Разбитые в Москве скрижали культуры

Feb 27, 2015 20:20

Оригинал взят у ruskom в Разбитые в Москве скрижали культуры

Возникает вопрос об элементарной компетентности городских властей и конкретных чиновников. А вопрос о Культуре вообще и культуре чиновников по-моему не стоит. Они с ней борются, а не служат.

Я не оставляю темы  о праотце нашем Аврааме, отце Веры, как его назвал апостол. Не оставляю и тем, связанных с историей народа еврейского до переселения его в Египет. Просто сегодня я решил высказаться на тему, которая напрямую лично для меня связана с другим Библейским сюжетом.

Что такое культура? Я не об определениях говорю, а по сути. Говоря о сути, я соглашаюсь с мнением, что культура - это та пленка, которая отделяет Человека от животного. Конечно, она не одна отделяет. Над этой пленкой есть и другие сущности.


Вот слова французского ученого, математика, писателя Паскаля, жившего в XVII веке:

"Все тела, небесная твердь, звезды, земля и ее царства не стоят самого ничтожного из умов, ибо он знает все это и самого себя, а тела не знают ничего. Но все тела вместе взятые, и все умы, вместе взятые, и все, что они сотворили не стоят единого порыва благотворительности и милосердия - эти явления более высокого порядка".

Мы видим, что есть мертвое, над которым есть просто живое и есть живое познавшее себя и остальных. Этот миг познания дает новое измерение, возносит познавшего на высоту… Хотел написать непреодолимую, но это не так. В одну сторону ее преодолеть нельзя. Мертвое и живое неразумное не может сделать этот прыжок. А вот

Человек может и шагнуть назад, хотя уже просто животным стать и не сможет. Но об этом чуть ниже. А пока надо зафиксировать то значение Культуры.

Как писал еще один великий мыслитель Честертон в своем «Вечном человеке», разница между Человеком и лосем в том, что Человек его нарисовал, а лось человека нет.  Мы видим, что Человек познав себя, и тем самым противопоставив себя остальному и стал Человеком. И Культура это как раз то, что фиксирует это отделение.

Итак, есть эта пленка, есть что-то над ней. О том, что над ней, и о связи этого с культурой и всем что под ней, можно говорить долго и отдельно. Об этом, например, пишет в цикле статей «Четвертый этаж» С. Кургинян.

Но главное не в этой сложности, не во всех взаимосвязях между того что над животным. Главное в том, что Человек становится человеком, в том числе благодаря Культуре. И соответственно перестает им быть, лишившись ее.

Тогда Культура и ее служители становятся носителями высокой миссии! Миссии оформления Человека, возвышающегося над остальным миром. Миссии, сохранении в человеке осознания этой своей роли и судьбы. Культура и ее служители должны тянуть Человека вверх, от животного, от мертвого, от низа.

Только это движение, или даже ее потенция в любом акте творения человеком и делает этот акт Культурным. А все, что ведет книзу, обратно к животному, мертвому, - все это антикультурно. И антигуманно, между прочим, так как расчеловечивает Человека.

Вот очень известный Библейский сюжет. Я понимаю, что верующий и светский человек по-разному воспринимают подобные сюжеты. Для первых, это Откровение. А для вторых… Как раз очень богатый и значимый Культурный памятник, который зафиксировал представления Человека о себе, своем месте в мире и т.д. То есть как раз одна из граней оформления своей надживотности, то есть Культуры. И при этом, памятник, который не просто древний, а очень древний и потому наиболее авторитетный. И не просто авторитетный, а определивший во многом судьбу всего Человечества. Одним словом и для светского и для религиозного человека (а на Библию опираются три основных культа Человечества: иудаизм, христианство, ислам) это не

просто книга, а Книга. Она кстати так и переводится - «Книги».

