Фестиваль парусов Sail Den Helder 2017.

Jun 27, 2017 23:10

   
Сразу скажу - парусный фестиваль в Ден Хелдере понравился мне больше, чем в Амстердаме. Во-первых, город с главной военно-морской базой Нидерландов находится в такой глуши, что не каждый враг, а тем более ленивый турист туда доберется. Поэтому никаких пробок и очередей, людей много, но все целеустремленные и интересующиеся. Во-вторых, почти все большие парусники были пришвартованы рядом друг с другом, при желании можно было спокойно подняться на каждый без очередей и толкотни. Я знаю только двоих человек, которым ничего не удалось. Леонид и Светлана приехали из Маастрихта в субботу поздно вечером (в масштабе одной страны это как из Улан-Уде добраться до Калининграда), переночевали на острове Тессел, а когда в воскресенье подошли к Крузенштерну, барк уже готовился к отходу и был закрыт для посещения даже одной ногой. Я познакомился с ними у трапа, поэтому этот пост и для них тоже. И в третьих, база была закрыта часов до десяти утра, и я проснувшись перед рассветом, гулял среди спящих парусников в полном одиночестве, сочувствуя вахтенным ночной смены и наблюдая за пробуждением жизни после субботних вечеринок. Как жаль, что больше никто этого не видел, и как хорошо, что я могу это все показать. Но все таки главная цель моей поездки была другая. Я заказал для боцмана первого грота Влада Коновалова стул для его дочки Софии и привез его из Германии на машине, а из Бреды в Ден Хелдер - на мотоцикле. Коробка со стулом еле влезла в багажник Опеля Зафиры, а как она поместилась на мотоцикле можно посмотреть на фотографиях под катом. Ну а теперь, раз опыт получился удачным, говорил я друзьям-морякам, можете заказывать у меня хоть мебель, хоть сантехнику. Без проблем.

С недавних пор походить по морям под парусами Крузенштерна можно и туристам из России через "Клуб Путешествий Михаила Кожухова". В этот раз известный журналист и ведущий сам привез и будет сопровождать группу из сорока шести человек. Меня привели к ним в кают-компанию, они пели песни под гитару и смеялись. Но беззаботное время для них кончилось быстро. "А вы боцман какой реи? - спросила одна девушка Влада на корме во время салюта, - первого грота? А это какая мачта - первая или вторая? Вторая, да? А можно я к вам запишусь, а то говорят, что на третьей мачте боцман очень строгий, ругается." Да, боцман второго грота Саша Лесников - известный враг лентяев, неумех и прощелыг. Слава о нем гремит далеко за пределами Крузенштерна. От него живым без знаний и умений никто не уходил. А как по другому - море ошибок не прощает. Я слушал, как старший боцман Миша Привалов проводил поутру первую вводную экскурсию одной группе путешественников: "...Корпус барка сделан из круповской супер стали и, как и весь рангоут - мачты, реи, стеньги и прочее-прочее, состоит из оригинального материала, с тех времен. Только вот фок-мачта у нас однажды в шторм сломалась у Бермудских островов, и при ремонте поврежденный участок пришлось заменить. И бушпритом мы однажды чуть весь исландский военный флот не потопили. Бушприт погнулся, и поврежденную часть пришлось заменить. С левого борта якорь у нас сорвало при столкновении в Атлантическом океане с другим судном. А с правого борта мы и якорь, и 200 метров якорной цепи утопили в Тихом океане. Да, за девятнадцать лет работы здесь я многое повидал.... Так вот, это бушприт, к нему крепится такелаж косых парусов - фор-стень-стакселя, кливера, мидель-кливера и бом-кливера..."  "Ой, помедленнее, пожалуйста - перебили его сразу несколько голосов, - мы записываем..." Мне бы хотелось на этих же туристов после плавания на Крузере посмотреть, это были бы уже совсем другие люди. Особенно те, кто на второй грот попадет, к Саше Лесникову.

Курсанты, когда приходят на Крузенштерн, проходят обязательную десятидневную программу подготовки с получением допуска к самостоятельной работе с парусным вооружением. Боцмана и матросы обучают по 100 новых курсантов в каждом рейсе, более трехсот человек в год. "Не надо забывать, что это первая практика для ребят в море, - рассказывал дальше старший боцман, - которая может быть определяющей для их дальнейшей работы и жизни." Ой, думаю, сейчас на меня посмотрит, скажет, вот, мол, живой пример моих слов. Первых три месяца курсантом на Крузенштерне определили место моей дальнейшей работы, а работа на барке изменила всю мою жизнь. Но пронесло. Мне было так приятно смотреть на него, слушать о том, что и я так знал, смотреть на этих людей, у которых знакомство с Крузенштерном только начинается и еще неизвестно куда приведет, и уходить не хотелось.

