Я новичок в сообществе и не знаю многим ли будет интересно читать про серьёзные путешествия. Я работаю в базовом лагере пика Ленина. Год за годом мы ставили лагеря, принимали гостей и работали на его склонах. Несмотря на то что пик Ленина считается самым доступным семитысячником бывшего СССР, не стоит забывать, что на его склонах действуют те же законы, что и на менее доступных вершинах, поэтому я хотел бы рассказать о реальной, практической стороне такого восхождения. Буду рад ответить в комментариях на любые ваши вопросы.
1.Наиболее простой способ побывать на пике Ленина- это приобрести путёвку в туристической фирме и предоставить работникам этой фирмы решать все вопросы связанные с доставкой, проживанием и питанием во время всей экспедиции. Здесь возможны различные варианты комплектов услуг (так называемые пакеты услуг). Благо в данный момент турфирм предлагающих подобные услуги предостаточно, главное не ошибиться в выборе. При выборе фирмы необходимо обращать внимание не столько на низкую стоимость предлагаемых услуг, сколько на опыт работы в этой области. Нелишним будет поиск отзывов в интернете.
2.Наличие богатого экспедиционного опыта или нежелание по какой либо причине пользоваться услугами турфирм это достаточно веская причина, чтобы организовать своё путешествие самостоятельно. Конечно же опытные путешественники знают, о том количестве подводных камней, с которыми можно столкнуться выбрав этот путь.
-Проблема пограничных пропусков. Дело в том что пик Ленина находится в пограничной зоне, вернее на границе с Таджикистаном. Но наши доблестные пограничники относятся к своим обязанностям очень своеобразно. Стационарных пограничных постов на подъездах нет, пропуска никто не проверяет - благодать. Но иногда и у погранцов иногда просыпается интерес к покорителям вершин. В основном он выражается в проверках, устраиваемых непосредственно в лагерях. И у туристов, не имеющих пропусков, возникает ряд проблем, решаемых чаще всего при помощи денег. Однако осадок после общения с пограничниками, в подобных случаях, остаётся. Можно получить пропуск в погранзону заранее через турфирму, но как правило крупные турфирмы не связываются с подобными услугами потому, что иногда приходится нести ответственность несоразмерную с получением доходов от оформления этого самого пропуска. Поэтому оформлять только пропуска без продажи каких либо дополнительных услуг берутся, разве что, мелкие местные фирмы которые не несут вообще никакой ответственности за своих клиентов.
-Проблема продуктов. Решается очень просто в городе Ош. В городе можно купить практически все продукты, разве что, кроме высотных сублиматов и различных energi food продуктов. Ну, а вести к нам из России сухофрукты- это лишнее.
В городе полно кафешек где можно очень вкусно и не дорого покушать, только не надо есть на базарах и в подозрительных ларьках возле дороги. Самый простой способ понять хорошая ли в этом заведении кухня это взглянуть на посетителей. Если в кафе никого нет или празднуется какой то юбилей, то лучше пройти мимо. Если же внутри много посетителей и большинство из них взрослое местное население, значит сюда можно заглянуть. Да, ещё одна деталь, большинство туристов, приезжающих впервые, обожает покупать с собой в дорогу большие, душистые дыни, чтобы съесть их по приезду в базовый лагерь. Не надо. Ешьте арбузы. Расстройство желудка это не то, с чего стоит начинать акклиматизацию. То же самое относится к жирной пище и к кумысу. В лагерях проблем с питанием как правило нет, можно заказать завтрак, обед или ужин в любой из компаний и везде вам будут рады только заказывать надо заранее, хотя бы за два часа.
-Проблема транспорта. Для передвижения по городу Ош можно смело брать такси, тем более, что за проезд из одного конца города в другой берут не более 50 руб. хотя с вас, как с приезжего могут взять и 100. До базового лагеря можно добраться в качестве попутчика на транспорте любой из турфирм, ведь очень часто машины в лагерь идут не полностью загруженные и вам будут только рады, но об этой услуге надо договариваться заранее. Стоп, вы же решили всё делать самостоятельно, тогда вам дорога на автовокзал к таксистам, но я думаю, что в этом пункте лучше отступить от строгих принципов автономного путешествия.
-Проблема воды. Воду в Оше можно пить безбоязненно… из бутылок - минералка, различные соки- без проблем. Из под крана- не стоит. В лагерях только кипячёную.
Это только в рекламе, кристально чистые реки берут своё начало высоко-высоко в горах. На практике, если у вас нет системы очистки воды- кипятите. Если есть, тоже кипятите. И не берите воду из различных стоячих водоёмов- ледниковые озёра и т.д.
-Проблема незнания маршрута. Это вообще не проблема. Интернет забит всякого рода описаниями и путеводителями. Но проще всего-это поговорить с местными гидами, нам не сложно объяснить дорогу. Посмотрите вокруг. Скорее всего тропу уже кто то протоптал и лучше всего следовать по ней, только не надо не зная местных особенностей спрямлять дорогу или искать более короткую.
-Проблема безопасности. Вот это действительно проблема которой необходимо уделить побольше внимания. Во-первых страховка. Если вы собираетесь совершить столь серьёзное восхождение не поленитесь потратить небольшое количество денег и своего времени на оформление страховки. Не забудьте проверить наличие пунктов об отсутствии ограничений на высотные восхождения и заключайте договор на сумму которая может покрыть использование вертолёта, ведь во многих случаях это единственный транспорт который может спасти вам жизнь. Имейте с собой копию во время восхождения и если вы будете стоять на территории какого лагеря не забудьте предупредить о наличии страховки коменданта лагеря. Почему я так много времени уделяю страховке?
Дело в том, что при организации спасработ (не дай Бог) первый вопрос который задают организаторы это вопрос о страховке. Вы можете сколько угодно долго обвинять нас в корыстолюбии и бессердечии, но вы должны понимать, что в нашей маленькой, но очень независимой стране нет ни МЧС, ни общественного спас. отряда. И если вам наплевать на собственную безопасность, то вертолёт прилетит скорее всего не скоро. Хотя регулярно приходится спускать разного рода восходителей без какого либо обеспечения. И ещё один пункт, я ещё к нему вернусь позже, от начала крутого подъёма с лагеря 1(4200) до лагеря 2(сковорода) всегда ходить только в связке. Вам может конечно показаться что трещин нет и ваш более опытный друг уверяет вас, что он сто раз так делал- пожалуйста всегда используйте верёвку. Регулярно случаются провалы в трещины и не всегда провалившихся удаётся спасти. И всегда предупреждайте о своих перемещениях и планах своих друзей и знакомых которые остаются в лагере.
И всё же основной проблемой с которой придётся столкнуться во время автономного путешествия это то, что по настоящему ваша судьба будет волновать только вас и ваших близких. Будьте внимательны на маршруте и удача будет на вашей стороне.
Если тема показалась вам интересной пожалуйста отметьтесь в комментариях. Следующий рассказ о Базовом лагере пика Ленина “Ачик-Таш“.