В июне 1999-го года я пришел на Крузенштерн курсантом для прохождения морской практики - добирался с однокурсниками из общаги на трамвае с тремя сумками в руках и вешалкой с бушлатом до порта, шел пешком до двадцать пятого причала - оттянул обе руки - и совершенно не представлял, что меня ждет впереди. Три регатных месяца в рейсе перевернули мою жизнь, я влюбился в парусник и работающих ни нем людей и собирался вернуться туда уже для работы. Было ужасно приятно, что парусный мастер дядя Лёва, боцман фока Забобон Сергей Григорьевич (Забобона - так смешно называл его старший боцман Мамикон Рафаэлович) и матросы, с которыми я работал на мачте, узнавали меня, встречая иногда в Академии. И с тех пор для меня существовал только один парусник - Крузенштерн, а все остальные не шли с ним ни в какое сравнение и были лишь конкурентами в парусных регатах. Тот же Седов со стороны казался неухоженным, проржавевшим судном, которому недолго уже осталось ходить в море ("подумаешь, всего на три метра больше нашего лишь из-за длинного бушприта..."). А когда я приезжал на Крузер уже с семьей, то времени на другие парусники просто не оставалось. Но времена меняются. Седов сменил порт приписки с заполярного Мурманска на родной Калининград, друзья с Крузенштерна перешли работать на Мир и Седов, и вот уже второй год я вижу в Гамбурге 11 российских мачт и три бушприта на причале рядом друг с другом, и в душе при этом рождается что-то теплое типа "наши, родненькие..." И хотя спешу я все равно на свой "человек и пароход", но желание попасть к соседям и посмотреть, как у них там все устроено, оттопыривалось все заметнее. А в этот раз оно неожиданно исполнилось.
В конце 2019-го года три российских парусника - Паллада, Седов и Крузенштерн - начнут продолжительные кругосветные и трансатлантический рейсы, посвященные 200-летию открытию Антарктиды южной полярной экспедицией Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Паллада выйдет из Владивостока в ноябре 2019-го, обогнет Антарктиду и вернется домой в июне следующего года. Седов выйдет в декабре 2019-го из Кронштадта, пройдет Атлантический, Индийский и Тихий океан и через Панамский канал вернется в Калининград в декабре 2020-го. Крузенштерн покинет порт приписки в ноябре 2019-го, встретится с двумя другими парусниками у берегов Антарктиды и пойдет в Черное море для посещения российских портов Севастополь, Новороссийск, Ялта, Сочи. Домой, в Калининград, барк вернется только в сентябре. А перед рейсом ему предстоит замена главных и вспомогательных двигателей, аварийного дизель-генератора, опреснительных установок и пищеварных котлов на камбузе. И всё это значит, что в ближайшие полтора-два года мы можем вообще не встретиться! Поэтому в Гамбург я бы поплыл на лодке, полетел бы на воздушном шаре, поехал бы на велосипеде, но решил не испытывать судьбу и добираться на мотоцикле. Пятьсот километров туда, пятьсот обратно по немецкому автобану без ограничения скорости - это сущая ерунда, надо только во время движения выполнять ягодичные упражнения, чтобы от затекания не отвалилась задница, и иногда снижать скорость со 170 км\ч, чтобы от встречного потока воздуха не отвалилась голова.
