Неискушенного туриста трудно заманить в Эйндховен. Ему подавай амстердамы, киндердайки, гитхорны и прочие кёйкенхофы. А в промышленном городе, историческая часть которого была почти полностью разрушена бомбардировками во время Второй Мировой Войны, нет ни завалящего средневекового замка, ни живописных каналов с мостами, церквей и то кот наплакал. К счастью, некто Жерар Филипс вместе со своим отцом, между прочим, двоюродным братом Карла Маркса, основал здесь в 1891-м году небольшую фабрику по производству электроламп. Несколько лет спустя их первым международным коммерческим проектом стал договор на поставку 50 000 угольных ламп-свечей для хрустальных канделябров царского Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге. С тех пор компания Филипс вышла на лидирующие позиции в мире в сфере энергоэффективных систем освещения. Половина всех футбольных стадионов освещены системами Филипс. Подсветка Эйфелевой башни, Египетских пирамид, того же Зимнего Дворца, и многих других всемирно известных строений, даже целого княжества Монако разработаны компанией Филипс. Поэтому не случайно то, что Эйндховен обзавелся собственным фестивалем света, как и Амстердам. С той только разницей, что по вечернему Амстердаму и без фестиваля можно гулять, а в Эйндховен стоит ехать только ради GLOW. Во всяком случае, других причин для себя я пока не нашел, возможно, нужно присмотреться получше, при дневном свете. А спортивный союз компании ПСВ (PSV - Philips Sport Vereniging) по старой традиции продолжает регулярно встречаться и делить очки с российскими футбольными клубами в еврокубках. Но это еще один повод приехать в Эйндховен, которым я пока еще не воспользовался.
Фестиваль света
Glow Eindhoven проходит каждый год в ноябре, продолжается неделю, и цветом и светом разбавляет череду серых, туманных, дождливых и холодных осенних дней. В единственный свободный от своих и детских тренировок вечер я приехал в Эйндховен и прошел за четыре часа большую часть маршрута, проложенного через центр города.
Световые инсталляции от местных и иностранных художников и дизайнеров включаются в 18:30 и работают до 23:00.
Эта состоящая из двух вращающихся и светящихся половинок конструкция меняет цвет, форму и противно скрипит каждый раз выглядит по-другому. Здесь начинается первая часть маршрута фестиваля - городская.
В общем-то, ничем не примечательная фотография, но здесь и Филипс, и характерная городская архитектура, и фигурка, прыгающая и крутящая сальто на стене высотки.
Через центр стеклянного контейнера, наполненного гирляндами, меняющими цвет, можно было пройти пешком, но там очередь большая была. Я со стороны посмотрел.
Цвет меняется интерактивно, в зависимости от движения внутри контейнера.
Интересная комбинация - 16 качелей с подсветкой, каждая из которых является музыкальным инструментом. От любого движения качели зависит звук, который она издает. Все звуки объединяются в одну музыкальную, неповторимую композицию.
В этот вечер все светящееся казалось относящимся к фестивалю. А присмотришься - это обычный многоквартирный дом.
Или кафе-столовая.
Или подъезд жилого дома.
Или обычный офис.
Или витрина сувенирного магазин. Люди, далекие от искусстваи дизайна, не сразу и разберутся.
Небольшие работы местных студентов выставляли в помещении.
Одна из самых зрелищных работ. Несколько прожекторов, расставленных в форме круга, формируют в небе бесконечно изменяющиеся композиции под космическую музыку. Но если бы я мог выбирать музыкальное оформление, то взял бы один из треков супер-бас-гитариста из Эйндховена Remco Hendriks'а, например,
вот эту.
Когда в центре круга стоишь и смотришь вверх, то теряешь ощущение реальности.
Но и со стороны выглядит очень эффектно.
Подсвеченные со всех сторон деревья и кусты на обычной парковке превращаются в магический сад.
Огромные, похожие на человеческие, наполняемые воздухом фигуры только что прибыли на Землю с другой планеты и осматриваются в незнакомой местности. Они то опускаются, то поднимаются, двигаются медленно и осторожно.
Огромные человечесие фигуры, наполненные мясом и кровью, медленно двигаются, выбирая себе перекус в дорогу. Вот, опять принял обычный автомат по продаже закусок за объект фестиваля.
Похоже, это центре города. Флаг показывает - мне направо.
Огромная пирамида для демонстрации трехмерных голограмм. Такую, только маленькую, для смартфона,
можно легко сделать своими руками. Выглядит даже в домашних условиях волшебно.
А здесь были голограммы в человеческий рост, как настоящие. Правда, женщина прямо передо мной снимала все на большой, красивый, новый телефон, поэтому впечатление осталось двойственное.
Церковь святой Екатерины превратилась в видеотриптих на основе работ Иеронима Босха в честь пятисотлетия со дня его смерти. Голландский художник считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Портрет Иеронима Босха в финале пятиминутной проекции.
Вывеска клуба или кафе, которую тоже легко принять за фестивальный проект. "Динамо участвует?" - "Все участвуют!"
Постер "Bach to the Basic" в торговом центре порадовал.
Еще одна инсталляция, сочетаящая свет и музыку. Диджей крутит пластинки, а под куполом торгового центра 121 светящияся трубка меняют цвета и двигаются вверх-вниз. С учетом отражений в куполе получаются впечатляющие картины, как в калейдоскопе.
2500 школьников из сорока городских школ наделали и разукрасили целлофановые двухметровые коконы. Как говорится, чем бы дети не тешились, лишь бы при этом культурно развивались.
Вот это интересная интерактивная штука. Выглядит так, как будто капли света падают дождем на дорогу.
А кто по ним пройдет, заставляет капли двигаться - нагоняет волну.
Проекции идиом на стену концертного зала.
Пешеходный туннель ведет на территорию кампуса Технического Университета Эйндховена. По его территории проходила вторая часть маршрута - научная.
Множество нитей, имитирующие работу искусственного мозга. Мысли, эмоции, инстинкты переплетаются, взаимодействуют, образуют цифровые сгустки информации....
... которые через антенну отправляются в параллельные миры. Я так сразу и подумал.
И последнее, что я успел увидеть, перед тем как выключили свет - куб из 20 тысяч трехцветных ламп и труба из 10 тысяч трехцветных ламп. Смысл там еще труднее найти, чем в предыдущей работе. Но красиво.
Два дня назад это была Суперлуна, а теперь она опять стала обычной.
Световая хореография в парке под музыку танго. Последнее танго в Эйндховене.
Ну вот и все. Следующий фестиваль света - в декабре в Амстердаме. А там и до весны недалеко.