«В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую… и расположились там станом в пустыне… против горы. Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым…»(Исход 19:1-3) «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей». (Исход 19:18-20) «И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог. И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым …» (Исход 20:21,22) «И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем». (Исход 24:3) «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их». (Исход 24:12)

Я привел такой большой фрагмент, чтобы показать, что Человеку  в той ситуации было все понятно. Есть Высота (Бог, для светского человека Идеал). Соотнесение человека с этой Высотой и делает его Человеком. Это соотнесения накладывает на Человека некие ограничения, отделяющие его в поведении от животных.

Кто-то скажет, что евреи были потомками и Ноя, и Авраама и остальных великих пророков и праотцев. Тогда о каком животном начале идет речь? Да были. Но перед тем как очутиться в пустыне, они провели несколько веков в рабстве. Когда от них отчуждали все то, что делало их "Человеками". В том числе и их Культуру. И в этом деле Египет очень преуспел. Мы видим, как во всем своем скитании евреи, видя ежеминутно  присутствия Высоты в своей жизни, все равно постоянно ропщут и вожделеют чисто животных вещей.

И потому, даже видя дымящуюся гору, куда взошел Моисей для Богообщения, они устав ждать (потеряв новизну восприятия Чуда, то есть как раз то, что сейчас называют клиповым сознанием) сотворяют себе идола.

«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим». (Книга Исход 31:18) «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». (Книга Исход 32:1) «На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть». (Книга Исход 32:6) «И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было…» (Книга Исход 32:15) «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою…»(Книга Исход 32:19)

Далее следует сюжет с наказанием народа Богом и заступничеством Моисея. Тут надо остановиться. Итак, Пророк несет Нечто от Высшего, к человеку. Несет то, что сделает его Человеком. А человек вожделеет животного, то есть противного тому, что несет Пророк. Видите - какая тонкая пленка, отделяющая животное начало и человеческое! И как важна роль служителей культуры, дабы сохранить эту пленку!

У Моисея, опускаются руки. Он разбивает послание Высшего. Он хочет уйти от возложенной на него миссии очеловечивания человека. А какие были у него варианты.
1 Послать все куда подальше и довольствоваться тем, что он сам причастен к Высшему.
Моисей этого сделать не может. И потому что у него миссия. И потому что ему нужен народ. А раз нужен, то народом надо заниматься.
2  Занимаясь народом, можно начать играть на его уровне, пониженном и почти зверином. То, как и сделал брат Моисея Аарон. Ведь это именно он возвел им Золотого Тельца.
Примерно тоже самое делают современные деятели «культуры» предлагающие узаконить мат в искусстве. Во главе с главным самоназначенным «бесогоном» Н. С. Михалковым.
3 Занимаясь народом можно и нужно снова тянуть его вверх.

«И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы…»(Книга Исход 34:1,2)

То есть Бог (Высшее) призывает Пророка (служителя) начать все заново. Потому что только так может состояться Человек. В этом и только в этом роль культуры и ее служителей. Тянуть и тянуть вверх. Не понижать планку, а все время повышать и вести туда Человека.


А что же мы видим на практике. О подлянке с матом я уже сказал. Но это так сказать, неслучайная флуктуация в этой уже дважды (в перестройку и 1993 году) предавшей свое служение  и свой народ интеллигенции. А что же государство, которому нужен именно Человек? Потому что именно Человек может что-то созидать а не только потреблять.

Удивительно, но именно от государства и идет главный посыл расчеловечивания. Именно от власти следует требования постоянного следования вектору рыночности в вопросах культуры. А что такое рынок - это перенос на поле человеческой деятельности законом животных. Борьба за существование, война всех против всех, где выживает «сильнейший». Что же это такое как не расчеловечивание на уровне схем организации общественной жизни!

Какие есть каналы хранения и трансляции Культуры Человеком между поколениями? Образование и наука, музеи и библиотеки. Добавим сюда еще одну социальную сферу - медицина и поглядим, что там происходит.

