Art. Видение" Михаила Нестерова...

May 19, 2019 01:23


"Жить  буду не я. Жить будет "Отрок Варфоломей". Вот если через тридцать,  через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям  - значит, он живой, значит, жив и я..."





19 мая - Родился Михаил Нестеров (1862-1942), русский и Советский художник…

Из мемуаров "Давние дни" Михаила Нестерова о процессе создания картины "Видение отроку Варфоломею":

"Я  прямо поехал в Москву. Повидал кое-кого из приятелей и уехал в Хотьков  монастырь. Нанял избу в деревне Комякине, близ монастыря, и принялся за  этюды к "Варфоломею".
Свернуть



"Видение отроку Варфоломею" (1889 год)

Окрестности  Комякина очень живописны: кругом леса, ель, береза, всюду в прекрасном  сочетании. Бродил целыми днями. В трех верстах было и Абрамцево, куда я  теперь чаще и чаще заглядывал.

Ряд  пейзажей и пейзажных деталей были сделаны около Комякина. Нашел  подходящий дуб для первого плана, написал самый первый план, и однажды с  террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам  представилась такая русская, русская осенняя красота.

Слева  холмы, под ними вьется речка (аксаковская Воря). Там где-то розоватые  осенние дали, поднимается дымок, ближе - капустные малахитовые огороды,  справа - золотистая роща. Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для  моего «Варфоломея» такой, что лучше не выдумать.

И  я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им  любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством  «подлинности», историчности его: именно такой, а не иной, стало мне  казаться, должен быть ландшафт. Я уверовал так крепко в то, что увидел,  что иного и не хотел уже искать.

Оставалось  найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду  приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру  старца. Писал детали рук с дароносицей и добавочные детали к моему  пейзажу - березки, осинки и еще кое-что.

Время  шло, было начало сентября. Я начал тревожиться, - ведь надо было еще  написать эскиз. В те дни у меня были лишь альбомные наброски композиции  картины, и она готовой жила в моей голове, но этого для меня было мало. А  вот головы, такой головы, какая мне мерещилась для будущего  преподобного Сергия, у меня еще не было под рукой. Повторялось то, что с  «Пустынником», когда скрылся из моих глаз отец Гордей. Я не решался  начать картину, не имея под рукой исчерпывающего материала.

И  вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с  большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную.  Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий.

Я  замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне:  это и был «документ», «подлинник» моих грез. Ни минуты не думая, я  остановил девочку, спросил, где она живет, и узнал, что она комякинская,  что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что ее, девочку, зовут  так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идет  туда-то. На первый раз довольно. Я знал, что надо было делать.



Художники  в Комякине были не в диковинку, их не боялись, не дичились, от них  иногда подрабатывали комякинские ребята на орехи и прочее. Я отправился  прямо к тетке Марье, изложил ей все, договорился и о «гонораре», и  назавтра, если не будет дождя, назначил первый сеанс.

На  мое счастье, назавтра день был такой, как мне надобно: серенький,  ясный, теплый, и я, взяв краски, римскую лимонную дощечку, зашел за моей  больнушкой и, устроившись попокойнее, начал работать.

Дело  пошло ладно. Мне был необходим не столько красочный этюд, как тонкий,  точный рисунок с хрупкой, нервной девочки. Работал я напряженно,  стараясь увидать больше того, что, быть может, давала мне моя модель. Ее  бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами  прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим будущим отроком  Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки,  такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашел не  одно лицо Варфоломея, но и руки его.

В  два-три сеанса был сделан тот этюд, что находился в Остроуховском  собрании. Весь материал был налицо. Надо приниматься за последний эскиз  красками. Я сделал его быстро и тут же нанял себе пустую дачу в соседней  деревне Митине. В половине сентября переехал туда, развернул холст и,  несмотря на темные осенние дни, начал рисовать самую картину. Жилось мне  в те дни хорошо. Я полон был своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в  атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда.

Начались  дожди, из дому выходить было неприятно, перед глазами были темные,  мокрые кирпичные сараи. Даже в Абрамцево нельзя было попасть, так велика  была грязь. И лишь на душе моей тогда было светло и радостно. Питался я  скудно. Моя старуха кухарка умела готовить только два блюда - кислые щи  да кашу.

Так  я прожил до середины октября. Нарисовал углем картину и за это время  успел убедиться, что при такой обстановке, один-одинешенек, с плохим  питанием, я долго не выдержу, - и решил спасаться к моим уфимцам. Они  рады были повидать меня после заграницы и предложили мне все самые  заманчивые условия для писания картины: наш зал с большими окнами,  абсолютную тишину, спокойствие. О питании не нужно было и говорить - оно  там было всегда поставлено прекрасно.

Я,  недолго думая, свернул свою картину на скалку, расплатился за квартиру,  распрощался со своей стряпухой и уехал в Уфу, тогда уже по железной  дороге.



Незаконченный вариант картины

Радостная  встреча, расспросы о том, что не написалось в письмах из Италии,  Парижа. Скоро картина была натянута. Снег в Уфе выпал рано, в начале  ноября, свет был прекрасный, и я начал своего «Варфоломея» красками.  Полетели дни за днями.

Вставали  мы рано, и я после чая, тотчас как рассветет, принимался за картину. Я  не был опять доволен холстом, слишком мелким и гладким, и вот, однажды,  когда была уже написана верхняя часть пейзажа, я, стоя на подставке,  покачнулся и упал, упал прямо на картину!

На  шум прибежала сестра, а потом и мать. Я поднялся, и все мы увидели, что  картина прорвана - большая дыра зияла на небе. Мать и сестра, видя меня  таким смущенным, а еще больше - пробитую картину, не знали, как помочь  делу, как подступиться ко мне.

