Все что осталось от одного из старейших имений Беларуси, датируемого 16 веком, это парк.
К историческим паркам у меня особенная любовь. Для меня это не просто природа, которую я и так безумно люблю. Для меня это возможность насладиться величием и разнообразием вековых деревьев, окунуться в историю, представить как все было, попытаться среди зарослей и скудных останков парка распознать те самые дорожки, аллеи по которым прогуливались барышни, найти где стоял тот самый замок, беседка. Получается увлекательный полет фантазии, ну чем ни квест, причем совершенно бесплатный с массой потрясающих эмоций и впечатлений.
В этом парке я не впервые, он входит в тройку моих любимых парков, по которому я всегда гуляю, когда еду в Петриков. Каждый раз он разный, он меняется в зависимости от погоды и времени года и никогда он не бывает унылым и грустным. От прогулки по нему всегда становится тепло и радостно.
Въезд в центральную часть парка был фиксирован пилонами с железной брамой, по обе стороны которой стояли здания конюшни выездных лошадей и каретной. За партером округлой формы в глубине парка располагался двухэтажный дворец с шестиколонным портиком на парадном и четырехколонным на восточном фасаде. Здание отличалось богатым декором, скульптурой. За зданиями, на берегу Припяти, был цветник, составлявший передний план живописной панорамы поймы Припяти.
На юго-восточном мысе располагалась двухэтажная беседка (бельведер) в китайском стиле на двенадцати колоннах с изогнутой крышей и флюгером, обвитая девичьим виноградом. Она располагалась в самом живописном месте парка, откуда открывался вид на пойму Припяти.
Так Припять здесь выглядит весной.
На теперешний момент показать нечего, Припять значительно высохла и пейзаж совсем не ах!
Приусадебный парк был заложен в середине 19 века на высокой террасе Припяти. В основу композиции парка был положен принцип раскрытия дальних перспектив с террасы на пойму, в связи с чем он вытянулся вдоль нее более чем на 400 метров.
В конце XIX - начале XX в. в парк привлекается много экзотов. Всего здесь выращивалось удивительное разнообразие древесных растений 63 наименований, среди которых пихта сибирская, пихта бальзамическая, липа крупнолистная, сирень китайская и персидская, уникальный платан кленолистный (единственное известное дерево в Беларуси), каштан посевной, различные сорта акации и многие другие экзотические сорта деревьев. Помимо сохранившихся величественных деревьев, в парке встречается до 32 видов разнообразных декоративных кустарников и редких растений.
Парк пережил сложную историю, неоднократно горел и вырубался. Он использовался как усадьба дома отдыха. Примерно с 1928 г. его территорию занимала Припятская речная флотилия, для которой были построены различные здания. Даже сейчас можно встретить в парке развалины кирпичных строений и многие ошибочно принимают их за старинные развалины, хотя клейма на кирпичах Петриковского кирпичного завода говорят о недавней истории этих построек.
В годы Великой Отечественной войны здесь проходила линия обороны, и спелый древостой, особенно хвойных пород, был почти полностью вырублен (в парке стояла пилорама). После войны парковые деревья служили материалом для восстановления сожженных в годы войны домов местных крестьян.
До наших дней парк дошел в очень видоизмененном виде, но продолжает оставаться весьма живописным уголком Полесья, являясь памятником природы.
На его территории находится братская могила десанта моряков Припятской речной флотилии и партизан, погибших в сражении с вражескими войсками.
В юго-западном углу парка, рядом с фамильными захоронениями располагался небольшой костел (часовня-усыпальница).
Сейчас от него сохранился только фундамент.
Костел ограничивался узким каналом, по которому от спиртзавода возвращалась в овраг, а затем в Припять вода.
Сейчас доброволец энтузиаст, пожелавший остаться инкогнито, пытается окультурить канал в месте его впадения в Припять. Получается неплохо, пользуясь тем, что канал в этом году высох, он немного расширил и углубил устье создав небольшое озеро и соорудил в нем два яруса. Когда канал наполнится водой, она будет литься каскадом в озеро, а затем впадать в Припять. Судя по многочисленным брошенным норам, в канале водятся бобры и чтобы эти милые зверюшки не уничтожили оставшуюся часть парка, прибрежные деревья защитили металлической сеткой.