На ужин на Крузенштерне я успевал с получасовым запасом, поэтому решил посмотреть на пришвартованные парусники с другой стороны реки, откуда должен был открываться шикарный вид на город. Наивный, я совсем забыл, что в Гамбурге проходит крупнейший в мире портовый праздник, на который приезжает до миллиона гостей! К тому же на Эльбе в это время показывали танцы буксиров, толпа людей двухметровым слоем заслоняла горизонт, лавочки, мусорный бак и даже фонарь были заняты. А километр от парковки мотоцикла до Крузенштерна толпа меня пронесла за час! Но Влад Коновалов, который из рогатого переквалифицировался в маслопупого (был плотником и боцманом, стал четвертым механиком), накормил меня, Миша Привалов напоил чаем со вкусными плавающими листьями заварки и подарил значок с георгиевской ленточкой для Яши, а Юра Юров, парусный мастер с Мира, забежавший к своему коллеге Игорю Майорову поговорить об иглах, нитках и парусине, смотрел на фотографии моих детей в телефоне и резюмировал: "Ленка-то как на тебя похожа стала! Значит, с любовью сделана!" Саша Лесников бы дежурным боцманом, а Олег Кучеренко, вернувшись из города, радовался: "Всего 130 рублей на карточке осталось, избежал позора на кассе! А что - все покупают, и я покупаю. Набрал какой-то ерунды." Потом он звонил по скайпу дочери в Сочи, и мы передавали его внуку видеопривет.
Крузенштерн был открыт для посещения до 11 вечера, чтобы с палубы можно было посмотреть на праздничный салют, а движуха на берегу продолжалась до поздней ночи. Но нет лучшего времени в Гамбурге, чем раннее утро. Только маньяки-фотографы, курсанты на зарядке с двух самых больших российских парусников да ошалевшие от смены часовых поясов японские туристы появляются в это время на залитой солнцем пустынной набережной. "Смотрите, - говорит им гид торжественно, - такой картины вы днем уже не увидите!" С залихватски поднятыми вверх усами немец Ульф, иностранный турист-практикант на Крузенштерне, рассказал мне про старый тоннель под Эльбой, один из самых старых подводных тоннелей в Европе, признанный историческим символом инженерно-строительного искусства Германии, который проходил как раз под нашим парусником. Построенный к 1911-му году для перемещения докеров, работающих в порту, автомобилей и конных экипажей, он состоит из двух параллельных ходов длиной 426,5 метров такой высоты, чтобы кучер мог размахнуться хлыстом! Попасть в тоннель можно на двух пассажирских и четырех грузовых лифтах, которые могут поднимать и опускать машины и конные экипажи массой до десяти тонн! Внутри все облицовано кафельной плиткой, как в бассейне, только вода находится не внутри, а снаружи. Центр тоннеля находится на глубине 21 метра от уровня воды в реке. Потрясающее сооружение! Перейдя по нему на другой берег Эльбы, я попал как раз на то место, где вчера все было забито людьми. Тихо, безлюдно, только слышно, как на наших парусниках объявляют по судовой трансляции: "Судовое время восемь часов тридцать минут. Второй смене курсантов завтракать."
А потом время вдруг проснулось и понеслось, как сумасшедшее. На трапе Крузенштерна я неожиданно встретил Изабел Тимпе. Она уже лет 25 занимается связью Крузенштерна и Седова с Германией, а в 1999-м году она в нашем рейсе работала с иностранными туристами, но с тех пор мы двадцать лет не виделись! Не то, чтобы мы были друзьями, но у меня осталось от нее очень хорошее впечатление. Иза - удивительно приятный в общении человек, и время ее совсем не изменило! Мы проговорили целый час на корме про жизнь, парусники и чувства к ним, про сближение Крузенштерна и Седова, реставрацию в Гамбурге сестры Падуи\Крузенштерна - четырехмачтового барка Пекин, который вернули в родной город из Нью-Йорка. Я слежу за его восстановлением в инстаграме -
@viermastbarkpeking. Оказалось, что представители Пекина побывали днем ранее на Крузенштерне с официальным визитом и преподнесли в качестве подарка оригинальный судовой иллюминатор. Иза познакомила меня с Наташей - буфетчицей в курсантской столовой Крузенштерна, за публикациями которой с борта Седова в фэйсбуке я следил, пока она там работала. Потом Иза предложила показать мне Седов, на котором я еще никогда не был, и мы пошли на барк, которого в 2021 год ждет столетний юбилей. Поднялись через красные флажки, запрещающие вход, на верхний мостик. "Я здесь как "bunter Hund" - как это будет по-русски? - "пестрая собака", меня все знают, мне везде можно," - объяснила Иза.
