Тайна Совета по внешней и оборонной политике. Про Караганова.

Nov 01, 2017 21:15



Тайна Совета по внешней и оборонной политике

Илья Мусоргский

Профессор-политолог Сергей Караганов - человек столь же известный в московской политтусовке, сколь и загадочный, поэтому его жизненный путь стоит проследить чуть поподробней. Все знают, что он видный ученый, блестяще образованный человек, влиятельный политик, никогда не испытывающий недостатка в деньгах. Но мало кто доподлинно может сказать, чем на самом деле Сергей Александрович занимается, как зарабатывает деньги, котируется ли в научном мире и повлиял ли за свою карьеру хоть на одно серьезное решение власти. Комментируя в СМИ то или иное политическое событие, г-н Караганов обычно представляется членом Президентского совета, хотя не секрет, что Президентский совет не собирался года три, то есть давно существует исключительно на бумаге.
"Кремлевский советник" слепил себе имя и скромное состояние главным образом на блефе. Он не просто сделал блеф основной пружиной своего продвижения по социальной лестнице, но возвел его в степень искусства. Сергей Караганов мог бы, наверное, стать одним из самых высокооплачиваемых в России специалистов по public relations, если бы не одно "но". Кто бы ни платил профессору, Караганов всегда работает только на Караганова. Интересы клиента - даже не на втором, а где-то на третьем плане, не более чем вспомогательный инструмент. А такой подход, как правило, рано или поздно начинает раздражать платежеспособного заказчика...



Первый шаг к вершинам славы Караганов делает в 1992 году. Он создает общественную организацию с громким названием - Совет по внешней и оборонной политике (СВОП). И ничего, что членами организации становятся большей частью отставные военные, средней руки ученые и образованные, но малоденежные бизнесмены. Название структуры говорит само за себя. Непосвященные (а их всегда больше) искренне убеждены, что СВОП - мощная государственная структура, вероятно, где-нибудь при президенте, призванная определять внешнюю и оборонную политику страны. Периодически члены этого осовремененного "Союза меча и орала" собираются на сходки в пансионате "Лесные дали", ведут умственные беседы, устраивают брудершафты...

С тех пор по Москве который год расползаются слухи, что Караганов со дня на день станет замминистра то ли обороны, то ли иностранных дел, а то и вовсе министром, что он отказался от якобы предложенной ему в свое время должности пресс-секретаря президента, по-товарищески уступив это место Сергею Ястржембскому, а жену последнего Татьяну заодно пристроил на "теплое место" и т. п. Правда, в самих министерствах, а также в аппарате правительства и президента подобные сведения ни разу не подтверждали, но это не беда: слухам все равно начинают верить даже искушенные и информированные люди, и Караганов набирает очки.

Один из бывших членов редколлегии "Независимой газеты", давясь от смеха, рассказывал автору этих строк, как в преддверии отставки Андрея Козырева (декабрь 1995 года) наш герой настойчиво просил упомянуть его в газете в качестве одного из претендентов на пост главы МИДа. "Тебя же никогда не назначат!" - возразили ему. "Ну и что?!" - парировал глава СВОПа.

Но не славой единой жив человек, даже если он маститый политолог. К тому же чтобы вращаться в свете, да еще и подвизаясь вечным кандидатом в министры иностранных дел великой державы, необходимо было постоянно заботиться о своем туалете, а также сменить ржавую "девятку" на "Ауди А6", более или менее похожую на автомобиль из правительственного гаража, и обзавестись дачей в престижном уголке Подмосковья. А на все это требуются деньги, и Сергей Караганов решил стать "звездой" российского консалтинга.

Профессор создает в партнерстве с бизнесменом Марком Масарским компанию с ограниченной ответственностью и минимальным уставным капиталом. В стиле нашего героя фирме дано красивое многообещающее имя "Федеральное консалтинговое бюро".

