Я никогда особенно не интересовалась керамикой. Мне нравился лишь изящный фарфор. Хотя расписная керамика со своими жизнеутверждающими цветами , не скрою, всегда вызывала моё восхищение. Впрочем, как и деревянная хохлома.
В начале этого года мне довелось попасть в Музее тканей в Прато на экскурсию по выставке " Керамика и ткани. Два вида тосканского искусства в эпоху Возрождения". Кроме музея тканей в экспозиции выставки принимал участие музей керамики из Монтелупо -Фьорентино.
Оба музея подобрали предметы , датируемые 14-16 веками, с узорными элементами, которые были использованы как в рисунках тканей, так и в росписи керамических изделий. Получился своеобразный диалог между двумя лучшими тосканскими производствами в эпоху Возрождения .
Мне очень запомнился элемент листочка петрушки на тарелке и на скатерти. Тарелка по нашим меркам была наипримитивнейшая. В 14-ом веке это , оказалось, было предметом роскоши, доступном только знатным синьорам.
А остальные люди? Вот тут-то и стала всплывать информация о том, что в качестве тарелок служили куски хлебы и даже целые круглые хлебные формы. Традиционная тосканская Риболлита - прямое доказательство отсутствия индивидуальных тарелок в средневековье. Не буду останавливаться на истории Риболлиты. Можно посмотреть
здесь Насколько же интересно было узнать, что особенность тосканской кухни повторно использовать хлеб в качестве одного из ингредиентов блюд, родилась в связи с дефицитом.)))
Сколько гениальных рецептов родились в дефицитные времена в СССР?!
Чтобы не занимать дорогое место во френдленте, сразу перейду к сути моего поста. Какой ? Да к той, что кулинару "по должности" нужно интересоваться кастрюльками, тарелками, скатёрками и т.д. А уж поднять крышечку горшочка , в котором варилась похлёбка , которая сама стала историей... Одним словом, как только я узнала про фестиваль керамики в Монтелупо, то меня могло остановить только... К счастью, землетрясения не случилось.
Город Монтелупо- Фьорентино находится в двадцати километрах от Прато, поэтому дорога туда в воскресенье после обеда да по свободным от траффика дорогам заняла не более получаса.
Город удивил нас сверкающей чистотой и ухоженностью. Исторический центр с типичными тосканскими домами окружён кварталами с современной архитектурой очень оригинальных решений. Говорят, что в Монтелупо любят переселяться отошедшие от дел итальянские олигархи средней руки. Фотографировать город не входило в мои планы.
Этот город, рождённый как маленькое укрепление недалеко от Флоренции, обязан своим расцветом производству майолики. Особенно в первой половине 16-ого веков, когда превратился в центр производства керамики для герцогов Медичей и других тосканских семей.
Амброджианская вилла Медичей , до сих пор украшающая Монтелупо, построена на месте слияния рек Арно и Пезы. Обилие вод этих рек , запасы глины и огонь печей , в которых обжигалась керамика, буквально слепили историю этого городка. Керамика из Монтелупо по торговым путям развозилась по всем частям света. Черепки монтелуповской посуды производства той эпохи были найдены даже на Кубе.
В 17-ом веке чума и экономический кризис !!! значительно сократили производство керамики. Только в начале 20-ого века была возрождена былая слава Монтелупо, благодаря старинной фабрике Фанчьюлаччи , на которой работали известные художники и дизайнеры.
В настоящее время керамическое производство является самой важной частью экономической и культурной жизни города.
Не случайно главное событие года в городе , фестиваль керамики, проводился уже в 19-ый раз. Восемь дней фестиваля предлагали обширнейшую программу , позволяющую обычному туристу, как я, и специалисту в области керамики найти интересные мероприятия.
Два дня перед музеем керамики проходила выставка ФОРМЫ ЗЕМЛИ , в которой приняли участие более сорока итальянских и иностранных художников-керамистов .
Я постаралась сфотографировать самые интересные экспонаты выставки. А удалось мне их сфотографировать, как ни странно, благодаря ЖЖ.