Управление Седовым в море до сих пор осуществляется силами четырех курсантов на штурвале, а штурманская рубка на верхнем мостике - до смешного маленькая, в ней два человека поместятся с трудом, но оригинальная, настоящая. На Крузенштерне мостик был модернизирован, а управление переведено в штурманскую рубку, огромный штурвал на палубе там теперь выполняет лишь декоративную функцию. То же самое - ради безопасности мореплавания - хотят сделать и на Седове. "Разве можно так делать, это же памятник, это же история, у нас для такого есть понятие - Denkmalschutz (охрана памятников), это надо сохранить!" - возмутилась Иза и начала действовать. Он нашла фирму, которая может сделать комбинированное управление - сохранить оригинальный привод штурвала к перу руля и добавить автоматизированный штурвал в рубку. Сотрудники фирмы пришли на Седов, посмотрели и сказали, что им нужно знать величину "крутящего момента", которая должна была быть известна строителям барка. Судоверфь "Германия", на которой в 1921-м году в Киле был построен Седов (первоначально он назывался Magdalеna Vinnen II), в 1945-м году прекратила свою деятельность, но компания-проектировщик судна до сих пор существует. Иза обратилась к ним, и ей разрешили поискать нужную информацию в архивах компании. И вот на какой-то столетней бумаге она нашла чертеж рулевого управления, который поможет фирме рассчитать этот таинственный для обычного человека "Drehmoment"! И огромный штурвал, сделанный, кстати в Ленинграде в 1974-м году, возможно, останется рабочим.
Старшим помощником на Седове сейчас работает Алексей Купран, который в 1999-м году был на Крузенштерне боцманом второго грота. С ним я не был даже знаком, но курсантом приходил к нему в каюту за морилкой для дерева (я делал подставку для ракушки с Шетландских островов), и о нем у меня тоже осталось очень хорошее впечатление. Молодой, стройный, веселый, с длинными светлыми волосами он был похож на лихого моремана, которым и мне хотелось быть. Иза говорила про него, а я все думал о другом человеке с похожей фамилией, и когда мы встретились - как и с Изой, двадцать лет спустя - я не сразу смог его узнать.
Изабел показала мне некоторые внутренние помещения судна. Огромный актовый зал по ширине занимает все пространство от борта до борта, здесь она выступала на небольшой сцене несколько раз с концертом. Иза - фониатр, занимается проблемами речи и сама очень хорошо поет - ее голос охватывает три с половиной октавы. А парой дней раньше здесь играл на гитаре и пел Олег Нестеров
o_nesterov вместе с Михаилом Габолаевым - участники группы Мегаполис. Часть моего Я, ответственная за нежность, сформировалась на их песнях, начиная со случайно купленного в 1994-м году альбома "Женское сердце/Пестрые ветерочки". Я знал, что Олег уже несколько раз ходил на Крузенштерне, пел по дороге в Гамбург знакомый наизусть репертуар Мегаполиса, и втайне надеялся встретить его, но мы разминулись буквально на несколько часов! Салон капитана шикарно отделан, ремонт в нем практически закончен. А рядом с ним, в кают-компании с баром, на палубе старинным паркетом выложена роза ветров в самом центре судна, там, где меньше всего ощущается качка. Зайдешь в одно из этих помещений и не веришь, что находишься на борту судна, а тем более - почти столетнего парусника.