Но пришло время прощаться. Парусники один за другим покидали военную гавань, чтобы пройтись парадом парусов вдоль песчаных дюн голландского берега. Я очень ждал этого момента. Я никогда раньше не видел Крузенштерн под парусами со стороны. С палубы - сто раз ( как четыре года назад во Флиссингене), но ни разу с берега. Но и в это раз помешал встречный ветер, парад получился без парусов. А еще я очень ждал прихода самого большого в мире парусника "Седов", который в начале июня поменял домашнюю гавань - переехал из Мурманска в мой родной Калининград, и спешил в Ден Хелдер, но сильный встречный ветер задержал его в Северном море. Он встал на якорь на рейде порта только вечером в понедельник для получения продуктов, и сейчас уже догоняет Крузенштерн. Оба парусника будут участвовать в регате в Балтийском море. И в этом году я их больше не увижу.

Дорожный знак в Ден Хелдере во время фестиваля предупреждает совершенно о другом: "Осторожно! Мачты и реи!"





Вот таким макаром я проехал 180 километров от Бреды до Ден Хелдера. А полиэтилен защитил коробку от дождя.




Хорошо, что я взял с собой доску на колесиках (под коробкой). На базу меня на мотоцикле не пустили, и коробку не пришлось тащить на горбу.







На Крузенштерне я встретил старого знакомого. Эльвир Венерович Харисов (справа) был зав. кафедрой физ. воспитания в последние годы моей учебы в Академии.




Освещение мачт на Крузере во время салюта. У маленького парусника такая же система. Последняя мода, наверное.







Бразильский военный парусный корабль "Cisne Branco" ("Белый лебедь"). Про него я еще расскажу.







Раннее утро, пять часов. Фотографий оказалось слишком много для одного поста. Поэтому здесь я выложу просто красивые картинки, а завтра или послезавтра покажу остальное и расскажу поподробнее.




Система освещения старой модели.







Офицер испанского парусника провожает девушку, а может и жену. Наверное, она приехала к нему в порт захода, как Ира когда-то приезжала ко мне.




Красавец "Белый лебедь" - единственный парусник в Бразилии.










Афродита на рассвете.




Эти мачты я узнаю везде и всегда.







На фоне парусников старинная машина не кажется раритетом. В ней продавали домашнее мороженое и горячие вафли со вкусом прошлого.




Трехмачтовый барк из Румынии "Mircea" стоит рядом с Крузенштерном.




Прелесть ночной вахты с 04:00 до 08:00 во встрече рассвета.







Два из трех норвежских парусников - трехмачтовый фрегат Sørlandet слева и трехмачтовый барк "Staatsraad Lehmkuhl" справа.
















На следующем причале стоит "Мир".







Весь парусный флот в этой гавани с крупнейшей в мире испанской топсельной шхуной "Хуан Себастьян де Элькано" на переднем плане.










Въезд в Новую Гавань Королевских Военно-Морских сил.




Не по размеру имя. Хотя, если бы у меня всегда так стоял...




В субботу 24-го июня Крузенштерну исполнился уже 91 год.




В коридоре висит поздравительная стенгазета.







В день рождения парусника три года назад умер его многолетний капитан Коломенский Геннадий Васильевич.




Интересные факты скопированы из Википедии. А в обгоне других парусников, стоя на якоре, я участвовал курсантом. Было это в 1999-м году, 28-го июля.




Крузенштерн готовится к отходу. Демонтируют систему освещения.




Под чутким руководством дежурного боцмана Саши Лесникова курсанты убирают в трюм гроб для умерших в порту моряков. В этот раз он не пригодился.




Миша Привалов на вводной экскурсии с туристами из клуба путешествий. На сайте клуба про Мишу написано так: "Когда Бог творил телесную оболочку Привалова, он не пользовался ничем другим, кроме топора. Зато, когда дело дошло до приваловской души, в ход пошли инструменты, пригодные разве что для сборки самых изысканных механизмов." Все верно.
















Румынский "Mircea" отшвартовывается и салютует фуражками.




Все парусники уже готовы к параду, не хватает только одного.




Нет, не этого.




И не этого.




Вот этого. Крузенштерн выходит самым последним и парад начинается.













Я не стал ждать, пока все парусники пройдут парадом без парусов. Такими я их и в порту видел.




Маяк на окраине Ден Хелдера. Он даже на сувенирных магнитиках изображен.




По дороге домой привет из деревни с названием "Привет"!




В фотоприложении - все остальное и поподробнее...

Ден Хелдер, мотоцикл, парусник, Крузенштерн, Нидерланды, #крузенштерн, #словокалининграду, Привалов

Previous post Next post
Up