Борьба учёных за сохранение российской науки и Российской академии наук, её своеобразного штаба, продолжается. Наукограды Пущино и Протвино требуют: отправить в отставку министра образования и науки РФ Д. Ливанова, разработать программу развития, а не разрушения РАН и всей отечественной науки, не допускать Высшую школу экономики к экспертизе планов и проектов, связанных с судьбами отечественной науки. Как сообщала «Правда», стачком пущинских учёных обратился ко всему научному сообществу с призывом поддержать эти требования. Эту позицию одобрили десятки учёных. Объединённый профком РАН предупредил, что он тоже может потребовать отставки с министерского кресла очередного погромщика науки. 1 мая учёные Пущина вышли на организованную коммунистами демонстрацию с требованиями спасти российскую науку. И вот сейчас большая группа известных учёных решила, что необходимо хотя бы заочно прочитать лекцию по науковедению для президента В. Путина.
УЧЁНЫЕ В СВОЁМ ПИСЬМЕ сообщают президенту, что наибольшие успехи в науке «и максимальный коэффициент полезного действия работы специалистов имели место на этапе, когда большую роль играли наличие массового образования и плановый характер организации производства». Они напоминают, что наибольший КПД у науки был при так называемом кейнсианском капитализме на Западе и при плановом типе производства и массовом образовании в условиях социалистической системы в СССР». По мнению специалистов, «нынешний спекулятивный западный капитализм ведёт к рецессии мировой экономики и другим катастрофическим последствиям. Следование концепции узкоэлитарного образования и узкоэлитарного научного сообщества приводит к созданию многих научных фикций».
Но именно в этом «суть реформ, затеянных министерством образования и науки». У Запада заимствуется не опыт творческого развития науки, приводивший к успехам и «основанный на плановом подходе и массовом образовании, а опасные новинки по типу мыльного пузыря, результатами которых становится развитие спекулятивной антинауки».
В своей заочной лекции президенту учёные объясняют, что прибыльность не может быть главным критерием в науке. Для неё сиюминутная добыча денег - это «непозволительно низкий критерий, так как он способен привести к её оголению, к существенному вымыванию из науки человеческого капитала, порождает перегибы с сокращением кадров, увольнениями, ведёт к патологической элитаризации науки. И тогда она лопается, как мыльный пузырь. Ливановская реформа науки идёт по этому гиблому пути!»
Дело в принципиальной научной и юридической неправильности курса реформ. Так и в добыче нефти для временщиков выгоднее выкачать нефть с поверхностных пластов месторождений. Но следует иметь в виду то, что таких запасов нефти хватит, может быть, лишь лет на двадцать. Поэтому стратегически целесообразнее и экономичнее одновременно добывать нефть и из более глубоких слоёв, так как потом её добыча из пластов глубокого залегания потребует гораздо больших затрат. Нечто подобное происходит с «добычей» результатов в науке.
Ликбез науковедения состоит в том, что в науке требуется масса высококвалифицированных людей для проведения технологической работы, при том, что генераторами идей выступают лишь несколько процентов сотрудников. И «та численность РАН, которая ныне существует, даже мала для такой великой страны. Например, маленькая Финляндия тратит на биологию и привлекает к исследованиям в этом направлении человеческие ресурсы, сопоставимые с научными штатами во всей России. Концентрация тем и направлений в науке требует для обеспечения успеха на важнейших направлениях некоего критического уровня численности научных сотрудников, ниже которого наука будет необратимо разваливаться».
Соревнование вузовской науки и науки РАН нужно, но оно даст результат, когда сможет стимулировать ту и другую. Предпосылкой их успешного соревнования должно стать серьёзное развитие обеих научных ветвей, а не их противопоставление.
Учёные объясняют президенту РФ, что «нужно также учитывать социальные последствия различных нововведений. Недопустимы планы минобрнауки, предусматривающие увольнение 30% сотрудников РАН, тем более такие планы, которые никак не увязаны с реальным вкладом в науку отчисляемых людей: их отчисляют, как говорил как-то президент, «для галочки».
Ведущие сотрудники РАН в своей «лекции президенту» аргументированно доказывают, что на пост главы министерства образования и науки РФ следует искать человека, который имел бы качества, необходимые для сохранения опыта и человеческого капитала и в РАН, и вузовской науке. Науке не нужен тип руководителя по «поверхностной добыче научных данных», который воплощает нынешний министр Д. Ливанов. Они рекомендуют президенту РФ провести серьёзную общественную дискуссию об основных направлениях и способах развития отечественной науки.
Заочную «лекцию президенту РФ» подписали: член президиума РАН, директор Биологического научного центра РАН академик РАН А.И. Мирошников; директор Института проблем фундаментальной биологии РАН академик РАН В.А. Шувалов; председатель объединённого профкома г. Пущино, старший научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН кандидат биологических наук Е.Н. Ильясова; заместитель директора Радиоастрономической станции Физического института РАН им. Лебедева доктор наук И.Ф. Малов; заведующие лабораториями Института биофизики клетки РАН доктора наук В.П. Зинченко и Н.Н. Хечинашвили, В.П. Катушенко, А.Н. Федотчев; заведующие лабораториями Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН доктора наук Э.И. Лежнев, Д.А. Мошков, В.И. Брусков, Ю.Н. Корыстов; методолог Дома учёных биологического научного центра г. Пущино, старший научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН кандидат наук А.М. Тараненко; член профкома наукограда г. Пущино, старший научный сотрудник Института биофизики клетки РАН профессор С.С. Юров и другие. Всего 24 человека.
http://gazeta-pravda.ru/content/view/14489/79/