Однако  первые минуты миновали. Ахать было бесполезно, надо было действовать. Я  тотчас же написал в Москву в магазин Дациаро, прося мне спешно выслать  лучшего заграничного холста известной ширины, столько-то. Написал и стал  нетерпеливо ждать посылки. Время тянулось необыкновенно медленно. Я  хандрил, со мной, не зная, что делать, не рады были, что и пригласили  меня. Однако недели через полторы пришла повестка, и в тот же день я  получил прекрасный холст, гораздо лучший, чем прорванный. Я ожил, ожили и  все мои вокруг меня.
Скоро  я перерисовал картину наново и взялся за краски. Как бы в воздаяние за  пережитые волнения, на новом холсте писалось приятней. Он очень мне  нравился, и дело быстро двигалось вперед.



В  те дни я жил исключительно картиной, в ней были все мои помыслы, я как  бы перевоплотился в ее героев. В те часы, когда я не писал ее, я не  существовал и, кончая писать к сумеркам, не знал, что с собой делать до  сна, до завтрашнего утра.

Ходить  в гости не хотелось, и лишь изредка я ездил кататься, заезжал в Старую  Уфу, в маленький домик с мезонином, где шесть-семь лет назад я так  счастливо проводил летние дни и вечера. Но там все было другое, теперь  мне почти чужое, и я ехал домой... Кучер старался показать, как резво  бегут у него кони, пускал их полной рысью, и я, весь закиданный снегом,  прозябший на морозе, возвращался домой к вечернему чаю. И снова все мои  за столом, в тепло натопленной горнице, говорим о картине, о завтрашнем  рабочем дне, а то я уносился в воспоминания об Италии, и меня слушали не  наслушивались...

Проходила  длинная ночь, утром снова за дело. А дело двигалось да двигалось. Я  пишу «Варфоломея», его голову - самое ответственное место в картине.  Удастся голова - удалась картина. Нет - не существует и картины.

Слава богу, голова удалась, картина есть. «Видение отрока Варфоломея» кончено...

Кроме  своих, которым после успеха «Пустынника» все, что ни напишу, нравится,  нравится и посторонним, хотя, быть может, они и восхваляют меня из любви  или на всякий случай. Один А.М.П. - купец с университетским  образованием и большим самомнением, хотя и неглупый, забавно и цинично  вышутил бедного «Варфоломея».

Пора  собираться в Москву. Там просмотреть картину в раме, и что бог даст.  Провожаемый самыми добрыми напутствиями, я уехал, забрав картину. Что-то  будет...

В  те дни приснилось мне два сна. Первый такой: высокая, до самых небес,  лестница. Я поднимаюсь по ней все выше и выше - к облакам... и  просыпаюсь. Утром рассказываю сон матери.

По ее мнению, сон хорош: я буду иметь успех с «Варфоломеем», он вознесет меня и т.д.
Второй  сон таков: «Варфоломей» в Третьяковской галерее. Висит в Ивановском  зале - на стене против двери от Верещагина. Повешен прекрасно, почетно.  Через год после этого сна, когда картина уже была в галерее, я из Киева  приехал в Москву, пошел в галерею. Иду через ряд зал к Иванову и вижу  «Варфоломея» висящим как раз на той самой стене Ивановской залы, как я  видел его во сне, когда кончал картину в Уфе.

Странные два сна, указывающие на то, в каком напряженном состоянии были мои нервы в то время...

В  Москве поместился в тех же номерах, что и год назад. Принесли раму,  вставили в нее картину. Выглядит «Варфоломей» в раме неплохо. Жду  приятелей...



Нестеров с дочерью

Узнали,  что привез картину, потянулись один за другим смотреть. Пришел Левитан.  Смотрел долго, отходил, подходил, вставал, садился, опять вставал.  Объявил, что картина хороша, очень нравится ему и что она будет иметь  успех. Тон похвал был искренний, живой, ободряющий. Левитан сказал, что у  него уже был Павел Михайлович (Третьяков - Ред.), хвалил вещи и спрашивал, приехал ли я. Начало неплохое...

Каждый  день бывал кто-нибудь из художников, и молва о картине среди нашей  братии росла и росла, пока однажды утром не пожаловал сам Павел  Михайлович. Я был к этому подготовлен и ждал его со дня на день.

Бегу  на телеграф, посылаю радостную весть в Уфу, и сам, счастливый и  довольный, еду к Левитану. У него тоже все хорошо. Павел Михайлович был,  взял и у него что-то. Собираемся и едем большой компанией в Петербург.  Мы, тогдашняя молодежь, еще экспоненты, подлежим суду, и строгому,  членов Товарищества. Многие из нас будут через несколько дней, быть  может, забракованы, и кто здесь, в этой зале, останется - одному богу  известно.

День  этот настал. Вечером суд. Мы, экспоненты, томимся ожиданием где-нибудь в  квартире молодого петербургского приятеля, на этот раз у Далькевича, на  его мансарде. Я нервничаю, хотя общее мнение таково, что я обязательно  буду принят. Однако есть признаки и плохие: отдельные влиятельные члены -  господа Мясоедов, Лемох, Маковский, Волков и еще кто-то - моей картиной  недовольны, находят ее нереальной, вздорной, еще хуже того -  «мистической».

Наконец  часу в первом ночи влетают двое: Аполлинарий Васнецов и Дубовский,  молодые члены Товарищества, и провозглашают имена тех, кто принят. Все  присутствующие попали в число их, и я тоже. Радость общая. Не помню,  было ли на радостях выпито, или так посидели и разошлись..."

https://sandinist.livejournal.com/573872.html

живопись, художники, Нестеров

Previous post Next post
Up