Каждый год в последнее воскресенье мая в Италии проходит день "Открытые Погреба" (Cantine Aperte). Необходимо вдохнуть в население немного гастрономического патриотизма перед началом разлива вина от прошлогоднего сбора. Винодельческие хозяйства наводят шик-блеск, вытаскивают сундуки со всевозможной стариной, приглашают значимых в гастрономии величин, чтобы публика больше прониклась моментом, ну и решают ---, брать за дегустацию или продолжать традицию щедрости.
В тосканском городе Прато, где я живу, есть целая винодельческая зона Карминьяно, которую заложила семья Медичи еще в 1716 году. В прошлом году широко отметили 300 летие карминьянских вин.
По хорошей погоде 20-30 минут и вот ты уже на вершине одного из холмов Карминьяно.
Спорим, что не угадаете, какого дерева цветочки я сфотографировала, после того, как напилась свежего воздуха?!
Ну да ладно! Это цветы оливковых деревьев. Пахнут они тонко-тонко.
В этом году мы решили взглянуть на хозяйство
Capezzana, т.к. не раз продегустрировали их неплохие вина.
Встретить гостей вместо владельцев-графьев вылетела целая команда на мотороллерах Vespa. Да так неудачно, что один из мотороллеров чуть на сорвал длинное платье с гостьи.
Слева та Веспа, на колесо которой накрутился развевающийся подол платья. Ой, шо былааааа....!!!!
А вот и графская вилла, во двор которой пригласили для дегустации.
Первое впечатление очень обещающее.
Странновато, но гостей было пока маловато. Синьора с очень уверенным мнением и английским руководила дегустацией вина. Оказывается, это была сама графиня Беа Контини Бонакосси.
Розато в качестве одного из вин, предложенных для дегустации, лично мне сразу сминусовало первое впечатление.
Ну, если немцы остались довольными, я рада за них.
А я, прежде, чем продегустировать вина, хочу прогуляться по окрестностям, чтобы почувствовать, чем дышат эти люди, вкладывающие часть своей жизни в вино.
Проработав несколько лет в винодельческом хозяйстве, я прекрасно знаю, что впечатление от атмосферы найдет отражение и в качестве вина.
Вилла со стороны сада, утопающая в розах, несла на себе отпечаток, скажем, недостаточности средств для ее должного содержания.
Но порой разрушительные следы времени только придают очарование месту.
Каким-то голимым символизмом повеяло от этой побитой скульптуры, подкинув в памяти ситуацию из известного фильма и фразу про обломленные руки.
Сложновато скрыть, что производство вина не является супер прибыльным бизнесом для владельцев. Давно прошли те времена, когда земля кормила аристократию.
А поилки для лошадей сохранились гораздо лучше стен виллы)))
Посмотрим, что скажет оборудование винных погребов. Я нисколько не специалист по виноделию, лишь могу сравнить с теми условиями , в которых сама работала.
Погреба находятся прямо под виллой. Уже спускаясь вниз, замечаешь приятный холодок.
Атмосфера погребов мне начинает нравится. Здесь чувствуется, что владельцы трепетно относятся к истории своего вина.
В небольшой помещении собрана коллекция вин хозяйства. Самые старые бутылки датируются 1925 годом.
По нескольким танкам для брожения сусла можно судить, что ежегодный объем урожая небольшой..
Обратите внимание, что старинная колонна, поддерживающая потолок, не заменена новой бетонной, а укреплена так, чтобы ее можно было сохранить.
Погреб, в которых стоят лишь дубовые бочки и ни одного цементного танка для производства столового вина, основательно заявляет о том, что в хозяйстве занимаются только серьезным вином.
Термин "био" на карточке означает, что в хозяйстве используются лишь органические удобрения и никакой химии в уходе за лозами и оливковыми деревьями.
А герб-то какой на бочке! Нет, уже явно видно, что владельцы денег на погреба не жалеют.
К гербам у меня большой тяги нет, а вот к этим штучкам-да! Даже не знаю, как они по-русски называются. В дословном переводе что-то вроде "заполнителя".
Вставляется этот "заполнитель" в отверстие на самой верхней точке винной бочки и заливается небольшим количеством вина, чтобы его уровень был выше, чем в бочке. А в верхнюю чашечку наливают воду, которая служит гидрозатвором, не пропускающим воздух в бочку.
Одним словом, это гениальное изобретение ( говорят, что Леонардо Да Винчи) служит в качестве гибкой пробки, т.к. вино есть жидкость вовсе не мертвая: может расширяются или сужатся в зависимости от атмосферного давления и влажности. Поэтому через эту пробку, не открывая бочку, можно или добавлять вино, или убирать излишки.
Сколько я полазила и попрыгала по таким бочкам, работая с эти пробками! И всегда по воскресеньям, особенно летом, когда рабочих в погребах не было, а вино без пригляда оставлять было нельзя. Хорошо, что я всегда тягала в спортзале железки, а то потаскай на такую высоту ведра с вином или водой.
Целый погреб с барриками тоже намекает на то, что в хозяйстве работают на качественное вино.
И по таким баррикам пришлом полазать, доливая в них вино. Однажды чуть шею не сломала, когда вынужденно пришлось прыгнуть с высоты верхнего баррика, т.к. лестница неожиданно начала крениться и падать.
Обратите внимание на столик, на котором стоят бутылки. Такие столики расставлены по всей территории. Они сделаны из старых бочек: поверхность столика из фронтальных стенок, а ножки из боковых дощечек. Очень элегантное перевоплощение бочек!
