Когда человек становится неофитом со всеми вытекающими, он искренне рад тому, что окунается в совершенно иную атмосферу отношений с людьми его веры. Желание выделить некую обособленность "нового" общества быстро находит выражение в ненасытном участии в богослужениях, горячих нескончаемых молитвенных правилах, небывалом энтузиазме и мгновенной отзывчивости всему что касается Церкви. Такие люди меняются даже внешне. Нет, я не о платочках до-бровей и юбках до-пят. Изменяется ритм жизни, походка, выражение лица, лексикон и, даже, образ мысли.
Ну а как же? Раньше "6 чувство" т.е. вера была атрофирована, носила эпизодический и поверхностный характер. Теперь же, это чувство забило таким мощным потоком, что стало пьянить и захватывать дыхание, пробивая себе дорогу в главенство над всеми человеческими проявлениями и возможностями. Перед такой верой (правда на недолгий срок) меркнет все: привычки, страсти, принципы и даже разум. Человек превращается в уязвимое, но искреннее дитя, которое учится все приносить в жертву своему новому, восставшему из пепелища души, чувству, принимая все на новообретенную веру.
Именно о таких Христос говорит: "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". Именно о таком самозабвении учит Господь: "Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном". Именно к заботе о таких призывает Бог: "И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает". Но и строго грозит милостивый Спаситель оберегая таких: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской".(Матф.18:3-6) Предостерегает Он потому, что наши неофиты чрезвычайно наивны, внушаемы и, следовательно, ранимы. И соблазн станет таковым не только тогда, когда человек на долго, если не на всегда, отпадет от Церкви, а еще и тогда, когда "более опытные" оказывают свое "пастырское" влияние на них или, что тоже, начинают использовать их. Здесь "власть имущие" проявляют не слабые знания старческих благословений и отеческих послушаний, и умело оперируют ими исключительно в своих интересах. Следствием такого предводительства является духовное насилие над человеком, погружающее его в тоталитарную секту православного обряда. Побочными эффектами такой "духовности" становятся экзальтация, оторванность от реальности, смещение духовных ценностей и деградация личности, по сути то что святыми называется прелестью или бесовской духовностью.
Уверен, все читающие знают примеры таких духовных чУд, но слово здесь не о них. Таких людей нельзя судить строго, т.к. они - пострадавшие. Знают о них и те, кто стоит у истоков такой лже-духовности. Это такие архипастыри и пастыри, которые паразитируют между благодатью Божией и религиозным вдохновением человека. Хиротония наносит характерный отпечаток на человека. Постоянное пребывание в атмосфере тайны исповеди и интимных закоулков человеческих душ делает священника осознанным и/или интуитивным специалистом греховной психологии. Но так как и любое дарование может быть использовано против Бога и человека, так и священнический опыт может стать жертвой алчности, тщеславия и лицемерия пастыря. Используя знания человеческих слабостей, священник легко может играть на них, терпеливо выстраивая стратегию порабощения себе человека. Один престарелый "почитаемый" священник как-то напутствовал своего зятя в день его рукоположения: "Сынок, если ты хочешь что бы люди тебя уважали - никогда им не показывай их недостатков. Если ты хочешь что бы тебя любили - хвали их почаще. Если же ты хочешь чтобы тебя боготворили, отдавали тебе последнее и были готовы отдать за тебя жизнь - хвали их за их грехи". Пожелание исчерпывающее, не так ли? Какое потрясающее знание беспредельности человеческой гордости иллюстрирует этот горе-священник, и все же направляет этот талант на службу только себе и своему неменьшему тщеславию, но не Богу и людям. Слово "антихрист" правильней перевести не "против Христа", а " вместо Христа", и, в этом контексте, священник попадает под этот древний термин. "Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое". (2Тим.4:1-5)
Я в Церкви с 13 лет. Мой путь лежал от прихожанина, стоящего в притворе, до священника. Господь судил мне побывать на всех церковных послушаниях, как бы постепенно погружая меня во все проявления приходской жизни с ее достоинствами и сложностями. Помню, был я пономарем в одном соборе областного города. Служило там тогда четыре священника. Они менялись седмицами, жизнь их, конечно, была не проста, но они бывали и выходными по 4-5 дней подряд в три недели. Я же был один пономарь. Выходных не имел. Подхожу к настоятелю, мол, устал, (четыре недели для 16-ти летнего парня без выходных это не шутки. Правда благодать Божья поддерживала меня до времени) хочу отдохнуть. Он спросил: "Ты что, от престола устал?!!" Я не нашел что ему ответить и пономарил еще несколько дней, пока внезапно не слег, и приехавшая скорая поставила диагноз "Переутомление". На этом моя карьера соборного пономаря завершилась. Как я был счастлив. Много раз было, что на мне экономили называя это "во славу Божью". Почему-то и я тогда думал, что это синоним слова "бесплатно". Меня понуждали "слукавить по благословению"???? Слава Богу, я уже тогда понимал не связность этих слов. Склоняли быть стукачем, но правда Божия не позволила мне этого сделать. Было всякое. Эти откровения не поставили меня в позу к Церкви. Скорее наоборот. Я, как священник, знаю проблемы церкви не по наслышке и призван бороться с ними и обличать их. Но были и те, которые не выдержали. Мне их жаль. Жаль и соблазнивших их. Прости их Господи, и меня если я соблазнил кого-то моим молчанием или поступком. Служу в сане восьмой год и "насобирал" 12 переводов. Ни на кого не держу обиду. За всех них молюсь и, кажется, люблю их :-) Но мне было бы на много легче жить и верить если бы кто-то меня предупредил. Сейчас много говорится о том, стоит или не стоит говорить открыто о проблемах церкви. Полагают, что это соблазнит многих. А Священное Пистание соблазняет или не соблазняет? Оно не скрывает грехи даже святых, а показывает и осуждает их, становясь беспристрастным и нелицеприятным судией, доказывая тем самым свое богодухновение. "Свидетельствуй о зле"(Иоан.18:23) - сказал Христос даже по отношению к Себе. Не сказал, что обо Мне так говорить нельзя. И пока не придумали возможность оповещать о "внутренних" проблемах церкви только воцерковленных людей, довожу до сведения и не воцерковленных. Бог никуда не делся. Церковь - это тоже срез общества, и если ты видишь что-то в нем неладное, - приди и покажи своим примером как надо. Такие как ты нужны Богу, Его Церкви и Его миру!