Когда авиабилеты дешевле?

Feb 15, 2013 12:02

Все чаще на форумах и в сообществах возникает похожий, гениальный по своей наивности, вопрос типа: "Я собираюсь лететь в Пизу через пять месяцев. Сейчас билеты стоят 450$. Скажите, стоит подождать и купить билеты позже (и дешевле)? Снизится ли цена за день до полёта?"
"Сейчас, побегу к комоду, достану бабушкин хрустальный шар и нагадаю вам динамику изменения цен на ваши билеты…" - Вопрос столь част, что хочется отправить очередного спрашивающего пешком в … эту их Пизу!

Хотя... Людей можно понять. Множество рекомендаций советуют покупать билеты заранее, чем раньше - тем лучше. Вот только житейский опыт подсказывает, что что-то с этими рекомендациями не так. Во-первых: почему-то оказывается, что почти все рекомендации исходят из заинтересованных источников, то есть за ними стоят либо представители авиакомпаний, либо продавцы авиабилетов. Не самые заинтересованные лица в продаже билетов подешевле, правда? Во-вторых: опыт показывает - часто мы обнаруживаем, что через какое-то время после покупки нами билета появляются билеты дешевле на тот же рейс. Сосед в самолёте рассказывает, что он купил билет на Икс денег меньше и значительно ближе к дате полёта. Знакомая ситуация?
Наиболее вероятно, что причина - различные полученные классы бронирования.
Вы думаете, я сейчас начну рассказывать про разницу между первым, бизнес и эконом классом? Нет, и так понятно, что самые дешёвые билеты можно ожидать именно в эконом классе. Не буду рассказывать и об особых тарифах типа семейного, молодёжного, ПЕКС (PEX), АПЕКС (APEX) и СУПЕР-ПЕКС. Всю информацию о тарифах и разнице между ними каждый может найти сам. Поговорим об обычных тарифах, тем более, что многие специальные тарифы являются большой экзотикой, - например: реально работающий семейный тариф, когда летящая супружеская пара получает скидку на второй билет был единожды обнаружен только на внутри-французских рейсах у Airfrance и её дочек.
Тарифные классы, подлкассы или классы бронирования - по сути, одно и тоже. Поэтому дальше буду употреблять словосочетание "класс бронирования", тем более именно в графу "class/класс" впечатывают его буквенное обозначение в посадочные талоны.


Дополнительную информацию о типичных классах бронирования можно найти в конце этого опуса. Главный принцип - чем дешевле класс бронирования, тем больше ограничений он накладывает, тем дороже обходится штраф за отмену или изменение билета, вплоть до того, что самый дешёвый класс (как правило "T") не возвратный вообще, плюс не дают возможности зарезервировать билет, а только даёт возможность его сразу выкупить.
Но почему все классы бронирования, и особенно дешёвые, не доступны всё время? Ответ: в большинстве случаев, в отделах маркетинга авиакомпаний сидят не идиоты, - они занимаются прогнозированием спроса! Никто не будет продавать билеты за минимальные цены, если есть возможность продать дороже. В наиболее продвинутых авиакомпаниях процесс изменения динамический и зависит от прогресса заполнения мест на рейс с того времени как рейс поставлен в расписание. Красивое имя этому, которое мне подсказали - “процесс ценообразования с обратной связью”.
Существуют автоматизированные системы для максимизации доходов авиакомпании от продажи билетов путём определения оптимальных пределов продаж по классам бронирования. Такие системы помогают авиакомпании продать правильный билет в правильное время правильному пассажиру. На практике это реализуется постоянным процессом изменения квот для классов бронирования. Есть спрос - оставляем дорогие классы и закрываем квоты на более дешёвые, спроса нет - открываем дешёвые квоты. Поэтому на рейсах в пик сезона дешёвые классы бронирования вообще не открываются. То же касается рейсов вылетающих вечером в пятницу или в субботу, - традиционно этими рейсами пользуются командировочные, возвращаясь домой, в их случае цена не так критична - контора платит! Последнее верно везде кроме Израиля - здесь национальные особенности, при прочих равных, делают билеты на вечер пятницы и субботу самыми дешёвыми.
Тут лежит статья "Максимизация доходов авиакомпании путем внедрения ценовой дифференциации для различных потребительских сегментов" от маркетолога S7: http://komaristye.ru/cv/article05.pdf. Этот материал подтверждает мои выводы из стороннего наблюдения за процессом изменения цен. Картинка из этой статьи "Распределение броней по классам бронирования":


