С 22-го по 25-е августа в голландском Флисcингене проводился парусный фестиваль Sail de Ruyter. Были приглашены российские парусники Мир и Крузенштерн. От Бреды, где я живу, до Флиссингена на машине за час можно доехать при попутном ветре. И я собирался пригласить к себе в гости несколько друзей из экипажа, сколько в машину влезет, чтобы показать, где и как я живу, да отвлечь народ от корабельных будней. А то все мы да мы к ним в гости приезжаем. Но оказалось, что в субботу, на которую я строил планы, на фестивале намечен парад парусов, а это значит выход в море, катание туристов и никого никуда не отпустят. Тогда я секретным способом связался со старпомом барка Женькой Ромашкиным и спросил осторожно, а нельзя ли нам с детьми пойти с вами на катания? Я уже десять лет не выходил на Крузере в море, Ира - одиннадцать, а Лена с Яшей - вообще никогда в жизни. Полтора дня не было ответа, пока барк не подошел к берегам Нидерландов, потом пришло сообщение - "Приезжайте на катания". Уррра! Спасибо, Женька!
В это же время бывший старший боцман Крузенштерна Осов Серега со своей семьей гостил у родственников в Германии и собирался заехать ненадолго к нам на следующей неделе. Когда я ему сообщил, что мы пойдем с Крузером на катания, он перекроил все планы и рано утром в субботу тоже выдвинулся во Флиссинген. Я знал, что ни его жена, ни его дети еще никогда не выходили в море на паруснике, а Серега очень хотел им показать, чем он занимался несколько лет, пройдя путь от обычного матроса второго грота до старшего боцмана в кругосветном плавании 2005-2006-го года. Весь фоторепортаж я разделил на три части из-за огромного количества фотографий. В этой части будут швартовные операции Мира и Крузенштерна, во второй - выход в море, парусные авралы и парад парусников, а в третьей я покажу парусную мастерскую и заход Крузенштерна через шлюз во внутреннюю гавань Флиссингена.
Если в Нидерландах проводится парусный фестиваль, пол-страны съезжается посмотреть. Чтобы не стоять в пробках, мы выехали из Бреды в 7:30. Флиссинген - портовый город, и это видно даже в его окнах.
Приехали, в городе еще спокойно, а нашего паруниска нигде не видно, только мачты Мира торчат. Пошли через шлюзы, через город туда, где по плану должен стоять Крузенштерн, может, он спрятался за высокими портовыми зданиями. Поднимаемся на дамбу, чтобы осмотреться.
А Крузер уже в море! Отлив оголил прибрежный песок, и любители полакомиться моллюсками из ракушек выкапывают их из песка.
Ира в панике - как мы попадем на борт!? Дети в панике - мы не хотим плыть на Крузенштерн!! А я секретным, проверенным способом связываюсь с Женькой Ромашкиным. Оказывается, когда Мир выйдет в море, Крузер встанет на его место, чтобы взять туристов. Все понятно.
Мы потихоньку идем по дамбе в нужную сторону. Ромашки, конечно же, для Ромашкина.
Опять проходим через шлюзы, мимо вокзала, поднимаемся на причал, с которого отлично виден Мир. Санкт-Петербургу привет! Он уже готов отшвартоваться, буксиры поданы, но туристы еще толпятся на причале.
Ира с детьми усаживается поудобней, чтобы посмотреть как уйдет один парусник и придет другой.
Полиция не столько следит за порядком (что за ним следить?), сколько глазеет на парусники.
Я стоял на трапе для спуска на причал.
Ждать долго не пришлось. Туристы загрузились, и Мир оттаскивают буксирами от причала.
Буксиры так тянут, что парусник кренится.
Ко входу в гавань уже подтягивается Крузенштерн. Серега Осов еще был в дороге, опаздывал, я слал ему смски с обзором событий, а он просил меня держать Крузер за швартовный конец и не уходить в море без него.
Теперь Мир уже может сам двигаться.
Буксирные канаты ослабли, но пока парусник не выйдет из узкости гавани, его будут держать на привязи. На всякий случай.
Пока, Мир!
Где там Крузенштерн?
Мир уходит, Крузенштерн заходит.
Буксиры встречают второй самый большой парусник в мире.
Питерский Штандарт - точная копия флагманского фрегата Петра Первого - успевает проскочить в гавань перед Крузером.
Полицейский эскорт не для российских парусников. На фестиваль ожидалось прибытие короля Нидерландов с семьей.
Крузер появляется, пульс учащается.
Женька Ромашкин махал нам с мостика, мы махали ему, а Яша услышал и увидел вертолет. Сказали, что на нем,возможно, прилетела королевская семья.
Я не знаю этих людей на мостике.
Барк медленно заходит в гавань....
...а навстречу ему выходит военный корабль.
Тоже четырехмачтовый. Возможно, именно на нем и была королевская семья. Российский флаг приспущен в приветствии.
Теперь начинаются танцы. Крузер надо развернуть носом на выход.
Если бы играла музыка, это был бы медленный-медленный вальс.
Фотоэффект "Драматичный", с сильным контрастом. Все вокруг было таким серым с утра, контраста очень не хватало.
Пируэт.
Подхват.
Соблюдаем синхронность.
Уже можно узнать боцмана фока Юру Юрова в красной футболке.
Финальный аккорд.
На пирс летят выброски, прикрепленный к швартовным концам. Береговая служба в действии. Капитан следит за швартовкой с мостика.
Буксир выпускает прощальное облако дыма - спасибо за танец.
"Баковым на бак, ютовым на ют. По местам швартовки стоять. На швартовы становиться." Все, закончилась швартовка.
Причал оказался частным, нас на него не пускали. Причем, это была даже не территория Голландии, а нейтральная для погрузки-разгрузки. Тут и Серега Осов с семьей показался на дороге. Мы ждали у ворот, звонили старшему боцману Мише Привалову, чтобы он нас забрал, говорили охраннику, что мы сто лет на паруснике работали двести лет назад. Наконец нас пропустили на причал. Мы еще не успели на борт подняться, как начались объятия, рукопожатия и прочие поцелуи. Там уже не до фотографий было.
Вот так, чтобы обыкновенному русскому человеку выйти в море на русском паруснике, надо приехать за тридевять земель, на край земли. И все-таки это возможно!
Продолжение следует....