идеальная почва для популизма и авторитаризма формируется там, где реформы столкнулись с трудностями и несправедливостью. В России так и произошло. И Путин выжал максимум из недовольства людей: отрицание 1990-х до сих пор остаётся в числе столпов его риторики. Другой широко используемый в России вид эксплуатации социальной фрустрации - подконтрольный коллективизм. Недаром упомянутым выше президентским указом «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» коллективизм к числу оберегаемых традиционных ценностей нашего народа отнесён. Но коллективизм должен быть не настоящий, т.е. самоорганизованный или исторически сложившийся, а именно подконтрольный, поскольку настоящий коллективизм - сильная угроза для диктаторов: коллективизм русской церковной общины, например, и большевикам много проблем доставил. Вообще в любом коллективизме (не путать с коллективным действием или социальной самоорганизацией!) хорошего мало (почему - напишу как-нибудь в другой раз, обоснование требуется длинное), но коллективизм подконтрольный - это социальная опора для поддержки диктатуры. Формируется она так. Первым делом важно выбить из-под человека экономический фундамент его независимого положения. Поэтому не должно быть неподконтрольного власти бизнеса, широких возможностей рынка труда и свободной конкуренции. Средний класс должен быть небольшой и содержать больше госслужащих и меньше специалистов. Затем нужно внушить человеку, что сам он без коллектива - никто и ничего не может, отобрать у него жизненные возможности, продемонстрировать его бесправное положение, не решать проблемы, которые обязано решать государство, избирательно применять закон в пользу более лояльных людей. С потерпевшими социальное поражение всё это сделать куда легче из-за отсутствия у них ресурсов для сопротивления. Потом надо дать человеку спасительный коллектив, которому он будет обязан всем: трудовой коллектив, госструктуры, проправительственных организаций, Юнармии - да любой коллектив, который обеспечит членам единство целей, социальный статус, идентичность, доходы или другие плюшки-бонусы. Важно, чтобы положение человека в обществе и качество его жизни определялось членством в данном коллективе или нескольких таких коллективах (т.е. необходимо, чтобы социальный статус и уровень жизни человека зависели от государства - это экономическое условие тоталитаризма). И всё - сети расставлены. Организовать коллективное давление и круговую поруку в таких коллективах - уже дело техники. Как не фальсифицировать выборы, если начальник угрожает, что в случае отсутствия нужного результата дороги ремонтировать не будут? Как не участвовать в путингах, если единственный работодатель в селе сгоняет на них? А для особо смелых и независимых есть любимая коллективная ответственность, когда за одного строптивого сотрудника проблемы организуют всему трудовому коллективу или руководителю, если он хороший человек. Кроме того, людям психологически трудно жить с пониманием неправильности и несправедливости всего, что происходит вокруг, поэтому психологической защитой для них становится принятие ситуации как должной и попытки оправдать её для себя. Сюда добавляется формируемая годами такого коллективизма привычка подмены индивидуальной идентичности коллективной: вместо «я» россияне всё чаще говорят «мы». Поэтому не стоит удивляться тому, насколько наши соотечественники восприимчивы к транслируемым пропагандой сигналам коллективной мании величия и попыткам примазаться к событиям, к которым они никакого отношения не имеют: от победы над печенегами и половцами до полёта Гагарина. Однако способность к коллективному действию такое «мы» не порождает, поскольку любые несогласованные с властью совместные действия и объединения диктаторами всегда жёстко подавлялись. Принудительный характер коллективизма в сочетании с подавлением всякой самостоятельной групповой активности уже в советские времена привёл к парадоксальной ситуации, когда искусственно объединяемое властями общество предельно атомизировано и имеет низкую способность к самоорганизации и коллективным действиям.
