Доклад на чтениях посвященных Н.А.Корфу. БГПУ 2010г.
«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум». Прит. 2:3-6
В наше время еще довольно твердо придерживаются, созданного атеизмом, стереотипа о несовместимости науки и религии. Считается, что религия противница науки, и является чуть ли не единственной помехой на пути к прогрессу. Здесь говорят и об инквизиции, анафемах и, вообще, мол Библия противоречит уже изученным открытиям. В ней ничего не говориться о большом взрыве, обезьянах, мамонтах и Ленине, а - значит, нечего туда и заглядывать.
Я не собираюсь доказывать истинность Писания, хотя для меня это факт и никаких противоречий с наукой в ней нет и, даже про Ленина в ней написано. Я пойду от противного и предположу следующее. Что если мы с вами, здесь сидящие, всего лишь случайная выходка природы, прорыв цепочки под воздействием солнечного излучения или глобального потепления, а может ледникового периода? Что если наши прародители - обезьяны, а мы их дальние потомки? Ведь если это так, то нам не зачем здесь сидеть, протирать одежду, незачем и носить ее, незачем учиться. Ведь никто тогда не имеет никакого морального права осудить нас даже за то, что мы съедим друг друга, так как у обезьян такое случается. И смысл нашего с вами бытия исчерпывается оставшимся после нас потомством и надгробным холмиком с искусственными цветами. Воровство, измены, жадность, хамство, рукоприкладство и т.д., все это мелочи заставляющие смириться нас с обезьяньим прошлым. Все, тема закрыта. Всем спасибо, все на пальмы. Простите за грубую иронию, все понимают, что это не так.
Но что если все-таки мы сотворены Богом? Тогда справедливым вопросом стало бы «с какой целью»? А Библия говорит, что бы стали такими как Он, по Его образу и подобию. И здесь даже если мы не хамы, не воры и даже не обидчики, все равно еще не достигли такого совершенства как Бог, а должны. По крайней мере я не дорос. И за это вы уже имеете право на меня косо смотреть, сказав, что он не такой каким призван быть. И это не безнадежный замах, а реальное наше призвание. Святые отцы говорят: «Бог стал человеком, что бы человек стал Богом»! Да это конечно нам самим не под силу, но нам готовы помочь, только протяни руку, открой сердце и почувствуешь эту поддержку. Именно от этого родства у нас с вами стремление к истине и человечество готово к большому прыжку для того что бы приблизится к ней. И именно из церковной среды вышли Николай Коперник, который был племянником епископа, управлял хозяйством епархии и состоял членом епархиального совета. Кеплер, который три года учился на богословском факультете Тюбингенского университета, но его, помимо его воли, избрали преподавателем математики в Граце. “Для Кеплера такое решение означало крах всех его многолетних надежд. Он не мог себе представить, что дорога к карьере священника для него отныне закрыта, но тем не менее вынужден был подчиниться. Но глубокая религиозность и стремление согласовать науку со своим выстраданным и искренним представлением о Боге остались характерными для всей его жизни”.1 “Я хотел быть служителем Бога и много трудился для того, чтобы стать им; и вот в конце концов я стал славить Бога моими работами по астрономии... Я показал людям, которые будут читать эту книгу, славу Твоих дел; во всяком случае, в той мере, в какой мой ограниченный разум смог постичь нечто от Твоего безграничного величия” (Иоганн Кеплер).2 Галилей в 14 лет поступил послушником в орден иезуитов, “однако отец Галилея вовсе не желал видеть своего сына монахом и забрал его домой под предлогом того, что тот нуждается в лечении глаз”.3 Лейбниц свой главный труд посвятил “теодицее” - “оправданию Бога”.4 Ньютон писал толкования на библейские книги пророка Даниила и апостола Иоанна Богослова.5 Декарт получил образование в иезуитском колледже, “цитадели антиоккультизма”6 и в переписке с богемской принцессой Елизаветой защищал католичество и наставлял в благочестии: “первое и главное познание состоит в понимании, что существует Бог, от Которого зависят все вещи: это научит нас принимать как благо все, что с нами случается, ибо все это явно послано нам Богом”.7
Встречаются, конечно, убежденные атеисты среди ученых людей, но и на их поставленные вопросы существуют ответы, только такие ответы, которые не заставят поверить в Бога, потому как Богу нужны знания основанные на свободной вере. Знания без веры ущербны.
Один такой научный деятель как-то решил высмеять веру и обратился к студентам: « Как говорят богословы: «Все создано Богом! Вы тоже так думаете?» Кто-то ответил: «Конечно, Господь - Создатель всего!» «Значит, Бог создал все?» - уточнил профессор. Студент кивнул: «Конечно!». Профессор улыбнулся: «Давайте разберемся: раз Бог Создатель всего, а в мире существует зло, значит, это Бог создал его. Но наши дела определяют нас самих, отсюда, Бог есть зло!