Как настоящий мужчина, я не могу заниматься двумя делами одновременно - разговаривать с женщиной и осматривать парусник, тем более, что общаться мне было намного интересней. Поэтому когда у Изы появились другие дела, я пошел прогуляться по палубе один. И тут сумасшедшая идея встречаться со знакомыми людьми не договариваясь в неожиданных местах наконец-то сработала! У трапа я встретил и сразу же, с первого взгляда, узнал знакомую только по фэйсбуку и инстаграму фотографиями и историями морской жизни Светлану, потом подошел капитан Седова в отпуске Женя Ромашкин, с которым мы еще курсантами работали в пекарне на Крузере, а с ним - Бригитта, познакомившая меня с моей будущей женой, и Кристл - с ней и ее покойным другом я очень тепло общался в моем последнем рейсе на Крузенштерне 16 лет назад. Все вместе мы пообедали на Седове и пошли на Мир в гости к Юре Юрову - устроили фотосессию на корме. Женя, Юра и я - мы вместе начинали работать на Крузенштерне 17 лет назад. Один теперь - капитан Седова, второй - парусный мастер на Мире, ну а я.... Не знаю, перечислять всё, чего я добился за прошедшие годы, или не стоит.... Мне просто очень приятно видеть всех этих людей хоть иногда, хоть раз в год, хоть раз в двадцать лет, хоть в Рейкьявике, хоть в Гамбурге, хоть в Оостенде.
На Крузенштерн я уже вернулся ближе к отходу с еще шумевшей от встреч головой. И как только начались подготовительные к отшвартовке операции, сошел на берег. Народ уже занимал лучшие места на набережной, чтобы посмотреть на парад парусников на Эльбе. Миша проводил меня, обняв на прощание, и я ответственно заявляю, что он самый теплый боцман в мире! Я не стал дожидаться отхода Крузенштерна и проверять себя на сентиментальность, а поехал к лоцманскому маяку, мимо которого должны были пройти парусники. Про него мне рассказала Изабел, которой на параде выпала честь приветствовать тифоном с Седова Крузенштерн. У маяка тоже собралось много народу с фотоаппаратами, биноклями и даже дронами, но мне удалось найти уединенное местечко, с которого я приветствовал проходящие мимо парусники. Им было уже не до меня, они, легенды из прошлого, уходили в будущее, и, как и Карлсон, обещали вернуться. Домой я приехал уже ближе к полуночи. Я так и планировал, я знал также, что ожидается похолодание до 3 градусов, поэтому взял с собой зимние перчатки, чтоб руки не замерзли - в таком длительном путешествии надо попытаться все предусмотреть. У меня замерзло все, кроме рук, я скукожился и стал на несколько сантиметров короче. И теперь ответственно заявляю, что жена, ожидающая твоего возвращения, теплее самого теплого боцмана в мире.
Белоснежный Седов и все одиннадцать российских мачт.
Все остальные фотографии (а их "всего" 94) следуют в хронологической последовательности и показывают то, о чем я рассказал, и даже немного больше.
Буксиры оттанцевали и ушли, а радуга осталась.
Кто-то прилетел в Гамбург на воздушном шаре! Я медленно, но верно приближаюсь к российским парусникам.
Седов у причала в лучах закатного солнца.
Мир официально - самый быстрый парусник в мире.
И Крузенштерн.
Свежевыкрашенный во время ремонта борт.
Влад Коновалов. Серьезные лица сейчас в моде.
И несерьезные тоже.
Юра Юров и Миша Привалов. Ну что за люди! Сказал же - сделайте серьезные лица.
Два парусных мастера разговаривают о своем, глаза на одном уровне. Мы с Мишей смеемся - "Юра, доставай кольцо, кто ж предложение без кольца делает?"
Наши мачты в немецком вечернем небе.
Подстветка мачт на Крузере.
И на Мире такой обзавелись.
Салют на фоне 18-палубного 300-метрового круизного лайнера.
Сердечко из якорей на швартовном кнехте на Крузенштерне.
Крузенштерн ранним утром в Гамбурге.
Здание, в окнах которого отражаются мачты Крузенштерна - вход в тоннель под Эльбой.
Информационаая табличка у входа, наглядно показывающая, что из себя представляет тоннель.