7. Изоляционизм и построение идентичностей на противопоставлении «другим», названным врагами. Поиск внутренних и внешних врагов обязателен для тоталитарных режимов, т.к. он необходим для 1) искусственного сплочения общества, 2) подавления сомнений и инакомыслия: «не время сейчас критиковать власть - враги кругом», 3) перекладывания ответственности за провалы политики: «Почему люди нищие, дорог нет и больницу в селе закрыли? - Враги виноваты!» и 4) сокрытия возможных политических альтернатив: не знающим о жизни на Западе можно сколько угодно врать про неё. Чем очевиднее управленческие провалы, тем яростнее поиск врагов. В нулевых, когда экономика росла, Путин про врагов не вспоминал, а когда она рухнула в 2014, он только и ищет врагов и предателей. Уже в 2014 он опозорился своей речью о «пятой колонне» и «национал-предателях». Про «пятую колонну» этому историку всея Руси неплохо было бы почитать о событиях Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг., а конкретнее - наступления на Мадрид 1936 года, чтобы понять всю глупость сказанного им. А его любимый термин «национал-предатель» («Nationalverräter») - это просто вишенка на торте путинизма: его источник и по букве, и по духу - «Mein Kampf» Гитлера. И в этом нет ничего удивительного: любой тоталитарный вождь вне зависимости от идеологии рано или поздно в более или менее жёсткой форме придёт к борьбе с этими самыми инакомыслящими «национал-предателями» («врагами народа», «изменниками Родины» - выберите название по вкусу), ведь без образа врага тоталитаризма не построить. Вот Путин и строит в меру своих способностей и уровня образования. В 2014 это были ещё «цветочки» - ресурсов для превращения режима в тоталитарный у Путина пока не было. Теперь они есть. И его речь, произнесённая 16 марта на совещании о мерах социально-экономической поддержки регионов, явно демонстрирует всем намерение построить именно такой режим. Там и про «окончательное решение» украинского вопроса (Кажется, кто-то такие «окончательные решения» уже предлагал: «Когда я боролся за власть, евреи со смехом встречали мои пророчества о захвате власти в Германии и окончательном решении еврейского вопроса. Думаю, что теперь этот смех стал у них поперек горла» [Из речи Гитлера в Рейхстаге от 30.01.1939]. Все мы помним, в какую политику воплотилось это «окончательное решение»), и про «очищение общества» (Как тут не вспомнить ленинскую идею «очистки Земли российской от всяких вредных насекомых» [Ленин В.И. Как организовать соревнование, 1918]), и про «империю лжи», и карикатурный взгляд читателя газеты «Правда» на западный образ жизни. Эта речь напавшего на Украину Путина будто бы списана с речи напавшего на Польшу Гитлера, произнесённой им в Рейхстаге 1 сентября 1939 года. Сравните сами. Готовое сравнение тоже уже есть. Здесь тоже ничего удивительного: развязывающие войны диктаторы обычно говорят одно и то же, хоть и разными словами. Однако в нашем случае даже слова весьма похожи.
Антиглобализм - ещё один обязательный спутник тоталитаризма, поскольку глобализация способствует либерализации, а это прямая угроза власти диктатора. Отсюда и ненависть к Западу, где демократия лучше всего прижилась, и насаждение антиглобализма. Ещё Сталин партийные чистки во время Большого террора оправдывал тем, что репрессированные были «кучка шпионов, убийц и вредителей, пресмыкавшаяся перед заграницей, проникнутая рабьим чувством низкопоклонства перед каждым иностранным чинушей и готовая пойти к нему в шпионское услужение...» (с. 18-19). [Цит. по Яковлев А.Н. и др. Сталин и космополитизм. 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК / С11 Под общ. ред. акад. А.Н. Яковлева; Сост. Д.Г. Наджафов, З.С. Белоусова. - М.: МФД: Материк, 2005. - 768 с.] Эпитет «безродный космополитизм» (стоит ли говорить, что он противоречит логике развития понятия «космополитизма» от его истоков в древнегреческой философии, но откуда Сталину об этом знать…) с большой долей вероятности принадлежит тоже Сталину, под чутким руководством которого с этим самым космополитизмом и «низкопоклонством перед Западом» столь рьяно боролись [см. аргументы Там же, с. 240-241]. Недаром «в декабре 1999 г. Владимир Путин, еще не став президентом России, произнес тост «За Сталина!». [Хавкин Б. Новая популярность Сталина: роль cталинизма в процессе переосмысления прошлого в постсоветской России].
8. Реваншизм и культивирование национальной или социальной обиды. Острое желание взять исторический реванш порождает чувство фрустрации, поиск простых решений сложных проблем и человека, который бы радикально решил эти проблемы и сильной рукой повёл бы народ в светлое будущее. Что может быть лучше для установления тоталитарного режима? Все эти чувства активно культивируются пропагандой. К тому же они дают людям общие цели и отвлекают внимание людей от их личных проблем и проблем тех, кто рядом. У граждан формируется важное для любой диктатуры убеждение, что хоть в чём-то обогнать Америку важнее, чем обеспечить людям достойную жизнь. Пресловутые объёмы выплавки чугуна становятся важнее уровня жизни металлургов, которые его выплавляют. Построить БАМ важнее, чем обеспечить людей элементарными бытовыми условиями. Поднять целину (и впоследствии получить опустынивание плодороднейших земель) важнее, чем восстановить разрушенную коллективизацией русскую деревню. Всё это даёт вождям галочки в список достижений, а людям - чувство гордости общими свершениями, компенсирующее их неудовлетворённость качеством жизни. Когда громких достижений совершить не удаётся, обладателям сформированного пропагандой имперского мышления можно продать и аннексию Крыма как достижение, что и было сделано в 2014.
