Postée à l'origine par
pranava sur
Крымская война как веха в истории моды и современной одежды вообще В этом небольшом с современной точки зрения, но очень важном и, как говорится, "знаковом" для всех стран-участниц конфликте видные роли сыграли люди, с именами которых связаны, как минимум, три относительно современных фасона одежды: кардиган, галифе и реглан. Последний примечателен еще и тем, что современное родовое поместье его семьи, герцогов Бофор-Монморанси (Бофорт), и по совместительству (со времен Генриха VIII) графов Вустер (как тот, который "Дживс и...") - единственной живой до сих пор ветви Плантагенетов по мужской линии, потомков Эдуарда III через Джона Гонта (Ланкастеров) - называется Бадминтон, откуда, собственно, и игра.
Генерал Джеймс Браднелл граф Кардиган - редкостный даже по тем временам самодур, мудлан и долбоеб - командовал знаменитой "атакой легкой бригады" под Балаклавой. В кавалерийской атаке по узкой, хорошо простреливаемой долине прямо на заведомые пушки (которые, собственно, предполагалось отбить) полегла почти половина пестуемого Кардиганом "элитного", как сказали бы теперь, подразделения, в составе которого было множество знатных молодых британцев того времени, большинство из которых похоронены там же. Этот эпизод до сих пор представляет собой для англишманов сильно романтизированный (прежде всего, Теннисоном в его знаменитом стихотворении:
http://www.poetryfoundation.org/poem/174586) и потому плохо осознанный фетиш. Во-первых, понимая всю бездарность и провальность этого предприятия, они никак не могут и/или не хотят признать его поражением, коим оно является с любой точки зрения. Во-вторых, за прошедшие более полутороста лет в обществе не сформировалось сколь-нибудь общеприемлимого мнения касательно причин, виновных и выводов из этой ситуации.
Скорей всего, долбоебизм Кардигана послужил причиной катастрофы лишь отчасти, поскольку имело место сочетание нескольких важных факторов. Прежде всего - плохой осведомленности командиров всех уровней о происходящем вообще и на вверенных им участках, в частности, а также неотработанности взаимодействия и несовершенства армейских уставов того времени. Главнокомандующий Фицрой Реглан отдал Кардигану письменный приказ отбить захваченные нашими незадолго до этого пушки, не уточнив, как именно он предполагал это сделать. По его словам, он всецело доверял его (Кардигана) тактической компетентности, даже не подозревая, что тому придет в голову что-то иное, кроме как зайти с тыла, что уже тогда - со времен Наполеоновских войн, как минимум - было одним из основных тактических маневров конницы, позволяющим использовать преимущество в скорости и подвижности перед лицом подавляющей огневой мощи закрепившегося противника. Так кавалеристы будут поступать еще лет сто: вплоть до Махно, Буденного и Доватора.
Беда была в том, что Легкая бригада находилась в непроходимых для крупного отряда конницы сопках, из-за которых Кардиган не знал, что происходит в непосредственной близости. В сущности, он не понял поначалу даже, кого должен атаковать. Поэтому, увидев вдали неприятеля, он бросился выполнять приказ буквально, что, конечно, не простительно для любого командира, не говоря уже о том, к чему обязывал его статус.
Однако в контексте затронутого в заголовке страшного стечения модных обстоятельств, личность Кардигана интересна не этим, а авторством популярного фасона одежды, относящегося у нас по традиции к категории кофт. Кардиган - это кофта в обтяжку с вырезом под возможный галстук или платок, придуманная незадачливым графом в качестве поддевки под мундир. В те времена, когда одежда военных не превратилась еще окончательно в камуфляжную пижаму, потому что военным было не все равно, как они выглядят, под нее поддевали много чего: прежде всего - корсеты. Поэтому новшество пришлось по душе зябнущему воинству, а затем и более широким слоям населения.
Упомянутый уже не раз второй "модный" персонаж Крымской войны барон Рэглан (ударение на первый слог) - титул, придуманный для сына герцога Бофора по названию старинного, давно к тому времени покинутого родового замка в Уэльсе - старший из трех. Выдвиженец и приемник Веллингтона, потерявший при Ватерлоо - еще в молодости - правую руку. Именно отсутствие руки и связанные с этим неудобства послужили, как считается, причиной изобретения знаменитого кроя плеча и рукава. Крымской кампании Реглан не пережил, умерев от холеры, косившей тогда британских военных с самого ее начала.
Младший из всех - будущий французский генерал и изобретатель знаменитых кавалерийских штанов, ставших неизменным элементом разнообразной военной формы, одежды для верховой езды и всяких стилизаций, а тогда ничем не отличившийся пока подлейтенант маркиз Гастон де Галлиффэ. Впрочем, последнее обстоятельство вскоре изменится: на этой, первой для него войне он проявит себя очень ярко, удостоившись ордена Почетного легиона. Затем будет бесконечная череда в основном колониальных войн: от "родной" почти Африки до Мексики, где с трудом удастся выжить. Не минует его, понятное дело, и война 1870 года, но это отдельная история.
С этой войной связано ещё одно важное изобретение в одежде: точнее, два. Первое - известная нам всем балаклава, представлявшая тогда собой обычный шерстяной носок с проделанной и наскоро обмётанной, либо просто наскоро проделанной дыркой для глаз. Да: морозы в Крыму ещё те (вниманию любителей порассуждать о том, что "Россия цэ эуропа"). Не сказать, чтобы подобный фасон не был в ходу и раньше - достаточно вспомнить разнообразные шапроны и подшлемники - но в трикотажном исполнении и массово стал использоваться впервые. Как известно всем, имевшим с "бабой Клавой" дело, трикотажность позволяет скатывать её выше глаз, превращая в подобие шапки-гондонки (англ. beanie), идея которой получила первое массовое воплощение тогда же, после чего не исчезает из информационного пространства по сей день.