Жертва соблазнов Гамбурга - спящий стоя.
Заходишь внутрь, а там - бам! Взгляд вниз.
Взгляд вверх.
Барельефы инженеров этого тоннеля на стенах.
Один из двух рукавов тоннеля. Другой - точно такой же.
На стенах - керамические барельефы на морскую и арктическую темы.
По будним дням тоннель открыт и для машин за скромную плату в 2 евро, а для пассажиров и пешеходов работает бесплатно и круглосуточно. В конце января в тоннеле проводится марафонский забег, в котором могут участвовать только 280 человек. Надо пробежать по двум рукавам тоннеля чуть больше 48 кругов. А в мае-июне в тоннеле проводится выставка современного искусства ElbArt.
Лифты для машин.
Набережная района Санкт-Паули с другого берега.
Возвращаемся на нашу сторону. Мир и мачты Крузенштерна.
Седов кажется огромным. Наверное, его белый цвет полнит.
Курсанты Седова на утренней пробежке.
В инстаграме есть один очень интересный фотограф, на которого я подписан -
@denischerim. Следующие две фотографии, разделенные пополам одной прямой линией, сделаны под влиянием его работ.
На борту Седова с Изой.
Капитанский стул на капитанском мостике.
Огромный актовый зал.
Фотография с сайта bgarf.ru. Дмитрий Павлов, Олег Нестеров и Михаил Габолаев в актовом зале Седова.
Салон капитана.
Бар в кают-компании.
Роза ветров.
Выход на верхнюю палубу.
Ну, тут и комментировать нечего - судовая рында.
Шкафут на Седове намного длиннее крузенштерновского, продолжается аж почти до первого грота. И марсафальной лебедки у них нет. Верхний марса-рей поднимается вручную через блок, вон он, у пожарного щита.
Сквозняк, однако!
Чистая и приятная палуба.
Кнехты на Седове тоже украшены латунными набалдашниками, чтоб курсантам было что начищать.
На штурвале выбиты все три имени, под которыми ходил и ходит парусник.
С 1975 по 1981 год вместе с капитальным ремонтом Седов прошёл модернизацию. Как вспоминал капитан парусника В. Т. Роев: "От старого судна остались только воспоминания, корпус, рангоут да водонепроницаемые переборки". Штурвал был сделан как раз в то время.
Почти вся палитра цветов.
Эта фотография 1999-го года, верхний ряд второй слева - боцман Алексей Купран. Вот что написано про меня
у меня в дневнике курсанта:
"Был в каюте у боцманов фока и 2-го грота. Вообще-то, я пошёл к Лёхе - боцману 2-го грота, стройному, длинноволосому парню, женатому, между прочим. У них с Забобоном в каюте целая мастерская, наверно. На столике 2 корабля, вырезанных из дерева, стоят. А в ящике, из которого Лёха морилку достал, всяких штучек для резьбы полно. Лёха, наверное, хороший муж. Да и человек тоже хороший. Простой."
А вот фотография "Встреча 20 лет спустя" с Лешей и Изабел.
Кристл, Иза, Бригитта и Светлана.
Крузенштерн с кормы Мира.
Вот так на фотографиях выглядит капитан Евгений Ромашкин.
А вот так - Женька Ромашкин.
С Юрой у меня есть фотография
с 2002-го года, наш первый рейс.
Женька Ромашкин - первый рейс на Крузенштерне в 2002-м.
А вот такие мы теперь.
На фоне Крузенштерна.
С Игорем Майоровым.
Начинается парад парусников.
Первым идет баркас для производства радуги.
А за ним уже Седов.
Нахальные голландцы лезут поперед батьки в пекло!
Следующим идет "Александр фон Гумбольдт II" с зелеными парусами, и уже можно легко узнать мачты Крузенштерна. Мир в параде не участвовал.
21-й век на дворе!
И родной, любимый Крузенштерн.
Всё, отчет закончен!