Оригинал взят у
torbadusta в
Машина, застрявшая во времени Все знают поговорку: «Мудрый учится на чужих ошибках, умный на своих, а дурак ничему не учится». Есть ещё одна категория - советский интеллигент. Для него в принципе не существует понятия «ошибка», он непогрешим и готов отстаивать свою правоту несмотря ни на что.
Последние лет двадцать на постсоветском пространстве и не пахло гражданским обществом, а всё что называло себя таковым плотно сидело на грантах и имело чёткий госдеповский генезис. Это было время вседозволенности, некоторые всё ещё путают её со свободой слова. Как не вспомнить имена таких гигантов мысли как
Басилашвили,
Ахеджакова,
Борис Стругацкий и других особ, приближённых к
lev_sharansky2. Высказывания совестливых интеллигентов поражали своей смелостью, наводили ужас на обитателей Этой Страны, вызывали у «совков и ватников» ностальгические мечты о возрождении карательной психиатрии, не более того.
Но вот, новый поворот и оказалось, что время-то идёт. Публичная солидарность с нацистской хунтой, исполнение песен на захваченной карателями территории Донбасса не нравится очень и очень многим. Более того, эти многие активно выражают своё возмущение. Умный человек быстро бы понял, что мир изменился - в стране уже появилось и активно формируется настоящее гражданское общество. Он посмотрел бы на благословенный Запад, поинтересовался как идут дела у лиц неугодных западному гражданскому обществу, извинился и сделал выводы. Дурак ничего бы не понял, но, как минимум, затаился и притих - даже у дурака есть инстинкт самосохранения. Советский же интеллигент сперва принялся бодаться с отдельным представителем российского гражданского общества,
предложил ему облобызать свои причандалы, а потом стал просить Путина Вседержителя
прекратить внезапно начавшуюся «травлю».
Обращение, видимо, принесло какой-то результат или же поступок Творца просто отошёл на второй план. Но советский интеллигент не был бы таковым, если бы снова не полез в зал героев УПА со своей
новой песней. «Наше говно сошло с ума?» - вспомнив слова Ильича, недоумевает общество? Нет, просто господин Макаревич так долго пел о непрогибаемости, что упустил из виду изменчивость мира, и безнадёжно отстал.
Прошло то время, когда государство было единственным организатором и вдохновителем всех побед, отвечало за всё и с него был весь спрос. Вслед за ним ушло время, когда общество находилось в коме и не реагировало на любые раздражители, как это было во время войны в Чечне. Война на территории бывшей Украины стала тестом на зрелость российского гражданского общества и оно сдаёт этот тест весьма успешно. Влияние общества граждан ощущается и
в тылу и на
фронте, как в реальном, так и в информационном пространстве, иногда умозрительно, а иногда - как в случае с певцом - на собственной шкуре.
Ушла вперёд и оппозиционная эстрада. Исполнив песню в жанре диссидентского рока, Макаревич, что называется, сунулся со свиным рылом в калашный ряд - гадливо и совестливо стало на душе, как из душа окатило. Умами новых поколений правозащитников и борцов за нашу и вашу свободу давно владеют другие, например ВИА «Cannibal Bonner». Эта молодая команда - самый «Смак», рождённый в чаде кутежа на уютной диссидентской кухоньке. Смелая лирика «Cannibal Bonner» не идёт ни в какое сравнение с абажурными завуалированными умствованиями реликта советского песенного автопрома:
Click to view
Click to view
Именно поэтому я выступаю категорически против патерналистской инициативы ряда деятелей, предлагающих
лишить Макаревича государственных наград. К чему этот тоталитаризм и несвобода? Пусть невидимая рука разбудит дремлющие силы рынка. Гражданскому обществу достаточно свободы воздержаться от покупки билетов на концерты Творца, не посещать мероприятия с его участием. Возьмёмся за руки, друзья! Дорогу молодым талантам, а старикам пусть останется почёт в виде цацок из рук проклятого РежЫма.
На самом деле, суть вопроса вовсе не в Макаревиче, а в гражданском обществе, способном обеспечить публичную лояльность к стране среди тех, кто в ней живёт и зарабатывает. Этого не достаточно. Нужна новая творческая элита, которая бы работала не за страх, а за совесть, искренне любила народ и нуждалась в нём гораздо сильнее, нежели в хамоне и пармезане. Решить такую задачу на порядок сложнее, нежели дружно хмыкнуть в адрес потухшей «звезды».
P.S.: Вменяемый разбор последствий "мирных переговоров" с украми см.
тут.