У России есть тоже шанс. Вернуться самой на пути Божии, следования смыслам, своей судьбе. Шанс есть, но ощущения готовности его реализовать и сделать окончательный выбор, как это сделал Авраам, такого ощущения нет. Хочется и от плотского не отказаться, и Бога (историю) не обидеть!
В дни однодневных постов на мясопустой недели Евангелие в храме не читается. Предуготовляясь к Великому Посту, христианин обращает свой взгляд назад, к Ветхозаветной Истории Человека и его отношениям с Богом.
В прошлый раз
я коснулся судьбы Ноя и его сыновей. Правда, в тексте я допустил ошибку. Авраам не проклинал Хама. Потому, что не мог проклясть того, кого благословил Бог. А Бог благословил все семейство Ноя, вышедшее из ковчега. Потому Ной проклинает весь род Хама, начиная с его сына Ханаана.
Сегодня я хочу обратиться еще к одному Великих Праведников и Пророков праотцу нашему Аврааму.
Между Ноем и Авраамом не такой уж большой исторических интервал. Но для человечества и его было достаточно, чтобы люди в большинстве своем утеряли знание об Истинном Боге. Соблазн плотского, того, к чему призывал живущий в человеке грех был очень велик.
Кстати, именно этот же призыв лежит в основе буржуазной культуры. Положив в основу своих концепций приравнивания человека пусть и социального но животного, а истории к процессу вечной борьбы за средства существования, - Модерн и его идеологи перевели процесс обмирвщление Человека в стремительное русло. Человек именно по определению буржуазных мыслителей и философов (Геккель, Гизо, Тьери, Минье, Спенсер) полностью предопределен животным началом, ограниченным в той или иной степени социальным. Завершил изгнание Бога из жизни Человека - Ницше.
При этом парадоксально, но некоторые из них ссылались на Дарвина, который никак не хотел сводить человека только к этим двум началам. А наоборот утверждал, что человека выделяет над животным миром способность к любви и взаимопомощи. Даже
Адам Смит, "священная корова" буржуазных мыслителей, оставлял место гуманизму, то есть чему-то высшему чем эти животное и социальные обусловленности в своих концепциях описания буржуазного общества.
Но все это было отброшено! Было объявлено, что все сводится к борьбе всех против всех и социальный «дарвинизм» (хотя Дарвин к этому не имел никакого отношения) был объявлен как неотменяемый закон жизни человечества.
Единственно кто этому противостал был Маркс. И коммунизм явился как раз ответом на это унизительное низведение человека к животному началу.
Все это потрясающе разобрано
в окончании доклада Кургиняна на Зимней Школе Высших смыслов .
Но вернемся к Аврааму. Один из его предков был Евер
«и в честь него как великого праведника назван, по преданию, народ еврейский. От Ноя к Симу, а далее через Евера к Аврааму перешли основы Богопознания. Собственно говоря, никогда богооткровенная традиция на Земле не прерывалась, и праведный род не пресекался…Важнейшую роль здесь сыграли Сим и Евер, которые были еще живы во дни Авраама (см. Быт. 11, 10-26)». (
Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5,135-136)
То есть Авраам мог еще сам прикоснуться к Живой истории подлинного Богообщения и пребывать в подлинном Богопознании. Может именно поэтому он сохранил в себе некие качества, определившие то, что именно его избрал Господь
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе…»(Быт. 12,1)
Бог призвал Аврааму оставить все: семью отца то есть свой род, город, т.е. все удобства и т.п., среду, т.е. все предопределенности. И даже веру, духовную традицию его рода. По преданию отец Аврааму Фарра, был идолопоклонником, зарабатывал продажей идолов. Более того есть мнение что Фара принадлежал царскому роду и роду жрецов.
Авраам услышал глас Бога и последовал Ему. Это был акт высочайшей веры.
