В катаниях на Крузенштерне есть один, но существенный недостаток - ты не сможешь полюбоваться парусником со стороны. Перебрасопка рей, подъем курсантов на мачты для отдачи парусов, подъем рей в верхнее положение, постановка парусов, маневрирование судна - мне ни разу не доводилось видеть вживую, как все это выглядит с берега или с моря. Наверное, захватывающее зрелище. Набережная и пляж Флиссингена были забиты до отказа. Вот каким увидели Крузенштерн зрители на параде парусов (фотка не моя).
А теперь я покажу, что значит парад парусов для курсантов и экипажа.
Пока мы отнесли вещи в каюту Миши Привалова и пообедали в кают-компании, туристы загрузились, и началась отшвартовка. Буксир оттаскивает Крузер от причала.
У трапа мы разбежались с семьей Сереги Осова в разные стороны, а встретились, конечно же, на корме. Его жена Оля и два сына - Саша и Максим. Лена, по-моему, запала на Максима - и сидеть она хотела рядом с ним, и вон как смотрит.
Парусники ждут начала парада.
Нок первой грот-мачты с указателем направления ветра.
По громкоговорящей связи объявляют: "Палубной команде и курсантам приготовиться к парусному авралу! Перебрасопка рей и постановка парусов". Курсанты сразу бросают свои дела, надевают страховочные пояса и выбегают на палубу готовить снасти.
Звучит сигнал парусного аврала - чередующиеся короткие и длинные звонки. "Парусный аврал, парусный аврал, парусный аврал. Пошел все наверх." Все уже и так наверху, снасти разложены, можно начинать.
Рейс только начался, курсанты все новые, десятидневная программа их подготовки еще не завершена. Боцман второго грота Саша Лесников дает последние указания.
Сначала будем брасопить реи - поворачивать их в горизонтальной плоскости в зависимости от направления ветра. С мостика подают указания, в какое положение их надо поставить. Курсанты расходятся по местам, боцмана рапортуют на мостик - "Фок готов!", "Первый грот готов!", "Второй грот готов!". И по команде все реи всех мачт начинают одновременно поворачивать. Три нижних рея поворачиваются марсо-брасовой лебедкой (внизу на фотке), три верхних рея - вручную.
Старший матрос и плотник Владик Коновалов следит за процессом.
Когда реи отбрасоплены до нужного положения, их по одному выравнивают, чтобы все они находились в одной вертикальной плоскости. Приходится потягать.
Серега Осов говорит: "Так непривычно - аврал идет, а ты ничего не делаешь."
Ира довольная - сто лет на аврале не была, а дети ждут, пока курсанты полезут наверх.
Опять же по команде начинается подъем курсантов на мачты для отдачи парусов.
Нужно развязать сезневки, которыми укатанные паруса закреплены на реях.
Боцман наблюдает, чтобы все сезневки были развязаны.
Курсанты расходятся по реям, у каждого свой участок. Верхний марса-рей (верхний из двух, на которых находятся курсанты) нужно будет еще поднять в верхнее положение.
Вот тут еще одну развязать осталось.
Небольшие парусники уже при парусах, а мы еще нет.
Для повышения остойчивости судна три рея на мачте из шести подвижны и опускаются в походное положение. Для постановки на них парусов реи ставят в верхнее положение. Верхний марса-рей поднимается марсафальной лебедкой. Одновременно крутят лебедку четыре курсанта и меняются по одному через каждые четыре оборота. На фото - у первый грота.
Девушка лебедку не крутит, девушка ведет счет и показывает, какой курсант сменяется. На его место встает следующий.
Марсафальная лебедка на втором гроте.
А в это время на бушприте развязывают косые паруса. Бушприт - моя любовь, как и фок-мачта - мачта. На них я работал курсантом.
Пред самым нашим носом проходит летучий голландец...
... и уходит на парад.
Как в семнадцатом веке!
Опять же по команде с мостика начинается постановка парусов.
Боцман фока Юра Юров следит за парусом.
Курсанты на подъеме парусов - одни травят, другие тянут.
На фок-мачте поставлены три паруса, на грот-мачтах - по два.
Боцман или матрос командует, что еще надо подтянуть и потравить.
Боцман фока Юра Юров расслабляется, хотя у него сейчас по плану подъем косых парусов.
Фор-стень-стаксель пошел!
Косой парус поднимается не сам, а курсантами.
Юра - добрый и душевный человек, вежливо просит курсантов приложить немного больше усилий.
И курсанты слушаются своего боцмана.
Обтягивают шкоты косых парусов.
Все паруса поставлены, снасти уложены. Боцмана рапортую на мостик - "На фоке снасти уложены!" - "Отбой фоку"... "На первом гроте...".... - "Отбой второму гроту. Отбой парусному авралу." Мы подходим к городскому променаду.
Надо обязательно сфотографироваться на фоне парусов.
После аврала все опять собираются на корме.
Яша нашел замурованный мотоцикл.
Старший боцман Миша Привалов уговаривает Яшу идти к нему в палубную команду - на паруснике три места матросов вакантны.
Наверное, уговорил. Яше много не надо, он за конфетки может работать.
Миша рассказывает, как легко он Яшу к себе переманил, а я и счастью своему не верю.
Берег забит народом.
Семья Осовых.
Курсанты приветствуют военный корабль.
Потом переходят на другой борт и приветствуют гостей праздника.
Боцмана наслаждаются свободной минутой - у кого-то праздник, а у них скоро аврал по уборке парусов.
Действительно, пол-страны собралось в одном месте.
Еще две чужие фотки - как Крузенштерн выглядел со стороны моря.
Под железный блок заботливо подложен коврик, чтобы не повредить палубное покрытие.
На свежем морском воздухе дети проголодались, спускаемся в каюту попить чаю с тортиком, который испекла Ира. В иллюминатор виден наш российский Штандарт - он уже развернулся и идет назад в порт.
Парад парусов закончен. Крузенштерн разворачивается, убирает паруса и идет высаживать туристов. Погода портится - начинается дождь. Яша и Лена помогают накрыть на полдник в курсантской столовой, парусный мастер приглашает нас с Серегой в парусную мастерскую,Крузенштерн заходит через шлюз во внутреннюю гавань Флиссингена. Об этом будет третья часть.
Продолжение следует...