В этот раз я не просто гуляла и наслаждалась осенними красками парка. Я еще и собирала мусор, которого здесь оказалось немало.
Мусор я никогда не переставала собирать, у меня всегда с собой мешки для него и даже рабочая одежда. Я просто перестала вам его демонстрировать. Но катастрофическое положение с мусором в наших краях и участие в конкурсе
Чисто достопримечательности подвигло меня снова показывать вам фото моих мусорных подвигов и возобновить проект
"Блогер против мусора".
А сейчас будет немного мусора и возмущения о том, что ответственные за этот парк службы им совсем не занимаются, мусор не собирают и халатно относятся к уходу за этим замечательным памятником природы и историко-культурным наследием.
В парке я собрала огромное количество пластиковых бутылок разбросанных повсюду, которые, как оказалось, использовались для сбора березового сока. А это значит, что с весны как минимум, ответственные за уборку парка ни разу не появились для уборки мусора или прибрались только на центральной аллее и как бы дальше и незачем.
Встречался даже мусор в пакетах, любовно выброшенный в канаву у дороги. Я сначала думала на жителей поселка рядом с парком, но после сбора оказалось, что там содержится исключительно отдыхательно-бухательно-запивательно-развлекательный набор. Благодарные туристы отблагодарили парк за гостеприимство своим щедрым подношением).
А вот небольшая стояночка для автомобилей. Табличка на входе в парк гласит, что въезд в него запрещен, вот туристы и развлекаются не отходя от своих машин.
Замечено, что чем прекраснее и живописнее пейзаж, тем больше мусора оставит после себя турист. Это наверное своего рода метка. Как собаки поднимают лапу помечая территорию, так и эти аборигены таким образом помечают свою территорию. Одним словом гадят, чтобы другим неповадно было любоваться красотой в этом месте. Но как и в животном мире, метки одних животных не мешают другим ставить свои метки поверх этих и полновластно пользоваться помеченной территорией. Они будут сидеть и есть шашлычки облизывая пальцы рядом с воняющей кучей мусора. Я бы так не смогла. Дикий диссонанс созерцания прекрасного и ужасного рождается во мне и я этот мусор всегда убираю, чтобы восстановить душевную гармонию и потом спокойно наслаждаться и восторгаться прекрасным.
Всего-то 4 часа и убрано около 70% парка, зачищены основные проблемные зоны. Теперь можно приезжать и наслаждаться его красотой. А если вдруг найдете мусор, есть места где он скорее всего остался, забирайте его с собой и пишите отчет в конкурс "Чисто достопримечательности"). А если нет, то я в следующий раз сама уберу, ведь и новый мусор опять появится.
Еще больше фото в конкурсе
"Чисто достопримечательности" Итоги неутешительные, 4,5 120 литровых мешка вывезены в два захода на свалку. Очень хочется отметить полное отсутствие урн и мусорных контейнеров в радиусе, как минимум, десяти километров, поэтому мусор пришлось везти на свалку, которая в свою очередь тоже нуждается, чтобы в вопросе ее существования кто-нибудь плотно разобрался, так как она находится в непосредственной близости с Припятью, а организовали ее, не спрашивая разрешения, дачники. Наши местные органы подхватили удивительную идею несанкционированной свалки, раз свалка есть, зачем ее ликвидировать, будем туда свозить мусор с ближайших поселков и развивать ее до вселенских масштабов. Про свалку меня слезно просили написать и показать местные жители, которым не очень нравится то, что на ней происходит. Но мусор на нее они все-таки везут, так как больше некуда.
Вот собственно эта свалка.
А вот еще одна свалка, не доезжая до свалки. Кому-то было лень доехать 10 метров.
Очень надеюсь, что нужные люди это все увидят и помогут разобраться с вопросом мусора в парке и со свалкой.
По традиции красивой фотографии в конце сегодня не будет, а только вот что:
Информация о парке взята из статьи А. Т. Федорука в книге "Садово-парковое искусство Белоруссии" 1989 г.