«Бог даже не сказал сначала, куда ему идти…Он требовал абсолютного повиновения, полного доверия, безусловного предания себя в руки Божьи; и посему в Аврааме, который с честью выдержал все испытания, люди доныне видят образец веры, и оттого он именуется «отцом всех верующих» (Римл. 4,11)». (
Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 6, 146-147)
Это был как раз момент проявления готовности сделать окончательный выбор. Оставить все что есть, и уйти только следуя голосу Бога.
Мне кажется, что возможно тут был и еще один аспект. Так как Авраам принадлежал этой цепочке знавших Живого Бога,
то уживаться в социуме все далее отходящем от этого знания было все трудней. Ему было предложено не только идти куда-то (куда точно сказано не было), но и уйти от чего-то.
Может Россия и мы все сейчас находимся в таком же положении? Современный Западный мир наполнен скверной. В нем животное полностью вытесняет человеческое. Западное общество, как пишет Фромм, полностью подчинилось модели - обладать, вместо того чтобы быть. Человек теряет себя. И русскому человеку, тем более верующему такой мир не может быть благим ни в каком проявлении. Сытней есть, но при этом «не быть» - вступает в явное противоречие со словами Спасителя
«Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф. 4:4)
Это было сказано, кстати, сатане, искушавшему Спасителя во время его 40-дневного поста. Великий Пост, еще раз кстати, это некоторая попытка соучастие в этом Посте Спасителя. Свести человека к тому, что он ест, как мы видим это чисто сатанисткая идея. И она отчасти реализована на Западе. И с необычайной настойчивостью навязывается России.
Эту фразу, любят цитировать к месту и нет. Но чаще всего употребляют только первую часть, о хлебе едином. А вот вторую,
показывающею, что Человек живет только будучи сопричастен великим Смыслам, оставляют за скобкой.
А что происходит, когда человеку предлагают отказаться от жизни «хлебом единым» и не дают
никаких Смыслов? Какая-то часть, еще крепче цепляется за «хлеб», то есть плоть. Другая начинает искать смыслы самостоятельно. Но ведь сейчас со смыслами ведется целенаправленная война. Не «хлебом единым», говорит человек и покупает книгу какого-нибудь акунина, улицкой и т.д. То есть приобщается к антисмыслам. Или идет в кино на «Сталинград» и вкушает глумления над историей Отечества. И т.д. Вся культура пост-модерна - это сплошное убивание смыслов.
И вот Россия и мы русские (по духу и культуре) как и праотец наш Авраам видим всю эту мерзость. И слышим глас… Кто Божий, кто Истории…Для меня это одно и тоже. Крым, Донбасс для меня это глас Божий. Но для светских людей это глас Истории. Это обращения к понятиям памяти предков, чести «рода-племени», того что мы называем эгрегором.
Святой Пророк Авраам последовал Гласу и стал родоначальником нового народа, нового Человека.
Он совершил подвиг Веры и его судьба стала с символом, если не синонимом понятию веры: «Три патриарха -Авраам, Исаак, Иаков - суть олицетворение трех добродетелей: Авраам - веры, Исаак - надежды, Иаков- любви…» (
Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 6, 147)
У России есть тоже шанс. Вернуться самой на пути Божии, следования смыслам, своей судьбе. Шанс есть, но ощущения готовности его реализовать и сделать окончательный выбор, как это сделал Авраам, такого ощущения нет.
Хочется и от плотского не отказаться, и Бога (историю) не обидеть!
Но это невозможно! Приняв Крым и солидаризируясь с борьбой Донбасса Россия закрыла себе путь на Запад. Теперь туда мы можем попасть только в виде тушки, готовой к поеданию.
Голос Свыше нам говорит идти! Но мы стоим. Как жена лотова, все оглядываемся на западную Содому. Лот кстати был племянником Авраама. Но он все время надеялся найти компромисс с мiром, в отличие от Авраама.
Это очень напоминает современную Россию.