Jan 08, 2009 12:27
Тут прочитал две книжки вроде как противоположных по взглядам авторов и удивился полному тождеству взглядов в отношении к государству. И ярый антисемит и ярый либерал одинаково считают любую попытку Церкви договориться с властью проявлением слабости, беспринципности, неморальности и т.д. При этом вариант оправдания принимается только один. Мол слаб человек (ну в случае с антисемитом еще вариант есть - был наследственный царь батюшка, а тех пор как революция, так все едино). А подумать, что Церковь в принципе не имеет права поступать по другому, почему-то в голову не приходит. А ведь если вникнуть в Писание, то становиться очевидным, что иного пути кроме поиска возможности симфонии у Церкви нет именно из-за Ее Божественного установления. Ведь если происхождение Церкви от Бога ясно - Пятидесятница, то Пи сание как Ветхого, так и Нового Завета утверждает, что Сам Бог устанавливает и сам институт власти, и ставит правителей, как верующих, так и не верующих.
Бог наш Вседержитель, а не частичнодержитель. И именно поэтому ненормальным является ситуация конфликта между государством и Церковью. Понятно, что сфера деятельности Церкви и государства различны. Епископы не должны вести войн, а государи - устанавливать каноны и догматы. Но одно не должно противоречить другому. Ведь человек не сводиться ни тому, что он подданый государства, ни к тому, что он послушник духовника. Эти сферы в нем сосуществуют, но из этого не следует, что они должны быть в конфликте. Ведь полностью человек подчинен только Богу, Который дает ему и силу есть пищу, и обязывает платить налоги, и учит духовному росту, и защищает руками милиции. А потому нормальным является союз между теми общаственными институтами, которые Бог установил и использует для жизни человека.
А потому всякий конфликт между властью Церковью - это болезнь, а желание его узаконить - это шизофрения. И тут совершенно не важно из-за чего это происходит - из-за "борьбы за права человека" или из-за идеи наследственной монархии. Главное, это разрыв между двумя богоустановленными институтами который не может быть назван иначе чем грехом.
Собственно из-за греха он и возникает. Это касается и желания клириков взять на себя функции государства (война, налоги, правила дорожного движения и т.д.), так и властей которое или просто нарушают заповеди (например обижая бедных, ведя неправедные суды, грабя слабых), или пытается приписать себе не данные ей Богом функции (образования граждан, церковное управление, идеология и т.п.). Вот именно это и является грехом, а не сам феномен государственной власти и союза с ней Церкви. Как отдельный человек не может всегда быть грешником (блудить или пьянствовать непрерывно не получается ни у кого), так и деятельность власти не может состоять из одного греха, иначе она рухнет под грузом своих беззаконий. Вот в той сфере, в которой власть и Церковь следуют воле Бога и должно быть сотрудничество.