Эксплуатация ностальгии по мифическому былому величию - тоже атрибут диктатур. Да и в целом распространённость в обществе ностальгии по былым временам - явный признак, что дела в стране идут не лучшим образом. В успешных демократических обществах люди по былым временам не ностальгируют, поскольку экспоненциальный экономический рост последних десятилетий привёл к существенному улучшению качества жизни (см. знаменитую «клюшку Макклоски», С.8). Над Великобританией в колониальные времена никогда не заходило солнце, но англичане почему-то не ностальгируют по викторианской эпохе. Викинги некогда были наиболее заметной силой в Европе. Есть данные, что они доплыли до Америки намного раньше Колумба. Но никто в Скандинавских странах не мечтает вернуться в ту эпоху. Да и немцы со времён поражения Гитлера как-то перестали ностальгировать по временам Фридриха Барбаросса. Почему? Ответ прост: потому что Великобритания, Скандинавские страны и Германия - это свободные и развитые государства, жизнь в которых гораздо лучше, чем была когда-либо раньше. Лучше жить долго и счастливо в демократической стране, чем выживать в империи, пусть даже над ней и не заходит солнце. И люди это понимают. Диктаторы же продают людям мечту о мифическом золотом веке то в прошлом, то в будущем. С учётом низкого уровня жизни в их странах люди от беспросветного настоящего готовы с удовольствием сбежать в прошлое, кажущееся лучше, чем оно действительно было. Россия, где большинство мечтает вернуться в СССР - яркий тому пример. Как же нужно испоганить настоящее, чтобы, думая о будущем, люди мечтали вернуться в прошлое… К тому же здесь проявляется и сформированное пропагандой убеждение, что жить в огромной державе, «которую все боятся», и ходить в туалет на улице, лучше, чем жить в нормальной стране с высоким уровнем жизни. Но об этом уже написано выше.
Реваншизм опасен тем, что он порождает милитаризм и экспансионизм. В результате получаем высокую поддержку захватнических войн. Ведь «восстановление былого величия и возвращение своих исконных территорий» нравятся людям больше, чем оккупация соседней страны. Социальная обида выражается причудливым сочетанием ненависти, зависти, презрения и подражания более успешным странам. Во-первых, им завидуют и ненавидят, ибо «чем они заслужили жить лучше нас»? Дать честный ответ на этот вопрос не позволяют навязанные пропагандой конструкты мышления и мания коллективного величия, а также страх перед неизбежными выводами относительно собственного мировоззрения, государства и нынешней власти. Во-вторых, более развитые страны презирают, потому что их ценности какие-то не такие и уж точно хуже наших. Тоталитарным режимам ничего другого, как говорить о своих «особых» ценностях, просто не остаётся, ведь их политика не способна повысить уровень жизни до показателей развитых стран. Нужно же чем-то это компенсировать. Апологет гитлеровского режима Вернер Зомбарт в книге «Торгаши и герои» с гордостью противопоставлял «торгашеский дух» англичан «героизму германского народа». Если твоё государство по объективным показателям уступает другим, а народ необходимо убедить, что оно не просто такое же, а намного лучше других (а как иначе объяснить твою абсолютную власть?), то тебе ничего иного не остаётся, как выдумывать непроверяемое превосходство по неизмеримым показателям. В-третьих, зависть, ненависть и презрение сочетаются с осознанным или неосознанным подражанием до степени карго-культа образу жизни более успешных обществ и желание во что бы то ни стало хотя бы внешне приобщиться к «импортному». Всё это сочетается с обязательным для тоталитаризма двоемыслием. Презрение к бизнесу и его стремлению к прибыли сочетается с воровством с родного завода, служба в полиции - с прослушиванием блатного шансона, мечты о «большой и чистой любви» - с планами выгодного замужества/женитьбы, а бравирование нематериальными ценностями происходит в одном разговоре с обсуждением, что, где и как можно урвать и восхищением людьми, которые «своего не упустят» и «всё в дом, всё в дом»…
Продолжение в следующем посте

НЕТ ВОЙНЕ!

диктатура, война, Путин, #нетвойне, Украина

Previous post Next post
Up