На сайте Балтийской Государственной Академии, которой принадлежит легендарный барк, в разделе
"Крузенштерн" регулярно появляются новости с борта судна с фотографиями, можно следить за перемещением парусника в реальном времени, почитать письма курсантов или познакомиться с экипажем. В отчете о заходе во Флиссинген капитан УПС "Крузенштерн" Михаил Вячеславович Новиков рассказал, что за время стоянки на борту побывало более пяти тысяч жителей и гостей города.
После парада парусов Крузенштерн развернулся и направлялся к причалу для высадки туристов. Отдохнув и немного перекусив, мы собирались опять подняться на палубу, где начался аврал по уборке парусов. Но в коридоре встретили направляющуюся в курсантскую столовую буфетчицу накрывать на полдник. Это я потом понял. Женщина приветливо заговорили с детьми и попросили Лену о помощи. Лена согласилась, и пошла за ними, Яша пошел за Леной, ну и мы пошли за детьми. Вахтенные по столовой курсанты участвовали в аврале, и женщинам требовалась помощь.
Раздаточная в курсантской столовой.
На полдник кормили зеленым горошком, шпротами и вареным яйцом.
Дети разносили тарелки, Лена считала, чтобы на каждом столе стояло по десять порций, а я смотрел, чтобы никто ничего не уронил.
Четырнадцать лет назад я тоже здесь и накрывал, и кушал, и учился. Наконец, вернулись курсанты с аврала и мы попрощались с буфетчицами, получив порцию благодарностей.
Долго дышать свежим воздухом не получилось - погода начала портиться, пошел дождь, и мы опять вернулись в каюту.
Оставив детей, мы с Ирой пошли в гости к плотнику Владу Коновалову (слева), отнесли ему самодельного тортика.
Игорь Майоров - подшкипер и, с недавних пор, парусный мастер. На этом должности он сменил легендарного дядю Леву - Орлова Льва Николаевича.
По наследству досталась ему и парусная мастерская.
Игорь хотел показать Сереге Осову, как бывшему старшему боцману, новые паруса и порядок, который он навел в парусной. например - постелил линолеум. Сразу видно - здесь есть жизнь: сушатся постиранные робы, а также флаги расцвечивания.
Швейная машинка для тонкой работы.
Тут тебе и холодильник, и стиральная машина, и картина. Еще дальше вправо готовится к установке мягкий уголок,чтоб парусный мастер мог отдохнуть после тяжелого рабочего дня.
А это промышленная швейная машина для ремонта парусов.
Склад запасных парусов.
Если не ошибаюсь, бом-брам-стень-стаксель второго грота - самый верхний косой парус из трех между первым и вторым гротом
За нитками любой толщины и суровости можно обращаться в парусную.
Чтобы попасть в парусную мастерскую с палубы, нужно спуститься на три этажа вниз.
Максим очень хорошо рисует. Этим он тоже покорил Лену.
Между тем туристов, которые ходили с нами на парад парусов (один билет стоил 90 евро), уже высадили, и Крузенштерн готовится зайти во внутреннюю гавань Флиссингена через шлюз. Вот он, прямо по курсу.
Издалека кажется, что в такую конуру барк не поместится.
Для справки: длина парусника 114,5 метров, ширина - 14 метров.
Крузенштерн поместится в шлюз вместе только с одним носовым буксиром.
Заходим в шлюз. Вид с носа в корму с левого....
... и правого бортов.
Пока створки шлюза закрыты, по ним можно проходит и даже проезжать на велосипеде.
Народу потихоньку прибавляется.
Буксир виртуозно дотащил нас до нужного места и сам скромно затих в уголке.
Барк швартуется правым бором. На шпиль заведен швартовный конец.
Миша Привалов подает команды по швартовке.
Уровень воды в шлюзе и во внутренней гавани выравнивается.
Для курсантов этого рейса это первый иностранный порт,
Уровень воды выровнялся, шлюз открылся.
Курсантов ждет увольнение в город .
Проходим мимо пришвартованного Мира. Фрегат считается самым быстрым парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость под парусами - 21 узел (38,9 км/ч). Крузенштерн может двигаться под парусами со скоростью около 17 узлов.
Экипажи Мира и Крузенштерна знают друг друга и давно дружат. "Посмотрите, кто к нам приехал, - кричит Миша Привалов, - Осов Серега!"
Тут же договариваются о встрече.
Миряне Осова уже несколько лет не видели.
После швартовки объявляют ужин. В кают-компании экипажа работает Людмила Васильевна Чистохвалова, я у нее еще курсантом работал. Она нас накормила и еще недельный запас яблок и апельсинов с собой дала.
В тот же вечер на борту Крузенштерна намечался торжественный прием с участием посла РФ в Нидерландах, поэтому как только трап был спущен, по нему начали поднимать провизию для приема, приехал русский хор, официанты. Быстро попрощавшись со всеми, кто был поблизости, мы спустились на берег и пошли к машине. Серега Осов собирался забежать на Мир на полчаса, поздороваться с друзьями и ехать за нами следом, но кто ж его отпустит. Он с семьей заночевал на Крузере, утром они погуляли по городу и после обеда приехали к нам, где остались еще на четыре дня. Крузенштерн пошел дальше - в Бельгию, Испанию и Францию. Домой, в Калининград, парусник вернется в конце октября.
Утренняя фотография на память: Осовы, Привалов и Майоров.
Все, конец.