"K" и "N" здесь - наиболее дешевые потребительские классы бронирования.
Базовый тариф на некий маршрут устанавливается IATA, и является одинаковым для большинства регулярных рейсов вне зависимости от авиакомпании. Вот только этот тариф самый дорогой, в большинстве компаний обозначен классом бронирования "Y". Выяснить стоимость этого тарифа можно на http://matrix.itasoftware.com/search.htm. То есть у нас всегда есть возможность узнать верхний предел (upper limit) цены на любой маршрут. Стоимость других классов бронирования в тот же салон всегда меньше. Можно предположить, что если сейчас в продаже у авиакомпании есть билеты, по стоимости, совпадающие с тарифом "Y", то все более дешевые билеты на сегодня распроданы. Другими словами квоты дешевых классов бронирования закрыты.
Когда можно ожидать открытия этих квот? Каждый день проверять цены? Нет! Тут начинает играть роль человеческий фактор. Похоже, что до сих пор билеты выставляются на продажу в системы резервации вручную. Чтобы не держать чрезвычайно большой штат операционистов, компании определяют, с какой периодичностью происходит переоценка спроса и открытие квот. Наиболее характерными днями, когда дешёвые билеты вдруг могут появится в продаже являются дни: за год до даты полёта (~30% авиакомпаний), девять месяцев до полёта (ещё 60%), полгода (100%), три месяца, месяц, 21 день (кажется мне, что если места в самолёте до сих пор распроданы на менее чем половину, - тут выбрасывают в продажу максимум дешёвых билетов), неделя, 5-3-2-1 день до рейса.
Моей следующей рекомендацией будет: следуйте опыту авиакомпаний! Хотите знать будут ли билеты дешевле - начните прогнозировать спрос. Я не призываю вас строить сложные математические модели, - всегда можно выбрать готовые, описанные во многих научных статьях... Шутка! Некие элементарные действия позволяют понять, стоит ли вообще рассчитывать на удешевление билетов. Стоит всего лишь выяснить - не приходится ли ваш рейс на пик сезона, в который, как правило, дешевые классы вообще не открывают. Узнайте - не приходятся ли на выбранные вами даты местные школьные каникулы или местные праздники в точках вылета-прилёта. На такие даты всегда попадает максимальный спрос. Чуть больше работы: выяснить, не заканчиваются ли в точке вылета, и не начинаются ли в точке прилета в нужные нам даты какие-то массовые мероприятия (олимпиада, чемпионат Европы, съезд стоматологов).
Ещё один момент: коммерческая авиакомпания "Ковёр-самолёт" и, национальный перевозчик, авиакомпания "Ишак-с-крыльями" обычно имеют совершенно разные представления об оптимизации расходов и максимизации доходов. Если "Ковёр-самолёт" постоянно корректирует цены в соответствии со спросом, то "Ишак-с-крыльями" спокойно может рассчитывать на государственные дотации. В случае с гордостью-страны-национальным-перевозчиком не стоит ожидать особых изменений в цене билета. У "Ишак-с-крыльями" цены, как ни странно, конские, но зато есть большая вероятность лететь с комфортом, занимая весь ряд не раскупленных никем мест. Все убытки авиакомпании будут покрыты государством!
Всё описанное поведение касается как классов билетов купленных за деньги, так и билетов бонусных классов взятых за мили авиакомпаний. Только квота бонусных мест изначально существенно меньше, а то и вообще отсутствует на пике сезона.

===============================================================
Пример классов обслуживания пассажиров с классами бронирования для некой авиакомпании:
Первый класс
Ф Р - премиальный первый класс
П F - первый класс
А А - первый класс со скидкой

Бизнес-класс
И J - премиальный бизнес-класс
Б C - бизнес-класс
Д D - бизнес-класс со скидкой
Ш Z - бизнес-класс со скидкой
Ы I - бизнес-класс со скидкой

Эконом-класс
Ю W - экономический премиальный
С S - экономический класс*
Э Y - экономический класс
Ж B - экономический со скидкой
Ц H - экономический со скидкой
К K - дешевый класс (экономический со скидкой)
Л L - дешевый класс со скидкой (экономический со скидкой)
М M - туристический класс (экономический со скидкой)**
Н N - экономический со скидкой
Я Q - экономический со скидкой
Т T - экономический со скидкой
В V - экономический со скидкой (молодежный класс)
Х X - экономический со скидкой
Е E - челночный тариф; резервирование не разрешено; места подтверждаются при регистрации
У U - челночный тариф; не требуется резервирования; места гарантированы
Г G - групповой класс - резервирование при определенных условиях
О O - экономический со скидкой

*Уровень обслуживания по классу C может быть таким же или выше, чем по классу Y, но ниже, чем по классу J.
**Уровень обслуживания по классу M может быть таким же или ниже, чем по классу Y.

При продаже с номерами мест можно использовать только 16 подклассов, при продаже без номеров мест можно использовать 26 подклассов.
===============================================================

Disclaimer:
- все приведённые здесь данные получены эмпирическим путём и не имеют за собой никакой подтверждённой базы, а тем более никакой инсайдерской информации;
- не стоит опираться на приведённую информацию, как на руководство к действию, ответственность за последствия лежит целиком на читателе;
- приведённые образы авиакомпаний являются моим вымыслом.

бюджет, планирование путешествия, билеты

Previous post Next post
Up