В 30 километрах от Берлина, рядом с небольшим городком Финовфурт находится аэродром Финов, на котором до вывода российских войск из Германии в 1994-м году базировалась Советская авиационная часть. Сейчас на его территории расположен музей авиационной техники под открытым небом. Несколько МиГ'ов - МиГ-15УТИ, МиГ-17Ф, МиГ-21ПФМ, МиГ-23УБ, МиГ-23БН, СУ-22М, ИЛ-14П, АН-2, Ту-134, ЯК-28, МИ-8 и другие менее знакомые самолеты и вертолеты стоят рядом с массивными бетонными ангарами. С красными звездами или гербами ГДР на хвостах и фюзеляжах. Здесь мне неожиданно открылась еще одна страница из истории Холодной войны.
6 апреля 1966-го года летчики Юрий Янов и Борис Капустин, проходившие службу в Группе Советских войск в Германии, перегоняли истребитель-перехватчик ЯК-28П, прибывший в их воинскую часть, на другой аэродром. Полчаса в воздухе. Но во время полета произошло почти невероятное - у самолета отказали оба двигателя, он начал терять скорость и высоту. Пилот Борис Капустин планировал кругами, то резко бросая вниз, то поднимая машину пытался перезапустить двигатели и отклонился от курса. Когда самолет вынырнул из облаков, оказалось, что под ними Берлин, район Шпандау. Многотонный ЯК с полными баками горючего падал на густонаселенный город. Летчики стали уводить самолет от жилых кварталов в сторону леса, который оказался немецким кладбищем. В Пасхальное воскресенье там было много людей. С аэродорома поступил приказ катапультироваться. Командир Капустин сказал штурману: "Юра, тебе надо сейчас прыгать." Но Штурман Янов понимал - выстрел его катапульты нарушит аэродинамику падающего самолета и удерживать его в воздухе дольше, а, значит, отвести от людей, пилот не сможет. Он ответил: "Борис Владиславович, я с вами." - "Юра,прыгай!" - "Командир, я остаюсь." - "Спокойно, Юра, садимся."
В середине 60-х высота катапультирования была ограниченной, и пока летчики уводили самолет за город, она стала ниже предельно допустимой. Последним их шансом оставалось приводнение на реку Хафель или озеро Штоссензее. Невероятными усилиями пилот выровнял самолет и довел его до воды. Но на пути оказалась дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. Последним усилием Капустин смог поднять ЯК-28 над дамбой. Перевалившись через нее, самолет резко, с большим наклоном ушел под воду, зарывшись на два метра в глубокий слой ила на дне озера Штоссензее. Это произошло в британском секторе Западного Берлина, в нескольких сотнях метрах от границы с Берлином Восточным. Пока советские военные искали упавший самолет на своей территории, английские водолазы с помощью специальной техники разрезали машину на части и вывозили на берег. Для британских военных это был прежде всего ценный трофей, позволявший изучить военные секреты противника. Только через двое суток после падения водолазы смогли добраться до кабины и обнаружили, что пилот мертвой хваткой сжимал штурвал до последней секунды - с такой силой, что порвалась кожа летных перчаток.
8 апреля состоялась торжественная, с наивысшими воинскими почестями, передача останков тел летчиков представителям Группы Советских войск в Германии. Для этого из Великобритании прибыл королевский оркестр. Тысячи немцев - от простых граждан до руководителей страны - пришли отправить в последний путь двух героев, пожертвовавших своими жизнями ради жизни других. Каждый город и каждый поселок восточной Германии прислал своих представителей - настолько велико было уважение немцев к подвигу старшего лейтенанта Янова Юрия Николавевича и капитана Капустина Бориса Владиславовича. Несколько часов, пока останки летчиков готовили к отправке в СССР, колонна граждан ГДР, желавших отдать последние почести, неперрывно возлагала на аэродроме цветы и венки. Бориса Капустина похоронили в Ростове-на-Дону в один день с отцом, который не пережил горя. У летчика остались жена и сын. С Юрием Яновым прощались в Вязьме. У него остались жена и двое детей. В мае 1966-го года оба летчика были награждены орденами Красного Знамени посмертно. Роберт Рождественский и Оскар Фельцман посвятили их подвигу
песню «Огромное небо», которую исполнила Эдита Пьеха. А к 35-летию тех событий в авиационном музее на аэродроме Финов у самолета ЯК-28 был установлен памятник с именами летчиков и надписью "Памяти всех жертв холодной войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей".
Говорят, что когда летчики скандинавской авиакомпании SAS впервые попали в этот музей, они были настолько потрясены экспозицией, что включиил его в путеводитель самых интересных мест в мире, который ежегодно выпускает этот авиаперевозчик. Мне хоть тема самолетов не очень близка, но побродить там было очень занимательно. Поэтому я покажу, что увидел и расскажу, что узнал.