Эти баррик совсем новые и заполненные меньше месяца назад. Сколько в этом хозяйстве выдерживают вино в барриках, я не в курсе, да и не ставлю себе задачей познакомить читателей с технологией карминьянских вин.
Когда новые баррик заполняют каберне, в погребе можно оставаться жить, какая там образуется атмосфера нирваны из-за чудесного фруктового запаха)))
В клетках лежат бутылки с вином, которое проходит процесс т.называемого аффинаменто или в переводе на русский -утончение.
Смысл выдержки в закупоренных бутылках состоит в том, чтобы разрушилась часть танинов, которые придают вяжущий вкус вину.
В хозяйстве, где я работала, так 2 года выдерживали резервное кньянти. Когда вкус вина становится достаточно тонким, на бутылки наклеивают этикетки.
В связи с этим хочется сразу поумничать, напомнив любителям сухого вина, что самый лучший момент употребления сухого вина, это когда на бутылку наклеена этикетка.
Утверждение, что подержав купленное этикетированное вино, можно его улучшить, не имеет под собой никакой внятной причины. Вино выпускают в продажу на пике его качества.
Конечно, для пущего мнения нужно бы и виноградники посмотреть, но проезжая мимо них, я заметила полнейший порядок. Да и вряд ли виноделы будут вкладываться в дорогие погреба, не уделив сначала внимание базе- виноградным лозам. В хозяйстве 90 га виноградников с типичными для Тосканы сортами: Санджовезе, Мерло, Каберне, Сура и Канайоло.
Теперь продегустируем, что предлагают гостям в качестве завершающего мазка для cоздания полной картины, которую рисуют местная земля и люди на ней работающие.
Я уже успела фукнуть насчет розато, т.к. пока никто не убедил меня в его прелести. Но не возьмусь спорить с теми, кто находит этот тип сухого вина достойным.
Очень покорило название розато, которое дали вину его создатели. Вин Руспо - так называлось вино, которое в старину делали местные крестьяне на базе остатков сусла. Старое сусло выгребали из бочек прежде, чем в них заливали свежее. Как говорится, от бедности...
Теперь розато в большой моде. Естественно, что и местное хозяйство должно идти в ногу с тенденциями. Но как они элегантно вывернулись с названием, подчеркнув свое отношение к моде! Только это мое наблюдение, если что.
В качестве подтверждения выше сказанного привожу девиз, принятый в хозяйстве : " Верность традициям в движении". Очень интересное объяснение девиза, которое дает основатель этой династии виноделов: " Смысл девиза нужно сравнивать с судном, движущимся по своему курсу, а не с застывшей статуей"
Розато я все-таки продегустрировала, пытаясь не быть предубежденной, увы...(((
Однозначно, мне более интересны классические красные вина.
Графиня Бонакосси показала себя тонким ценителем традиции карминьянских вин, предложив одно в качестве примера исторического вина семьи Медичи, и второе в качестве своей интерпретации традиции.
Какое помещение для дегустации! Просто римские фрески. Видите в правом углу печечку?! Внизу на стене рядом с ней изображен ящик с дровами для ее растопки.
По удачно схваченному моменту можно немного судить о вине. Это Villa Capezzana DOGC 2013: 80% Санджовезе и 20 Каберне.
Я не буду переписывать из сети мнение экспертов о вине, т.к. не проходила курсов сомелье и не могк подтвердить, что нашла в вине сразу кучу оттенков смородины, вишни, сандалового дерева, корицы и черного перца.
Смогу лишь утвержать, что такое вино приносит владельцам хозяйства гораздо больше удовлетворения, чем хорошо отштукатуренные стены виллы. Поэтому остается разразиться Bravissimi!!! в адрес винодельческой семьи Contini Bonacossi.
А вот с гастрономическим сопровождение после винной дегустации не очень. Маленький ресторанчик на красивом фоне холмов Карминьяно с типичными нарезками и дэрэ?!
Ну уж нет!, зная, что в соседнем хозяйстве в рамках тех же Открытых Погребов идет более демократичная и интересная для меня гастрономическая тусовка. Там я могу вкусить нечно,недоступное в других ситуациях.
Через несколько минут мы в хозяйстве, о котором я написала в
посте об Открытых Погребах два года назад.
Нас опять встретили все те же веспы с сумашедшими водилами. Это у них сегодня такое развлечение-проехаться по всем хозяйствам, где проходит мероприятие, и обдать людей пылью))))
А вот и синьор Валерио, ради бутера которого я сюда приехала. Ну и ради дегустации местных вин, конечно. Про вина и тутошние погреба писать не буду, смотрите старый пост.
Мне больше по душе панино, которое сейчас готовить синьор Валерио. Панино с сырым фаршем для свиных колбасок.
Вон он, фаршик, в красной миске!
В ожидании панино зафоткала порокетту. Ну ничего не могу с собой поделать, когда вижу такую красоту! У синьора Валерио она всегда красотка!
Таким было панино с сырым свиным фаршем. Не говорите мне ничего, что это вредно, глистно или холестеринно! Это божественно!
И великолепно сочетается с выдержанным карминьяно. Сырой жир не дает ощущения сальности, специи усиливают вкус мяса, на которое ложатся бархатные нотки вина с далекими, еле заметными, мускусными горчинками.
Такой винный вкус виноделы между собой определяют, как aroma di femmina, "женщины", одним словом. Определять подобный нюанс я научилась, работая с хорошим вином.
Даже не знаю, что явилось самым запоминающимся из воскресной прогулки по винным погребам. Вино, панино, тосканские красоты или новая встреча с людьми, жизнь посвящающими любимому делу?!
Для меня всегда гораздо более интересно последнее!