А там происходит одно и то же. Туда варварскими методами насаждается животного начало - рынок. А это неминуемо приводит нас к потери всех этих сфер. Нас лишают культуры и медицины. Лишают под разговоры о необходимости самоокупаемости культуры и медицины. Мне всегда хотелось спросить, а сами чиновники, любящие хорошие машины, кабинеты и т.д. затеявшие все эти гадости - по своей же в моем понимании ущербной логике они сами то самоокупаемы?
Исаак Калина - глава департамента образования г. Москвы.
Леонид Печатников - заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социальной политики, который и стоит за реформой системы здравоохранения в Москве.  http://gazeta.eot.su/article/kto-proigravshie
Сергей Капков - глава департамента культуры г. Москвы.

Меня конечно в этом списке больше интересует гр. Капков. Верней не он сам, а его деятельность. Я вчера писал о всякого рода

провокациях типа музея ГУЛАГа и памятника жертвам политических репрессий. Тут Капков спешит все это взять под свой контроль и эффективно освоить средства. Правда, тут непонятно как быть с рентабельностью «проектов». Но, видимо, когда речь идет о бескультурье  и его внедрении в Москве, это заклинание о рынке и рентабельности отходит на второй план. А вот когда речь заходит о настоящей Культуре тут снова эта варварская дубина используется на полную.

Страна готовиться встретить 70 лет Великой Победы. Выделяются средства, осваиваются фонды. Чиновники рапортуют о своих успехах в этом освоении и т.д. Интересно, а гр. Капков, включит в  свой доклад о проделанной работе уничтожение библиотеки-музея поэта победы А. Т. Твардовского?

Есть Библиотека-Культурный центр А.Т. Твардовского по адресу Кутузовский пр-т 3. Она находится в здании кем-то когда-то приватизированным. Сами понимаете, какое это место с точки зрения звериного - рынка. Но для не варваров понятно, что все остальные организации в этом доме и владелец этого здания  - все они второстепенны по отношению к Культурному центру. Верней так должно быть в культурной стране. При нормальных культурных чиновниках от культуры. В нормальном культурном городе.

Но видимо, Россия и Москва к числу таковых не относится. И гр. Катков увы тоже. Потому что в погоне за рентабельностью культуры вся эта цепочка служителей (нет не культуры, а того самого Тельца Золотого) решила и библиотеки делать рентабельными. И в этой самой погоне за (не культурой, а рентабельностью, то есть Тельцом) вышло так, что Библиотека-Культурный центр А.Т. Твардовского проигрывает. Собственник с какой-то варварской радости выставляет несусветный счет за площади, которые занимает библиотека. А Правительство Москвы, вместо того, чтобы объяснить собственнику кто есть он, и кто Твардовский и Культура вообще, пожимает плечами и ликвидирует библиотеку. Что поделаешь рынок (то есть животная жизнь).

Действительно, что поделаешь. Объяснить что-то собственнику чиновники не могут. Нет, могут, и успешно это делают, когда им это надо. Но тут видимо не надо. И денег найти не могут. На бредовые музеи и памятники деньги есть. А не Твардоского, великого советского и русского поэта - денег нет.

Ну даже если так. Оставим это на совести чиновников. Не могут, не хотят. Бог им судия. Перенести этот музей поэта можно? Обещают подумать. Но сперва его ликвидируют. Интересно, а чиновники переезжают в свои чиновничьи кабинеты по той же схеме. Сперва на улицу, а потом если найдется в кабинет? Конечно же, нет! Они же себя ценят выше, чем память великого поэта. И вопрос собственной рентабельности их тут уже не волнует.

Итак, все, что можно было сделать по уму (исходя из заботы об интересах граждан, страны, города, своего департаменты и Культуры) не сделано ничего.
1 Переговоры с собственником не проведены, а если проведены, то не настолько хорошо, чтобы он осознал что ему выпала честь иметь в своем здании Центр Твардовского.
2 Деньги на Центр не найдены. А на всякую несвоевременную глупость типа памятника они почему то находятся.
3 Новое помещение под Центр не выделено. А библиотеку уже ликвидируют.

Возникает вопрос об элементарной компетентности городских властей и конкретных чиновников. А вопрос о Культуре вообще и культуре чиновников по-моему не стоит. Они с ней борются, а не служат.
Источник.

культура, Капков, Москва

Previous post Next post
Up