У входа на территорию стоит модернизированный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик СУ-22-М4, экспортная модификация. Около 350 таких машин поставили в 11 стран. В воздушном флоте ГДР это был самый современный и мощный истребитель.
Мы приехали в музей в понедельник, а на выходных на его территории проводилась выставка военной техники, некоторые экземпляры еще не успели уехать или только собирались уезжать.
Машина Советской Армии!
По-моему, это миноискатель.
А этот бронетранспортер-амфибия, по-моему, может все, только что не летает.
КрАЗ, самый мощный грузовик после БелАЗа, так я думал в детстве.
Знакомые с детства надписи на машинах - ВАИ и Комендатура. В Гвардейске до сих пор расположены 3 воинских части.
МиГ-21ПФМ - легкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, экспортная модификация первого МиГ'а с треугольным крылом. В 1966-68 годах производились на экспорт, в Германии состояло на вооружении 72 таких самолета.
МиГ-23УБ, учебно-боевой самолет, многоцелевой истребитель третьего поколения. В Германии использовались 11 таких машин с 1978-го по 1990-й год.
Этот ИЛ-14П был построен в 1958-м году, использовался для перевозки важных военных чинов в ГДР, пассажирская нагрузка - 18 человек. Был выведен из эксплуатации в Германии в 1982-м году.
Рядом с ним - ЯК-28, советский многоцелевой сверхзвуковой реактивный военный самолёт.
Этот экземпляр летал в составе 931-го отдельного гвардейского разведывательного полка 16-й воздушной армии с авиабазой в городе Вернойхен (Werneuchen) под Берлином.
Целый ангар отведен под пожарную технику.
Восточно-германские братья Garant и Robur.
АН-2, всем известный "кукурузник". Этот самолет производился в СССР, Польше, Германии и продолжает выпускаться в КНР. До появления АН-3 он был самым большим в мире одномоторным бипланом. Занесен в книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, которые выпускается уже более 70 лет (начал эксплуатироваться в 1947-м году).
В ангарах стоит неимоверное количество деталей - турбин, моторов, частей фюзеляжа, останки найденных после войны самолетов. Некоторые из них имеют информационные таблички, а некоторые - безымянные.
Турбовентиляторный двигатель Д-30КУ, разработанный в ОКБ Соловьева в 1963-м году. Устанавливался на ТУ-154М и ИЛ-62М.
Л-29 Дельфин - первый чехословацкий серийный реактивный самолет. В 1961-м году выбран основным учебно-тренировочным самолетом стран участниц Организации Варшавского договора. В Чехословакии он получил прозвище "летающая коляска" - курсант совершал свой первый самостоятельный полет на Дельфине всего после 13 часов полетов с инструктором.
Сессна-172, американский легкий самолет, самый массовый в мире, с 1956-го года было построено более 44 000 самолетов. В музее стоит модель Т-41, использовавшаяся в ВВС США.
Советский пассажирский самолет ТУ-134. Выпускался серийно с 1966-г по 1984-й год в Харькове. Сейчас такие уже не летают.
Вертолеты МИ-8Т, транспортная модификация самого массового двухдвигательного вертолета в мире. Кажутся небольшими, но когда рядом с ними стоишь - такие громадины!
Польский самолет PZL M-18A по прозвищу Верблюд. В передней части корпуса, перед местом пилота, у него находится резервуар для химикалий или воды - распылять над полями или тушить пожары.
Верблюд - потому что горбатенький.
Или вот еще вертолетный ангар, с советскими экспортными МИ-2 (полицейский) и Ка-26, серийное производство которых началось в конце 60-х годов.
Еще два советских истребителя, служивших в разное время Германии - МиГ-23БН (слева) и МиГ-17Ф.
Серийное производство МиГ-15Ф началось в 1952-м году, с 1959-го по 1983-й год он состоял на службе ВВС ГДР.
А МиГ-23БН пришел ему на смену. с 1979-го по 1990-й год 22 таких самолета состояли на вооружении в Восточной Германии
Зеленый огонь на правом крыле, как и на судне.
Ракетница.
Из ангара выглядывает МиГ-15УТИ - реактивный двухместный учебно-тренировочный самолет на базе МиГ-15. Разработанный в 40-х годах, он выпускался с 1950-го по 1959-й годы.
Обе кабины - для инструктора и обучаемого летчика - оснащались полным набором приборов и катапультными креслами.
И последний МиГ - 21Ф-13, один из 75 служивших в Восточной Германии.
На небольшом танкодроме рядом с ангарами застыл по дороге на Москву какой-то драндулет.
Можно еще добавить, что в сувенирном магазине продаются тематические книги, журналы и модели самолетов, а также продукты питания из стратегических запасов Восточной Германии. Вот их пробовать я бы не советовал, а посетить музей очень рекомендую. Особенно тем, кто связан с небом и самолетами. А я буду готовить отчет по подъему на местную водонапорную башню.