День был супер жарким. Керамика второй раз обжигалась под палящим солнцем, а владельцы экспонатов сидели в тени под портиком музея керамики. Но, как только кто-то из туристов пытался сфотографировать изделия, тутже нарисовывался владелец и культурно запрещал снимать свои богатства.
Я сначала загрустила, а потом услышала краем уха, что кто-то представился прессой, и тогда съёмка была разрешена. Угадайте, пресслужбой какого журнала я потом представлялась , чтобы вы сейчас смотрели всю эту красоту?
Я не стала записывать ни названия, ни авторов этих работ, чтобы не превращать обзорный пост в сухо-специализированный. Возможно , я сфотографировала не самые значимые изделия, а только красивые вещи, что понравилось мне самой.
Этих слоников я специально сфотографировала для моей френдессы
kirasacura , которая их коллекционирует. Когда я их снимала, ещё даже не знала, как называется такая керамика. Но, пообщавшись с керамистами, узнала, что это японская керамика Raku. По-моему, очень элегантная керамика.
Естественно, за слониками и кошками потянулись и другие зверушки.
И даже мои обожаемые кьянины на блюде в традиционной росписью. В основном, на этой выставке были представлены современные формы керамики.
Хотелось бы обратить ваше внимание на цилиндрический сосуд двумя маленькими ушками-ручками в середине фотографии c традиционной посудой Знаете для чего он предназначен? Это анчоусница. В ней хранят анчоусы под солью. Горлышко широкое, чтобы можно было положить деревянный или мраморный кружок в качестве груза.
Некоторые работы на нижнем снимке напоминают настоящую вышивку крестиком. В разговоре с владельцем этого стенда я заикнулась о том, что пару лет назад в саду Боболи во Флоренции видела керамическую подушку в наволочке из тонких кружев , которые на первый взгляд казались абсолютно настоящими. К моей радости автором той необыкновенной подушки оказался этот же художник-керамист . Он рассказал, насколько сложна техника выполнения керамических кружев.
Я, естественно, задала вопросы о таких разных видах керамики, название которых я даже не знаю. Художник показал мне некоторые наиболее распространённые виды керамики.
Эти симпатичные кастрюли сделаны в технике Терра сигиллата . Terra Sigillata - современный термин для римской столовой посуды определённой формы, которая изготавливалась в этрусских мастерских в Ареццо в конце I в. до н. э. Особенность этой техники состоит в том, что обжиг изделия проводится без доступа кислорода.
Римские ремесленники ставили на столовой посуде клеймо своих ремесленных мануфактур. Вам не кажется, что подобная практика вовсю развита и сегодня? Только мастерские большей частью располагаются в Китае. И не только по производству керамики...
А интересно было бы иметь такую кастрюлю, чтобы готовить в ней рецепты этрусков.
Керамика Раку (яп
. 楽焼 Раку-яки ) - тип японской керамики, традиционно используемой в японской чайной церемонии, в первую очередь, это чаши для чая. Для керамики Раку характерна ручная формовка глины вместо использования гончарного круга, - в результате этого каждый предмет оказывается уникальным. Низкие температуры обжига дают довольно пористую поверхность, посуду достают из печи раскалённой и либо кладут в воду либо позволяют остыть на воздухе. В качестве покрытия используется свинцовая глазурь.
Ручная лепка даёт ассимметрию контура и неравномерную толщину стенок изделия, что является воплощением идей естестенности и простоты. Помимо формовки мастера создают необычные декоративные эффекты, используя технологические дефекты операций глазурования и обжига: сетка трещин на поверхности изделия, признаки оплавления черепка в результате чересчур высокой температуры, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь - эта продуманная небрежность и составляла главную прелесть керамики Раку. С технологической и художественной точек зрения изготовление этих изделий является делом весьма сложным, так как требует умения балансировать на грани изысканной простоты и явного брака.
Эта техника керамики в Италии называется grès porcellanato.
По принятой в России классификации керамики грес относится к фаянсу. Эта керамика отличается от терракотты ( коричневые изделия из пористой глины с высоким содержанием в ней железа) смешанным составом использованных глин, необходимостью более высокой температуры для обжига и более компактной структурой материала.
