Oct 02, 2019 23:36
Мотивация нужна торгашам, чтобы заставить людей действовать в своих интересах. Само слово придумано соцпсихами (так называемыми социальными психологами), после чего используется, в основном, "маркетантами" и челресурсерами, а также всяческими коучами, пасущими для них паству. Они борются за чужие эмоции, стремясь соблазнить и обмануть. Все это построено на бессознательности, импульсивности и, в конечном счете, на низких инстинктах. Дисциплина же существует для людей с понятием о долге. Это, как говорил Чингис-Хан, "долгая воля", намерение, которого придерживаются несмотря ни на что. Само- она или не само- - вопрос бессмысленный: если человек подчиняется какому-нибудь принципу или порядку, совершенно неважно, существует этот порядок вне или только внутри. Если же он с этим принципом или порядком не согласен, значит, он просто насилие: что в армии, что с помощью будильника (само-).
То, что принято называть эмоциями и волей - аспекты единой энергии. Волей называют более организованную и чаще всего осознанную и постоянную энергию. В связи с той или иной целью или порядком её именуют дисциплиной, качеством, свойственным обучающемуся (от лат. "scipio" - палка, посох). Просто в русском языке, как и в исходном греческом, и в промежуточной латыни, это слово имеет только ограничительные и "экстравертированные" коннотации: "воинская, производственная и т. п.".
Слово "мотивация" не нравится мне потому, что оно утилитарно и придумано теми, чья единственная задача заставить людей что-то делать. Поэтому они намеренно игнорируют различия между бесчисленными степенями, формами и качественными уровнями проявления энергии, сводя все к некому импульсу поднять задницу с дивана. На самом деле, возникновение желания или намерения - момент таинственный, поскольку лежит в основе нашей и, видимо, любой реальности. Но современную психологию интересует не это, а условия и поводы: у кого и в связи с чем эта энергия актуализируется обычно, каковы обстоятельства, препятствующие и способствующие этому, как этим можно воспользоваться.
Потому любой ответ на вопрос, "зачем я это пишу?", будет дан в плоскости мистики или психологии. Первое неисчерпаемо и недоказуемо, второе бессмысленно. Например, мне интересно (я испытываю интерес), потому что у меня есть природная склонность к осознаванию и объяснению подобных вещей, характеризуемая параметрически и типически в рамках нескольких теорий или систем. Но психический склад не может побуждать сам по себе. Вопрос: откуда взялось само побуждение, останется без ответа. Можно усмотреть в этом, например, врождённое, структурно обусловленное стремление "поучать паучат", коренящееся в личном анамнезе и представляющее собой нереализованное желание доминировать, а также много еще чего тривиального и не имеющего под собой никаких конкретных оснований, потому что ничего не говорит о том, почему это делаю именно я, именно сейчас и именно здесь.