В субботу по расписанию у нас намечался подвиг. Только отважные люди решаются на серьезный поступок в доли секунды, в обычной же семье из четырех человек с работой, школой и тренировками почти нет места для спонтанных решений. Все планируется заранее, остается только следовать плану. Если бы с погодой повезло, то и геройствовать бы не пришлось. Но у нас стремительно наступила холодная, ужасная, знаменитая, однодневная, голландская зима. Ночью выпал снег и не растаял! Температура упала до минус трех градусов, и изменение ее к положительным значениям синоптики обещали только к вечеру! У меня отменили футбольный товарищеский матч! На утренних дорогах происходило по одной аварии каждую минуту, и экстренные службы предостерегали от необязательных поездок. Но как отказаться от посещения фестиваля света в Амстердаме, когда ты неделю жил в предвкушении поездки, завтра последний его день, а послезавтра у детей уже начинается школа? Мой ответ - никак, но надо хорошо к этому подготовиться.
Я надел непромокаемые мотоциклетные сапоги на шерстяной носок, лыжные штаны и зимнюю куртку типа фуфайка. Жена в своих лыжных штанах могла стать отгадкой к загадке "сто одежек и все с застежками". (Не подумайте, что мы даже при отсутствии снега ходим тут на лыжах, штаны остались у нас с поездки на
кубок Мира по биатлону в Рупольдинге в 2005-м году, а лыж у нас никогда и не было.) Для детей, кроме одежды и запасной одежды мы взяли два одеяла и
нашу красную тачанку на случай, если они вдруг отморозят ноги и не смогут идти дальше. На четырех человек у нас было десять пар перчаток и варежек. Два термоса с чаем и паприковым супом. Печеньки и чипсы. Мы бы органично смотрелись в районе Северного полюса. И на улицах вечернего Амстердама в темноте на нас мало кто обращал внимания. Но в метро, когда мы возвращались к парковке с машиной, и Яша заснул в тачанке, на нас уже смотрели как на начинающих бомжей-аристократов, добровольно выбравших кочевой образ жизни. Снег к тому времени уже весь растаял, температура стала положительной, а тут мы в лыжных штанах. Так что эту ужасную зиму мы прожили в пути, выжили и, конечно же, не замерзли.
Ну и про фестиваль. Темой в этом году была бибиби.... мимими....... эээ, биомимикрия, чтоб её!, то есть, логика, структуры, знания, заимствованные у природы и служащие на благо человека. Тема довольно сложная, ограничивающая, с одной стороны, полет фантазии современных дизайнеров и художников. Может, поэтому было мало запоминающихся, впечатляющих инсталляций. Не стоит, конечно, забывать, что людям свойственно принижать значение всего непонятого или непонравившегося. Но, с другой стороны, сделать из говна конфетку запоминающийся и впечатляющий снимок - это тоже вызов, и тут не должно быть пределов полёту фантазии современных фотографов, которых там со штативами в два ряда вокруг каждого объекта стояли. У меня же в одной руке тачанка с двумя детьми, на другой - три пары перчаток, если фотография резкая получится - это уже сродни подвигу.
Парник из уранового стекла, которое светится под воздействием ультрафиолета и реагирует изменением свечения на голоса. Обычное стекло само по себе не светится, а вот урановое - да. Все пластины автор выплавлял, выдувал, изготовлял сам. Процесс создания, показанный на сайте, впечатлает больше самого объекта. Рядом с парником - туристический гид.
Кстати, вот ссылка на официальный сайт, где представлены все объекты фестиваля и процесс их создания. Внизу, сразу за картой, все на английском -
https://amsterdamlightfestival.com/en/light-art/illuminade/ Это похоже на ультрасовременный банкомат, а на самом деле - это интерактивное панно, реагирующее на движения человека.
Вечерний Амстердам. Небольшой недостаток фестиваля - он каждый год проходит в одном и том же районе. Я уже эти корабли, эти улицы, эти мосты фотографировал. А на заднем плане светится фиолетовым светом объект, на создание которого авторов вдохновили глубоководные организмы, для которых свечение - биолюминисценция - это способ общения и\или выживания.
Корневая система гигантских размеров, интерактивно меняющая цвет, отражается в рекламном щите.
Обычные дома и плавучие.
Во время Второй Мировой войны из этих домов, преимущественно населенных евреями, вывозили в концлагеря целые семьи, из которых никто не вернулся назад. В память об этих людях на набережной рядом с табличкой с номером дома указаны их имена. Дом 24 - 4 семьи.
В 2013-м году на фестивале об этом была отдельная, душещипательная и потрясающая работа.
На этом фестивале света,
как и в Эйндховене, теперь тоже привлекают детей. Ученики из восьми школ города трудились над различными проектами.
Гигантские коловратки - в природе их размер не превышает 2 мм - не только сохраняют свою ДНК, но могут ассимилировать ДНК других живых организмов. По мнению авторов, это аналог современной информационной системы.
Летающие, светящиеся зеленые хрюшки являются символами утилизации и позитивизма, если вы еще об этом не думали, играя в Angry Birds. Я им тоже немножко дал полетать.
Семейный тепловой портрет с помощью современных инфракрасных технологий. Лица (и у меня руки) у нас теплые-теплые.
К этому моменту Яша немного проголодался, поэтому он увидел здесь гигантский пончик-донатс. В течении года автор этой работы снимал камерой изменения в этом парке, которые объеденил в минутный ролик, показывающий смену времен года.
Гигантский глаз голодный Яша тоже принял за донатс. А он, между прочим, должен заставлять задуматься о толернатности.
Самцы птицы-шалашника, обитающей в Австралии и Новой-Гвинее, сооружают на земле в период размножения огромные шалаши из веток и украшают территорию перед ними (цветами, ракушками и пр.), чтобы привлечь самку для спаривания. Когда европейцы впервые увидели шалашики, сооружённые этими птицами, они не могли даже подумать, что эти сооружения возведены невзрачными птицами, суетящимися поблизости. Предполагалось, что эти шалаши строят для развлечения своих детей туземные женщины, или что это дело рук кенгуру (видимо, это странное животное на всё способно). Одна из самых красивых работ.
Танцующее дерево на экране повторяет движения человека, стоящего в определенном месте.
Проекция пчелиной семьи на здание.
Отсутствие резкости придает этой фотографии определенный шарм.
Фонарь, канал, окно. В окне не только человек двигался, но и кот бегал.
Я долго ждал, пока мужик слезет с постамента, хотел так же сфотографироваться. В конце-концов плюнул и ушел. А деревья надо обнимать, и они отвечают изменением цвета.
На фэйсбуке есть страничка, называется
"Голландия для своих", где можно не только узнать много интересного про Нидерланды, но и заказать здесь русскоязычную экскурсию. Я с недавних пор на нее подписан. А вчера в Амстердаме мы познакомились с одной из ее модераторов. И если бы не она, мы бы никогда не узнали, в какой гей-бар идти за утешением, как был создан дизайн местной кофейни Старбакс, и главное, никогда бы не увидели эти тюльпаны. Катя, большое спасибо! Было очень приятно познакомиться! Насте привет!
Почти как живые!
Оптическая иллюзия - кажущиеся трехмерными домики на самом деле выполены в одной плоскости.
И напоследок - улица в Амстердаме.
А это пара кадров субботнего утра - зима в Голландии.
Суба в субботу греется над батареей на подоконнике и отрешенно смотрит вдаль. Снег снегом, а ужин должен быть по расписанию, думает он, догадываясь, что из Амстердама мы рано не вернемся.