Про майолику я уже немного знала. Пористая глиняная паста, дважды обожжённая и покрытая глазурью.
На стендах выставки были представлены экспонаты , сделанные по каким-то другим технологиям. Увы, по-японски я ни бум-бум, как и по-испански, чтобы выяснить подробности у иностранных товарищей, представляющих те экспонаты. Стенд с тончайшим фарфором мне не разрешили фотографировать с самого начала.
На следующий год я обязательно разберусь со всеми классификациями керамики, чтобы более " профессионально" выбрать керамические изделия для фотографирования и более детально описать в новом посте.
После разнообразия современных технологий и форм под жарким тосканским солнцем было не менее приятно посмотреть коллекцию музея керамики в прохладе кондиционеров.
В холле музея была выставка работ, посвящённых 150-летию объединения Италии.
Очень интересны были экспонаты другой выставки " От камня к свету" авторов Marithè + François Girbaund, которые попытались передать керамике эффект мягких тканей при помощи современных технологий . С сумками это им явно удалось.
Ну и некоторые занимательные сюжеты. Лорик, как всегда, нашёл какие-то неточности в керамических пазлах. А я вдруг увидела родственника нашего Волка из "Ну, погоди!".
История музея керамики Монтелупо и его коллекции очень интересна. В 1973 году в старинной части города случайно был открыт колодец, выкопанный где-то в районе 11 века. Колодец был полон различных предметов, каждый из которых рассказал археологам часть истории города.
Колодец тот служил сначала для общественной прачечной, а потом был местом, куда просто скидывали мусор. Предметы, найденные в этом колодце , стали экспонатами двух музеев города: археологического музея и музея керамики.
В музее керамики представлены более 1200 предметов майолики, датируемых от конца 13-ого до начала 18-ого веков. предметы выставлены согласно хронологического порядка.
Я предлагаю моим друзьям самим оценить по немногим фотографиям, выставленным ниже, четырехсотлетнюю эволюцию тосканской керамики.
По моему скромному мнению, портрет этой девушки на блюде воплощение знаменитого высказывания про красоту в простоте. Не находите?
За столовыми сервизами подобного мастерства да с фамильными гербами стояли в очереди самые знатные флорентийские семьи.
А на этом черепке стоит знак какой-то семьи из Прато, что заказала сервиз на фабрике в Монтелупо. Маленькая деталька, а приятно.
В 16-ом веке в Монтелупо изготовляли посуду уже и для обычных людей.
Кувшины подобной формы и с похожей росписью до сих пор можно купить в любой посудной лавке.
Эти росписи выставлены уже в самом конце экспозиции и представляют собой художественный уровень тосканской керамики начала 18-ого века.
Пустые стены музея очень оригинально расписаны сценками жизни людей, живших в эпоху , представленную в данном зале. Естественно, в тех сценках представлена также и посуда.
Очень хотелось бы в следующий раз посмотреть экспозицию музея с гидом, чтобы получить больше интересной информации.
Нас, же, ждала экскурсия в небольшой монастырь. Экскурсии для посетителей выставки проводились каждый день. Можно было посетить виллу Медичей ( фото есть выше), монастырь Алькантарино, фабрики по производству керамики, лучшие магазины керамики так называемой Дороги керамики Монтелупо, мастерские художников.
Я не буду описывать посещение монастыря , построенного Козимо III де Медичи в 1680 году для группы испанских монахов , приверженцев Сан Пьетро д'Алькантара. История монастыря мало связана с темой моего поста. Буду надеяться посвятить монастырю отдельный пост.
В церкви Сан Квирико, что соединена с монастырём и с виллой Медичи переходами, нас провели в погребальный склеп . Фото этого склепа я выставила в моём прошлогоднем
посте, посвящённому итальянскому кладбищу.
В стене , окружающей монастырский огород, я нашла черепок какой-то расписной керамической посудины. Хочу верить, что он тоже античный)))))))))))))
После экскурсии мы прошли по историческому центру города, где лучшие atelier керамики демонстрировали настоящие шедевры. Было не оторвать глаз от подобной красоты. Разве что цены на неё заставляли "отрываться"...
