Jan 09, 2009 12:28
Главной проблему современных православных публицистов является то, что все свои выводы они делают исходя не из Библии и учения Отцов Церкви, а из своих предрассудков (т.е. идей, заимстовванных из мира сего и не осмысленных в свете слова Божия). Вот и то, что касается природы государства - выводы строят на Марксе, а не на Моисее и Павле. Итак, давайте по порядку. Было ли государство в раю? Нет. Об этом у нас ни свидетельств, ни возможности признавать такую возможность. Ни суд, ни армия, ни полиция, ни смертная казнь, ни налоги не возможны в безгрешном и бессмертном мире.
Было ли государство до Потопа? Да, возможность его появилась после грехопадения, но опять таки нет никаких свидетельств того, что нечто такое существовало. Ни Каин не подвергся никакому человеческому наказанию, ни Ламех - убийца. Более того, из того, что мы знаем про древнейший мир, нам известно, что праведники пытались влиять на людей через убеждение и обличение (Енох см. послание Иуды, и Ной см. 2 Петр.), а также удаляя себя от злодеев, но никак не сдерживая при помощи силы преступления злодеев. Книга Бытия прямо говорит, что Ной был праведным и непорочным " роде своем" (Быт. 6, 9). Т.е. до Потопа люди жили родовым строем. Ни про какое государство (даже в форме военной демократии) Писание тогда не упоминает.
Но после Потопа Бог дает новую заповедь: "кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человекка: ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9, 6). Из этой заповеди следует, что Бог ввел такой инструмент сдерживания зла как смертная казнь. И именно из этого повеления как раз и рождается государство. Ведь нужен тот, кто найдет убийцу, кто определит виновен он или нет, и тот кто приведет приговор в исполнение. А именно этим и занимается любое государство, вне зависимости от того, монархия ли это, демократия или аристократия. Так что слова ап. Павла, что "существующие власти от Бога установлены" (Быт. 13, 1-2) фактически верны. Сам институт власти установлен Богом. Собственно об этом и писал Златоуст в толковании на эти стихи посл. к Рим.
А уже что лучше - монархия, аристократия или демократия - вопрос второй, на котором Библия особо не акцентирует внимание. Другое дело, что Библия обличает злоупотребление этим даром - в лице царей, приписывающих себе Божеские почести или нарушающих правосудие. При этом, конечно, Библия подчеркивает уникальный статус народа Божия, которого Царь - Сам Бог. А это заведомо лучшая форма правления. Но это никак не отрицало ни земного института правосудия, ни наказания за злодейство (достаточно вспомнить нормы Закона Божия). Так что даже пророк Моисей называется в Писании "царем Израиля" (Втор. 33, 5).
Так что утверждение, что государство - это некое необходимое зло противоречит Писанию, как противоречит ему и противление власти под предлогом легитимизма.