Одновременно Караганов становится высокооплачиваемым сотрудником ведущей мировой консалтинговой фирмы Andersen consulting. Правда, ненадолго: уже через три месяца "фирмачи" разочаровались в нем и расторгли контракт. Сергей Александрович очень возмущался и грозил пустить по миру вероломных работодателей, но, узрев новые горизонты, успокоился.

Караганов как руководитель бюро получает от Роскомдрагмета 50 тысяч долларов и заказ якобы на разработку новой концепции российского алмазно-бриллиантового комплекса. На самом же деле, как утверждают бывшие высокопоставленные сотрудники "драгоценного" ведомства, от члена Президентского совета требовались совсем другие услуги. Тогда вовсю разгорался скандал вокруг утраты казной примерно 180 миллионов долларов в результате сомнительной сделки, заключенной главой Роскомдрагмета Евгением Бычковым с компанией Golden Ada международного афериста Андрея Козленка.

Ожидали, что Караганов окажет воздействие на влиятельных в ту пору знакомых в Кремле - профессор с гордостью именовал своими друзьями Виктора Илюшина и Александра Лившица. Эти люди, в свою очередь, должны были удержать карающую руку Бориса Ельцина от подписания указа о снятии Евгения Бычкова и разгоне Роскомдрагмета. Однако политологические изыскания себя не оправдали: Бычков был снят и отдан под следствие, а спустя полгода исчез с лица земли и Роскомдрагмет...

Вообще, лоббизм по-карагановски - весьма любопытный способ зарабатывания денег. Особенно активно и широко профессор политологии стал предлагать "толкаческие" услуги в ту пору, когда Александр Лившиц, которого Караганов всем аттестовал как своего лучшего друга, был назначен вице-премьером и министром финансов. История умалчивает, смог ли "друг министра финансов" протолкнуть хоть одно решение в интересах своих клиентов. Факт лишь то, что с них регулярно требовали уплаты авансов. И правильно: лоббизм - дело кучерявое, и каждая минута, каждая погибшая нервная клетка должны достойно оплачиваться.

Один из последних проектов предприимчивого политолога - попытка лоббировать интересы австралийской золотодобывающей компании Star Mining, желавшей получить лицензию на разработку крупнейшего в России месторождения золота "Сухой Лог". Увы, как и в случае с Роскомдрагметом, результат оказался весьма неутешительным для граждан страны кенгуру. Сейчас Star Mining находится в столь затруднительном положении, что даже ее акции изгнаны с родной Сиднейской фондовой биржи.

Остается лишь надеяться, что не авансы, выплаченные нашему герою, стали источником финансовых проблем неудачливых золотодобытчиков. Характерная деталь: как раз в ту прекрасную пору сотрудничества с австралийцами была, наконец, завершена капитальная реконструкция загородной резиденции главы СВОПа в элитном дачном поселке Баковка.

Как видим, г-н Караганов долго не засиживается за каким-то одним проектом. Утратил всякую убедительность образ "тайного советника вождей", наш герой окончательно изгнан из листинга кандидатов в министры, не сумел стать крупной фигурой в золото-алмазном бизнесе... Между тем большинство его коллег по Президентскому совету уже получили более или менее весомые "портфели" в системе исполнительной власти и перешли к оседлому образу жизни.

И это неудивительно: постепенно окружающие догадываются, что Сергей Александрович - не совсем тот человек, за которого он себя выдает, так что сегодня в глазах реальной политической и деловой элиты он уже прибрел соответствующую репутацию. Однако Караганов не унывает и по-прежнему полон идей. Только теперь он чаще предлагает профинансировать свои проекты не олигархам, а перспективным, но еще не знакомым с нравами "московской тусовки" бизнесменам средней руки. Выбор велик чрезвычайно: пока на российском политическом рынке толчется тьма неискушенных людей, синьоры из общества, такие как Гельман, Павловский и Караганов, всегда в цене.

Караганов, пятая колонна

Previous post Next post
Up