Если бы мне случилось выбирать какой-то предмет на тех экспозициях, первой в списке стояла бы эта симпатичная жаба. Я боготворю этих животных. После собак и кошек буду держать только жаб и пиявочек))))
Кроме выставок с керамикой в центре были оборудованы площадки, на которых творили МАСТЕРА. Как когда-то ремесленники работали с глиной на пороге своих лавок, так и сейчас, в период фестиваля, лучшие керамисты города показывали своё мастерство публике прямо на улице.
.
Кстати, можно было записаться к ним в мастер-классы. Я посмотрела, сколько было желающих попробовать сотворить своими руками чудо из такого куска глины. На следующий год, дай Бог!, попробую и я . Почему- то вспомнилась Деми Мур за гончарным кругом из фильма Ghost...)))))))
За пару монет Мастер изготавливал плошку любой формы.
Мастера показывали некоторые приёмы своей работы.
Этот мастер показывает реставрацию терракоты.
На этой фотографии можно заметить, как составляют из двух частей скульптуру. Подобные скульптуры очень популярны у итальянцев. Их ставят порой даже на балконах.
Работа Мастеров вызывала неимоверный интерес у публики. Было не пробиться через толпу, чтобы сделать несколько снимков.
Так было досадно узнать, что в воскресенье не было показа изготовления керамики Раку. Эта керамика мне очень понравилась. Бум опять надеяться на следующий год.
Не менее интересно было понаблюдать за кропотливой росписью художниками керамики. После чего астрономические цены на расписную керамику становились очень понятными, но всё равно труднодоступными.
Как же в городе керамики да без скульпторов? Одного вдохновляла бутылка красненького, другого газеты с заметками критиков о собственном творчестве, а, может, борода?)))))))))
До позднего вечера были открыты лаборатории , в которых можно было полюбопытствовать процесс творческой фантазии художников.
Кроме керамики в Монтелупо есть небольшое производство стекла. Поэтому на улице работал и стеклодув.
Кроме ремесленников Монтелупо на фестивале работали французские ремесленники из города -побратима Beaucaire. Эта барышня, например, набивала сиденья стульев каким-то растительным волокном.
В эти дамы простёгивали кожаный диван.
Можно было сфотографировать ещё десяток других ремесленников. Но я подозревала, что мой пост , ещё не написанный, уже выходил за лимит времени , которое мои друзья могут бы ему уделить.
Время на фестивале пролетело , как один миг: приехали на пару-тройку часов, а на часах была уже полночь.
Я планировала попробовать в местном ресторане старинное блюдо Пепозо (
Peposo alla fornacina d' Impruneta) . Зная историю этого тосканского блюда, можно было предположить, что в Монтелупо с множеством печей для обжига гончарных изделий, блюдо может быть не менее популярным, чем в Импрунете с печами для кирпичей.
Ещё мне хотелось купить местную выпечку Пан Бистуджо (Pan Bistugio). Эта выпечка , как ни один другой рецепт, связана с традицией керамическим производства Монтелупо.
Название "бистуджо" - технический термин керамического производства. Технология выпечки этого сладкого хлеба напоминает технологию обжига керамики. Сначала выпекается хлеб, а во время второго захода формируется хрустящая корочка. Время изготовления выпечки , около 24-х часов, практически совпадает с таковым для изготовления керамики.
К сожалению, мне не удалась выполнить задуманное. Слишком поздно я про них вспомнила. Нам осталось довольствоваться только мороженым. Кстати, очень хорошего качества при небольшом традиционном выборе классических вкусов. В туристической Флоренции я давно не пробовала такое отличное фисташковое и ореховое мороженое.
Ровно в полночь вспыхнули импровизированные гончарные печи с керамическими вазами внутри их. Можно было видеть воочию, как глина превращается в терракотту. Было очень красиво. В это же время в небо запустили горящие светильники по типу китайских. Фестиваль закончился.
Поездка на фестиваль доставила нам огромное удовольствие. Надеюсь, что мой рассказ о нём не был слишком длинным и скучным.