И профессор рассмеялся, довольный, что он в очередной раз доказал, что вера в Бога - абсурд! Студенты сидели притихшие, не зная, как возразить профессору. И тут студент поднял руку: Можно вопрос, профессор?» Тот кивнул; «Конечно», и студент продолжил: «Скажите профессор, а холод существует?». Рассмеялись все, включая профессора: «Тебе что никогда не было холодно?»
Но студент не улыбаясь, говорил: «Вы ошибаетесь, профессор, холода не существует! Законы физики трактуют холод, как отсутствие тепла! Абсолютный 0 (-460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. И, чтобы описать материю, которая инертна в этом состоянии, и не реагирует ни на что, - придумали слово - холод, которое бы описывало то, что мы испытываем при отсутствии тепла! А холода не существует, профессор!».
Затем он спросил: « А темнота существует, профессор?». Тот ответил: « Да, естественно!».
Студент ответил: «Нет, профессор, Вы опять неправы! Темнота - это отсутствие света . Физика изучает свет, раскладывая его на множество цветов, и замеряя их. Темноту измерить нельзя. Темнота - это понятие, которое используется, чтобы описать, что происходит при отсутствии света». «И теперь скажите, сэр, зло существует?» Уже не очень уверенно профессор проговорил: «Да, я уже говорил. Оно везде, жестокость и насилие, преступления - это проявления зла…
Студент ответил: «Зла, как такового не существует, оно не существует само для себя. Как темнота и холод, так и зло - слова, придуманные для описания отсутствия чего-то. Зло - это отсутствие Бога. Это не вера или любовь, существующие также, как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света».
Профессор сел. Имя студента было - Альберт Эйнштейн.8
Не думаю, что профессор после этого пошел креститься. Он лишь начал поиск новых доказательств своей религии, религии атеизма. Но были попытки и доказательств бытия Божия научными мужами. Существует 5 доказательств Канта, а так же логическое доказательство Гете. И хотя эти труды не являются бесспорными, но они доказывают, что религиозный поиск не только не препятствует науке, но и формирует ее. Протодиакон Андрей Кураев говорит, что наука и религия - два языка этого поиска. Религия ищет зачем и почему, а наука пытается объяснить как и каким образом.
Во времена, когда зарождалась наука, а она родилась в христианских странах, среди обязательных дисциплин учебных заведений был Закон Божий. В Европе этот предмет изучают и поныне. Может именно этот предмет формировал стремление к познанию. Ведь если мир случайность, то случайность в нем и я, никаких законов случайность не имеет, а значит не зачем их познавать. Но если к небу, свету, воде, воздуху и всему, что меня окружает, прикоснулась рука Творца, Которого я люблю, то я полюблю и Его творение и захочу познать как Он это сотворил и вопрос на этот ответ смогу получить основывая на вере свои последующие знания. Именно таким было образование раньше, именно таким оно должно быть сейчас. И эта установка заложена даже в самом слове образование. Образование от слова образ. Но на Чей образ равняли педагоги своих воспитанников, в христианских странах. На образ Божий. Обучение должно было раскрывать в человеке все заложенное в нем от Бога и, таким образом, приближало бы его к первообразу и в духовном, и в моральном, и даже умственном проявлениях. Именно поэтому слово педагог с греческого переводится как детоводитель. К чему или все-таки к Кому? Ко Христу. Да и воспитание переводится как возрастание. Просвещение или украинское «освiта» говорит о святости и о свете. Все, каждый термин в области образования задает нам конечную точку, путь к которой должен быть прекрасен, но сложен и от того более вожделен.
Думаю, все согласятся с гениальностью наших соотечественников: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Бердяева, Шевченко, Сковороду ну и, конечно, Николая Александровича Корфа. Они не просто верили в Бога, они были церковными людьми. И, может быть, в этом-то и скрывается истинная причина их гениальности. И если кто-то желает внести в этот мир что-то весомое, было бы логичнее не начинать с ноля, а продолжить с достигнутого и в смысле с верой также.
1. Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987, с. 103.
2. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983, с. 85.
3. Кирсанов В.С. Научная революция XVII века, с. 150.
4. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Лейбниц Г. В. Сочинения. М., 1989, т. 4
5. Дмитриев И. С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. СПб., 1999.
6. Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997, с. 61.
7. Декарт Р. Сочинения. М., 1994, т. 2, сс. 489-541.
8. По материалам интернета.